Исследования межличностных супружеских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные супружеские отношения. Учитывая актуальность проблемы межличностных супружеских отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области межличностных супружеских отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в области социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры, феминистики; выявить степень практического использования научных разработок.

Содержание работы

Введение . ..............................................................................................2-4
Глава 1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования.................................................................................................................4-35
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака.................................................................................................................... 4-9
1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений............................................................................................................... 9-29
1.3. Некоторые методики диагностики межличностныхсупружеских отношений................................................................................................ 29-35
Глава 2 .............................................................................................36-43
Гипотеза исследования.
Описание выборки.
Описание методов диагностики и психокоррекции.
Ход эксперимента.
Выводы про итогам проведенного исследования.
Заключение ....................................................................................... 43-45
Библиография ....................................................................................46-48

Файлы: 1 файл

Исследования межличностных супружеских отношений.docx

— 88.87 Кб (Скачать файл)

Один из самых популярных инструментов для описания семейной среды, считают авторы (14), - это шкала  семейной среды. Шкала состоит из десяти подшкал, которые измеряют три  области семейной жизни: параметры  отношений, параметры личного развития и параметры стабильности системы: организованности (важность четкой организации  и структуры в семейной жизни  и распределение обязанностей) и  контроля (в какой мере семейная жизнь определена правилами) (14,с.160-162).

Для изучения взаимосвязей интимности с разными аспектами семейной жизни была составлена анкета, включавшая в себя шалу PAIR Шэфера и Олсона (описание этой шкалы приводится), 45 из 90 утверждений  опросника FES - R Мууза. Но, к сожалению  для нас, анкета была составлена на эстонском языке. Исследование проводилось  в Тарту и в близлежащих  поселках. Описание эмпирического исследования, результаты и таблицы прилагаются (14).

Отечественные специалисты  в области межличностных супружеских  отношений, к сожалению, почти не продолжили традицию исследовательского и стратегического подхода своих  зарубежных коллег. Слабая разработанность  целостного теоретического подхода  к изучению межличностных супружеских  отношений является следствием как  концептуального, так и реального  обезличения общественных отношений  в определенные периоды отечественной  истории и психологии.

При формальном провозглашении человека как самоцели общественного  развития, в наличной жизни изначально такой целью выступало наращивание  экономического потенциала. При таком  приоритете социально-экономического развития все сферы жизнедеятельности  общества, не связанные непосредственно  с производством, оказывались второстепенными. Но именно в этих сферах доминирующую роль играют супружеские отношения. Поскольку достижения в этой области  оказались менее впечатляющие, чем  производственные показатели, то достоверная  информация о положении во взаимоотношениях полов оказалась закрытой.

Глава 2. Эмпирическое исследование с использованием тестов: опросник удовлетворенности браком, психогеометрического и проективного (рису-нок несуществующего животного).

Гипотеза  исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

Описание  выборки.

В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских  пар:

N п/п Имя Возраст  Стаж семейной Брак Профессия

жизни

1. Василий 43 12 2 брак охранник

Татьяна 35 педагог

2. Александр 40 19 1 брак бухгалтер

Надежда 39 архивариус

3. Андрей 32 11 1 брак конструктор

Светлана 30 массажист

4. Андрей 35 10 2 брак портной

Надежда 38 массажист

5. Александр 44 18 1 брак инженер

Елена 38 домохозяйка

6. Наташа 36 2 2 брак секретарь

Геннадий 37 продавец

7. Александр 41 11 2 брак врач

Наташа 37 1 брак инженер

8. Геннадий 38 3 2 брак водитель

Елена 32 пекарь

9. Игорь 31 8 1 брак охранник

Галина 30 кладовщик

10. Игорь 28 9 1 брак продавец

Лариса 28 медсестра

Описание  методов диагностики.

1. Тест-опросник  удовлетворенности браком - предназначен для эспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа: а - верно; б - трудно сказать; в - неверно. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответов.

При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется  определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный  балл по всем ответам. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Для проведения экспресс-диагностики  испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось  суммарных баллов теста разбивается  на 7 категорий:

0 - 16 баллов - абсолютно не  благополучные

17 - 22 - неблагополучные

23 - 26 - скорее неблагополучные

27 - 29 - переходные

29 - 32 - скорее благополучные

33 - 38 - благополучные

39 - 48 - абсолютно благополучные.

Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного  мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической  реальности как для психолога, так  и для обследуемого человека.

Методика выполняет функцию  введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания  скрытых многоуровневых его отношений  с другими людьми.

2. Психогеометрический  тест - используется в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

В качестве обобщенных категорий  наблюдения для экспресс-диагностики  используется: 1. внешний вид (стиль  одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.); психологические  особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и  т.п.).

Следя за поведением интересующего  вас человека и фиксируя частоту  указанных категорий в его  поведении, можно таким образом  определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует  длительного наблюдения и анализа.

