Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Главной работой Р. Бэкона был «Большой труд», состоящий из семи разделов и содержащий теорию мышления человека, а также воззрения на соотношения науки и теории. Ограниченный в объеме «Меньший труд» представлял предыдущую работу Бэкона в сокращении. «Третий труд» являл собой переработку двух предыдущих.
У. Оккам рассматривал ощущения как своего рода знаки. В условиях средневековой Европы обращение к знакам позволило с другой стороны взглянуть на понятие о душе, т. е. перейти от субъективного «внутреннего опыта» к объективному анализу знаковых отношений.
У. Оккам вывел положение о том, что следует отсекать сущности или предполагаемые силы там, где можно обойтись меньшим их числом, это положение получило название оккамовской «бритвы».
11 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К XV В
Переход к эпохе Возрождения начался в период изменения феодальной культуры на буржуазную. Важной особенностью этой эпохи идеологи считали возрождение античных ценностей.
Мыслители Возрождения считали, что необходимо очистить Античную культуру от искажений ее идеологами Средневековья. Литературные памятники древности восстанавливались в их подлинном виде, это сыграло очень важную роль в становлении нового идейного климата.
Но достижения древности осмысливались по-новому. Философской вершиной этих достижений являлось учение Аристотеля, которое стало одним из важнейших в период средневековья. Его приверженцами были и мусульмане, и иудеи, и христиане. Философских воззрений Аристотеля поддерживалась и католическая церковь, а также те, кого она преследовала как еретиков. И те, и другие настаивали на том, что именно их понимание концепции Аристотеля являлось единственно правильным его истолкованием.
Споры по поводу аристотелевского
учения о душе также повлияли на
становление фило-софско-
софской борьбе в Италии, являющейся главным очагом европейского Возрождения. Борьба с теологией ознаменовалась возникновением пантеизма. Учения Ибн-Рушда положили начало возникновению пантеистических идей в Италии. Окружающее представлялось как единый одушевленный организм, а человеческое тело являлось живой частицей, которой были присущи определенные психические свойства. Эта концепция служила началом представления о том, что поведение человека подчинено всеобщим законам природы, являющейся огромным механизмом, но не органическим телом.
Пьетро Помпонацци отвергал поправку Ибн Рушда к толкованию аристотелевского учения о душе. Бернардино Телезио считал, что познание основано на том, что тонкая материя души запечатлевает и воспроизводит внешние воздействия.
Одним из величайших
идеологов эпохи Возрождения
был Леонардо да Винчи. Он проводил
анатомо-физиологические
Его трактат «О живописи» содержит положения, которые не смогли отвергнуть современные психофизиологи. Большое значение имели анатомические опыты бельгийского ученого Андреаса Везалия, считавшего, что носителем психического являются «животные духи», находящиеся в желудочках мозга. Он написал книгу «О строении человеческого тела».
12 ПСИХОЛОГИЯ
В ЭПОХУ ИТАЛЬЯНСКОГО
Появление зачатков
капитализма в отдельных
Первым в борьбу с теологией вступил пантеизм, который обусловил переход к объяснению мироздания с материалистической точки зрения. Возникали новые идеи, отражающие единство человека и природы, направленные против иерархизации, дуализма и христианской теологии. Эти идеи породили новую форму учения, которое о том, что космос сравнивается с божеством, а человек – с космосом.
Пантеистические идеи и учения Ибн Рушда первыми проникли в Италию. Падуанский университет находился под покровительством Венеции, которая в то время проводила активную борьбу с римской церковью. Она активно поддерживала все, что могло бы подорвать идеологическую твердыню власти Папы Римского. С аввероистами Падуанского университета вели спор неоплатоники, имевшие академию во Флоренции. Но вскоре неоплатоников стали атаковать с другой стороны. Трактат Пьетро Пом-понацци, называвшийся «О бессмертии души», положил начало этим атакам.
Трактат П. Помпонацци способствовал появлению нового движения александристов, в котором еще более решительно звучали антиклерикальные мотивы. Аввероисты, и александристы в целом, сыграли огромную роль в появлении новой идейной атмосферы.
Неокрепшие естественнонаучные мысли в эпоху Возрождения не могли выработать собственных обобщающих конструкций. Взгляды идеологов совпали с концепцией мыслителей древнего мира, позаимствовав их стремления к эмпирии, к чувственному познанию реальности. Бернардино Телезио возглавил новое эм-пирико-натуралистическое направление.
Б. Телезио стал разработчиком теории аффектов, положившей начало последующему становлению материалистических воззрений.
Одним из выдающихся ученых эпохи Возрождения являлся Леонардо да Винчи, который воплотил в своих трудах новый вариант отношения к действительности, характеризующийся синтезом чувственного созерцания, теоретического отображения и практического действия.
Леонардо да Винчи, используя скальпель, пытался проникнуть в сущность человеческого поведения. Он исследовал структуру «четырех всеобщих человеческих состояний»: плача, радости, распри и физического (трудового) усилия.
