Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 22:06, курсовая работа
Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные супружеские отношения. Учитывая актуальность проблемы межличностных супружеских отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области межличностных супружеских отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в области социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры, феминистики; выявить степень практического использования научных разработок.
Введение . ..............................................................................................2-4
Глава 1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования.................................................................................................................4-35
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака.................................................................................................................... 4-9
1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений............................................................................................................... 9-29
1.3. Некоторые методики диагностики межличностныхсупружеских отношений................................................................................................ 29-35
Глава 2 .............................................................................................36-43
Гипотеза исследования.
Описание выборки.
Описание методов диагностики и психокоррекции.
Ход эксперимента.
Выводы про итогам проведенного исследования.
Заключение ....................................................................................... 43-45
Библиография ....................................................................................46-48
Один из самых популярных инструментов для описания семейной среды, считают авторы (14), - это шкала семейной среды. Шкала состоит из десяти подшкал, которые измеряют три области семейной жизни: параметры отношений, параметры личного развития и параметры стабильности системы: организованности (важность четкой организации и структуры в семейной жизни и распределение обязанностей) и контроля (в какой мере семейная жизнь определена правилами) (14,с.160-162).
Для изучения взаимосвязей интимности с разными аспектами семейной жизни была составлена анкета, включавшая в себя шалу PAIR Шэфера и Олсона (описание этой шкалы приводится), 45 из 90 утверждений опросника FES - R Мууза. Но, к сожалению для нас, анкета была составлена на эстонском языке. Исследование проводилось в Тарту и в близлежащих поселках. Описание эмпирического исследования, результаты и таблицы прилагаются (14).
Отечественные специалисты
в области межличностных
При формальном провозглашении
человека как самоцели общественного
развития, в наличной жизни изначально
такой целью выступало
Глава 2. Эмпирическое
исследование с использованием тестов:
опросник удовлетворенности браком,
психогеометрического и проективного
(рису-нок несуществующего
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Описание выборки.
В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских пар:
N п/п Имя Возраст Стаж семейной Брак Профессия
жизни
1. Василий 43 12 2 брак охранник
Татьяна 35 педагог
2. Александр 40 19 1 брак бухгалтер
Надежда 39 архивариус
3. Андрей 32 11 1 брак конструктор
Светлана 30 массажист
4. Андрей 35 10 2 брак портной
Надежда 38 массажист
5. Александр 44 18 1 брак инженер
Елена 38 домохозяйка
6. Наташа 36 2 2 брак секретарь
Геннадий 37 продавец
7. Александр 41 11 2 брак врач
Наташа 37 1 брак инженер
8. Геннадий 38 3 2 брак водитель
Елена 32 пекарь
9. Игорь 31 8 1 брак охранник
Галина 30 кладовщик
10. Игорь 28 9 1 брак продавец
Лариса 28 медсестра
Описание методов диагностики.
1. Тест-опросник
удовлетворенности браком - предназначен для эспресс-диагностики
степени удовлетворенности-
При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0 - 16 баллов - абсолютно не благополучные
17 - 22 - неблагополучные
23 - 26 - скорее неблагополучные
27 - 29 - переходные
29 - 32 - скорее благополучные
33 - 38 - благополучные
39 - 48 - абсолютно благополучные.
Данная методика не только
констатирует картину существующих
супружеских отношений, но и дает
возможность понимания
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с другими людьми.
2. Психогеометрический тест - используется в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используется: 1. внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.); психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Следя за поведением интересующего
вас человека и фиксируя частоту
указанных категорий в его
поведении, можно таким образом
определить его тип сначала
Для варианта психогеометрического
теста в форме опросника
Фигура, которую обследуемый поставил на 1-е место или по которой наблюдатель выделил больше элементов поведения, - это основная фигура (или субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.
В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.
Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.
3. Проективный тест - «рисунок несуществующего животного» (РНЖ ) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.
В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с метафорами речи.
В самом общем виде процесс
интерпретации состоит в
Методика РНЖ в данном
случае используется для более глубокого
понимания межличностных
Согласно инструкции теста РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги, расположенный вертикально.
Ход экспериментального исследования.
Супружеская пара N 1. Василий и Татьяна.
1-я встреча - 3.06.97, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 6.06.97., время
- 18.30-19.30: обсуждение результатов
теста0опросника
3-я встреча - 10.06.97, время
- 18.30. - 20.00: обсуждение результатов
психогеометрического теста;
4-я встреча - 12.06.97, время
- 17.00.-19.00: обсуждение результатов
тестирования по всем
Все встречи проходили
совместно с обоими супругами, в
атмосфере доверия, взаимопонимания
и достаточной степени
Супружеская пара N 2. Александр и Надежда.
1-я встреча - 15.06.97, время - 18.00-19.30: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 18.06.97, время
- 18.00-19.30: обсуждение результатов
теста-опросника
3-я встреча - 21.06.97, время
- 12.00-14.00: обсуждение результатов
всех проведенных тестов; консультация
по выявленным проблемным
Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.
Супружеская пара N 3. Андрей и Светлана.
1-я встреча - 30.06.97, время - 19.00.-20.30. Светлана. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.
2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00:
обсуждение результатов
3-я встреча - 4.07.97, время - 18.00-19.30. Андрей. Проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.
4-я встреча - 8.07.97, время
- 17.00-19. Обсуждение результатов
5-я встреча - 14.0.97, время
- 19.30-21.00: совместная консультация
супругов. Рекомендации по
Супружеская пара N 4. Андрей и Надежда.
1-я встреча - 21.07.97, время
- 19.00-21.00: проведение теста-опросника
удовлетворенности браком, тестов
психигеометрического и РНЖ
2-я встреча - 25.07.97, время - 17.30-19.00. Надежда : обсуждение результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как фактору, препятствующему пониманию супругов.
3-я встреча - 29.07.97, время - 19.00-20.30. Андрей: обсуждение результатов тестирования.
4-я встреча - 2.08.97, время
- 12.00-14.00: совместное консультирование
рекомендации по выявленным
Супружеская пара N 5. Елена и Александр.
1-я встреча - 6.08.97, время
- 18.30-21.00: проведение теста-опросника
удовлетворенности браком и
2-я встреча - 9.08.97, время - 11.00-14.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.
3-я встреча- 13.08.97, время - 19.00-21.--: обсуждение результатов проведенных тестов.
Супружеская пара N 6. Наташа и Александр.
1-я встреча - 22.08.97, время
-16.30-18.00: проведение теста-опросника
удовлетворенности браком и
2-я встреча - 26.08.97, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.
3-я встреча - 3.09.97, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования.
Супружеская пара N 7. Наташа и Геннадий.
Проводилось раздельное тестирование.
1-я встреча - 10.09.97, время - 14.00-18.00. Наташа: проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.
Информация о работе Исследования межличностных супружеских отношений