Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 22:06, курсовая работа
Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные супружеские отношения. Учитывая актуальность проблемы межличностных супружеских отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области межличностных супружеских отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в области социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры, феминистики; выявить степень практического использования научных разработок.
Введение . ..............................................................................................2-4
Глава 1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования.................................................................................................................4-35
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака.................................................................................................................... 4-9
1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений............................................................................................................... 9-29
1.3. Некоторые методики диагностики межличностныхсупружеских отношений................................................................................................ 29-35
Глава 2 .............................................................................................36-43
Гипотеза исследования.
Описание выборки.
Описание методов диагностики и психокоррекции.
Ход эксперимента.
Выводы про итогам проведенного исследования.
Заключение ....................................................................................... 43-45
Библиография ....................................................................................46-48
Особые трудности вызывает
определение малой социальной группы.
Общепринятого определения не существует,
разные авторы пользуются различными
определениями этого понятия. Можно
согласиться с В.А.Гавриловым, что
для того, «чтобы определить понятие
«малая социальная группа», надо выявить
исходные, более или менее устойчивые
признаки, существенные свойства малой
группы, подведя бесконечно разнообразные
социальные действия отдельных людей
под критерий повторяемости» (20,с.9).
По его мнению, малая социальная
группа характеризуется такими основными
признаками: 1) это не случайное собрание
лиц, а относительно устойчивое социальное
образование, система социального
взаимодействия группы лиц; 2) это такая
форма социального объединения,
когда члены данной группы в силу
ее относительно небольшого состава
взаимодействуют друг с другом лично;
3) это форма социального
Как правило, для изучения
структуры взаимоотношений в
малых группах используются социометрические
методики. В настоящее время такие
методики в нашей стране получили
довольно широкое распространение.
В монографии Паниотти В.И. (20) дана классификация
характеристик малой группы с
точки зрения методов, применяемых
для ее исследования, что позволяет
более четко выделить класс характеристик,
для изучения которых применяются
социометрические методы. В IV главе
монографии приводятся результаты, полученные
при исследовании 742 малых групп.
Основным результатом монографии является
разработка взаимосвязанных методов,
предназначенных для
Одно из ведущих мест в
широкой программе
Половая дифференциация представляет
одну из актуальных проблем в изучении
социально-психологических
На современном этапе
развития общества, благодаря индустриализации
и развитию бытового обслуживания,
наблюдается снижение роли семьи
как хозяйственной ячейки и повышение
роли межличностных отношений членов
семьи, то есть возрастает значение социально-психологических
факторов. Эту точку зрения разделяют
Огберн, Берджесс и Локк, Уинч, Элмер,
Гуд, В.Б.Голофаст, А.М.Кириллова, П.И.Федосеев,
А.Г.Харчев. Несмотря на расхождения
между отечественными и зарубежными
исследователями и те, и другие
отмечают возрастание роли социально-психологических
факторов в институтах семьи и
брака. Однако фундаментальные исследования
этих факторов только начинаются и, если
отдельные авторы (Харчев А.Г. Семья
как объект философского и социологического
исследования (Л.,1974), Брак и семья
в СССР (М.,1979), Семья и общество
(М.,1981) и др. ) утверждают, что социология
семьи - одна из наиболее развитых областей
социологической науки, то о социально-психологическом
направлении этого сказать
1.2. Исследование
социально-психологических
Прослеживая исторический путь развития институтов семьи и брака, опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и анализируя работы А.Г.Харчева, Ю.И.Семенова, Л.Е.Иова, Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность данных институтов как предметов исследования, а также степень их сходства и различия. Брак определяется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной. Семья же определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и объединяющая супругов и их потомство.
Весь комплекс супружеских отношений предлагается разделять на два основных периода: 1) до вступления в брак (период становления брачных отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).
На основе обобщения работ Гуда, Киркпатрика, Уинча, Щепаньского, С.И.Голода, А.Г.Харчева и К.Л.Емельянова, в которых изучались некоторые аспекты добрачного периода, предлагается разделить период становления брачных отношений на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. Основные ценностно-мотивационные составляющие этих этапов можно конкретизировать следующим образом. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального) , согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером. Проводя анализ указанных составляющих периода становления брачных отношений и обобщая опыт уже имеющихся исследований, В.А. Куц были выдвинуты семь основных гипотез:
1. Социально-психологические
различия между мужчинами и
женщинами должны иметь место
во всех рассматриваемых
2. Степень выраженности
различий между мужчинами и
женщинами должна находиться
в определенной зависимости от
брачно-социального статуса
3. Различия должны быть
более выражены между
4. С увеличением возраста
(от 18 до 30 лет) социально-
5. В процессе становления
брачных отношений различия
6. С увеличением разницы в возрасте между мужчинами и женщинами различия будут возрастать.
7. Различия должны быть
статистически значимые не
Объектами исследования были молодые люди (18-30 лет), жители города Николаева с разным брачно-социальным статусом (не состоящие в браке, вступающие в брак, расторгающие и расторгнувшие брак). Опуская задачи исследования и методы сбора информации отметим, что статистически значимые различия в ценностных ориентациях мужчин и женщин чаще фиксировались относительно следующих ценностей: взаимопонимание, любовь, взаимная забота, дети, гармония в половой жизни. Причем, мужчины выше оценивали любовь и гармонию в половой жизни, а женщины - взаимопонимание, взаимную заботу и детей. Данные о мотивах поиска и выбора брачного партнера свидетельствуют о том, что более значимые различия имели место у расторгающих брак (или уже расторгнувших), а наименее значимые - у состоящих в браке. Причем у последних, в счастливых браках различия менее выражены, чем в удовлетворительных. С увеличением возраста числа опрашиваемых выраженность различий в ответах мужчин и женщин снижается. Наибольшие сходства в мотивах поиска брачного партнера наблюдаются между 25-30-летними мужчинами и 21-24-летними женщинами, а наиболее значимые различия наблюдаются между ответами 25-30-летних женщин, а также между 21-24-летних мужчин и 18-20-летних женщин. В рассматриваемых случаях мужчины чаще, чем женщины, отмечали стремление найти подобного себе человека и стремление к половой близости, а женщины выше, чем мужчины, оценивали желание быть любимой, желание испытывать заботу, желание понимания.
Эмпирические данные ряда
исследователей (А.Г.Харчева, С.И.Голода,
И.Гель-мана и др.) характеризуют
отношение мужчин и женщин к добрачным
половым связям, мотивы вступления
и удержания от этих связей. Эти
данные свидетельствуют о том, что
мужчины более лояльно
Эмпирические данные подтвердили
гипотезы о наличии социально-
Не подтвердились гипотезы
о том, что при мотивации брака
различия между полами должны быть
менее значимые, чем в других изучаемых
ценностно-мотивационных
Рассматривая социально-
Информация о работе Исследования межличностных супружеских отношений