Для варианта психогеометрического теста в форме опросника используется следующая инструкция: «Посмотрите  на 5 фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении  которой Вы можете сказать: «Это - я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

Фигура, которую обследуемый  поставил на 1-е место или по которой  наблюдатель выделил больше элементов  поведения, - это основная фигура (или  субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера  и особенности поведения. Остальные 4 фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую  мелодию его поведения. Последняя  фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет  представлять для испытуемого наибольшие трудности.

В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым  себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.

Таблица «Содержание категорий  наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.

3. Проективный  тест - «рисунок несуществующего  животного» (РНЖ ) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.

В проективном рисовании  главным посредником в познании личности испытуемого является образ  его фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка  с метафорами речи.

В самом общем виде процесс  интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения) буквально  переносится на личность рисовавшего  в качестве его метафорического  описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы - «личность с  шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» - повышенная заинтересованность в информации о себе и др.

Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого  понимания межличностных отношений  в семье, раскрывает картину существующих отношений, выявляет социальные установки  и черты личности, влияющие на данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в семье.

Согласно инструкции теста  РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать  его несуществующим именем. Для проведения теста необходим карандаш средней  твердости, стандартный лист белой  бумаги, расположенный вертикально.

Ход экспериментального исследования.

Супружеская пара N 1. Василий и Татьяна.

1-я встреча - 3.06.97, время  - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника  удовлетворенности браком.

2-я встреча - 6.06.97., время  - 18.30-19.30: обсуждение результатов  теста0опросника удовлетворенности  браком; проведение психогеометрического  теста.

3-я встреча - 10.06.97, время  - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов  психогеометрического теста; проведение  теста РНЖ.

4-я встреча - 12.06.97, время  - 17.00.-19.00: обсуждение результатов  тестирования по всем проведенным  тестам; рекомендации по устранению  моментов, мешающих достичь более  глубокого понимания. 

Все встречи проходили  совместно с обоими супругами, в  атмосфере доверия, взаимопонимания  и достаточной степени открытости.

Супружеская пара N 2. Александр и Надежда.

1-я встреча - 15.06.97, время  - 18.00-19.30: проведение теста-опросника  удовлетворенности браком.

2-я встреча - 18.06.97, время  - 18.00-19.30: обсуждение результатов  теста-опросника удовлетворенности  браком; проведение теста РНЖ.

3-я встреча - 21.06.97, время  - 12.00-14.00: обсуждение результатов  всех проведенных тестов; консультация  по выявленным проблемным зонам;  формирование новых форм поведения  в конфликтных ситуациях. 

Тестирование, обсуждение результатов  и консультирование проводилось  совместно. Супруги удовлетворены  проведенной работой.

Супружеская пара N 3. Андрей и Светлана.

1-я встреча - 30.06.97, время  - 19.00.-20.30. Светлана. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.

2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных  тестов.

3-я встреча - 4.07.97, время  - 18.00-19.30. Андрей. Проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.

4-я встреча - 8.07.97, время  - 17.00-19. Обсуждение результатов тестирования.

5-я встреча - 14.0.97, время  - 19.30-21.00: совместная консультация  супругов. Рекомендации по восстановлению  здорового психоэмоционального  климата в супружеских отношениях.

Супружеская пара N 4. Андрей и Надежда.

1-я встреча - 21.07.97, время  - 19.00-21.00: проведение теста-опросника  удовлетворенности браком, тестов  психигеометрического и РНЖ Тестирование  супругов проводилось совместно. 

2-я встреча - 25.07.97, время  - 17.30-19.00. Надежда : обсуждение результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как фактору, препятствующему пониманию супругов.

3-я встреча - 29.07.97, время  - 19.00-20.30. Андрей: обсуждение результатов тестирования.

4-я встреча - 2.08.97, время  - 12.00-14.00: совместное консультирование  рекомендации по выявленным проблемных  зонам.

Супружеская пара N 5. Елена и Александр.

1-я встреча - 6.08.97, время  - 18.30-21.00: проведение теста-опросника  удовлетворенности браком и психогеометрического  теста.

2-я встреча - 9.08.97, время  - 11.00-14.00: обсуждение результатов  тестирования. Проведение теста  РНЖ.

3-я встреча- 13.08.97, время  - 19.00-21.--: обсуждение результатов  проведенных тестов.

Супружеская пара N 6. Наташа и Александр.

1-я встреча - 22.08.97, время  -16.30-18.00: проведение теста-опросника  удовлетворенности браком и психогеометрического  теста.

2-я встреча - 26.08.97, время  - 19.00-21.00: обсуждение результатов  тестирования. Проведение теста  РНЖ.

3-я встреча - 3.09.97, время  - 16.00-18.00: консультация по результатам  проведенного тестирования.

Супружеская пара N 7. Наташа и Геннадий.

Проводилось раздельное тестирование.

1-я встреча - 10.09.97, время  - 14.00-18.00. Наташа: проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.

Информация о работе Исследования межличностных супружеских отношений