Леонардо да Винчи,
являя собой принципиально
13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В
К началу XVI в. в Испании начался экономический подъем, который был связан с завоеваниями новых колоний и зарождением капиталистических отношений. Происходившие изменения отразились на общественном сознании и естественнонаучных представлениях. Один из первых в Новое время, кто противопоставил эмпирические познания метафизическим учениям о происхождении души, был Хуан Луис Вивес (1492–1540). В своей книге «О душе и жизни» (1538 г.) он отразил новаторскую для своего времени мысль о том, что индуктивный метод позволяет приобрети знания о людях, которые можно было бы использовать для усовершенствования их природы. В 1575 г. врач Хуан Уарте (1529–1592) написал книгу, которую назвал «Исследование способностей к наукам». Эта книга получила известность во всей Европе.
Х. Уарте писал о том, что Испанскую империю ждет небывалое усиление могущества при условии правильного использования дарований людей, данных им природой. Данная работа была первой в истории психологии, которая ставила перед собой задачу изучения индивидуальных способностей человека с целью профессионального отбора. Поэтому Х. Уарте стал зачинателем направления, которое в дальнейшем было названо дифференциальной психологией.
В своих исследованиях он ставил перед собой четыре задачи:
1) изучить виды дарований, имеющиеся в человеческом роде;
2) изучить признаки, по которым можно узнать, имеется ли у индивида соответствующее дарование;
3) изучить качества, которыми обладает природа, делающая человека способным к одной науке, но не способным к другой;
4) определить искусства и науки, соответствующие каждому дарованию по отдельности. Основными дарованиями Уарте считал воображение (фантазию), интеллект и память. Он подвергал анализу различные науки и искусства, давая их оценку с точки зрения того, какой из вышеперечисленных способностей они требуют. Природа, воспитание, индивидуальные и возрастные различия и труд играют немаловажную роль в формировании той или иной способности.
Х. Уарте стремился к тому, чтобы этот профессиональный отбор проводился в государственном масштабе.
Другой выдающийся испанский мыслитель XVI в. врач Гомес Перейра (1500–1560) в течение 20 лет работал над книгой, называвшейся «Антониана Маргарита» (1554 г.). Основным выводом этой книги было отрицание наличия чувствующей души у животных. Это была первая публикация, в которой животные представлялись как «апсихические» существа. Мыслитель Г. Перей-ра считал, что животные ничего не видят, не слышат и вообще не ощущают. На их поведение влияют знаки, а не чувственные образы.
Значимые изменения происходили также в медицине и анатомии. Концепция Клавдия Га-лена была свергнута вскоре после появления трудов А. Везалия (1514–1564) «О строении человеческого тела».
14 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСЕ
К известным открытиям XVII в. относится открытие рефлекторной природы поведения.
Термин «рефлекс»
появился в физике Р. Декарта. Это
понятие означало окончание механистической
картины мира и заключало в
себе поведение живых существ. Концепция
Р. Декарта сформировалась в период,
когда анализ организма и его
функций совершил настоящий переворот
в анатомо-физиологических
Р. Декарт отталкивался от того, что взаимодействие организмов с окружающими телами можно объяснить нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», разводящихся радиусами от него. Отсутствие сколь-ких-нибудь точных сведений о природе нервного процесса заставило Р. Декарта изобразить его по образцу процесса кровообращения, знание которого приобрело надежные опорные точки при экспериментальном изучении. Хотя понятие «рефлекс» у Р. Декарта отсутствует, главные очертания этого термина обозначены довольно четко.
Возникновение понятия о рефлексе есть результат внедрения в психофизиологию схем, сформировавшихся под воздействием взглядов оптики и механики. Распространение на динамичность организма физических категорий позволило осмыслить ее детерминистски, вывести ее из-под мотивированного влияния души как особой сущности.
В соответствии с декартовой моделью внешние объекты воздействуют на периферические окончания размещенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей». Последние, натягиваясь, раскрывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» направляются в надлежащие мышцы, которые в конечном итоге «надуваются». Прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, затем к мышцам, Р. Декарт создал изображение рефлекторной дуги.
Спустя столетия гипотеза о том, что отношения мышечных реакций с провоцирующими их ощущениями можно модифицировать, преобразовывать и тем самым придавать поведению желаемое течение, будет положена в основу материалистической ассоциативной психологии Девид Гартли.
Против рефлекторного принципа выступал немецкий врач и химик Г. Э. Штиль (1660–1734). Он утверждал, что между жизненными процессами и фактами физики и химии имеется лишь видимое тождество и что ни одна органическая функция не реализовывается механически, а все проверяется переживающей душой.
15 СЕНСОРНО-АССОЦИАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В XVII в. следом за Г. Галилеем за учение о двух категориях качеств – первичных (объективных) и вторичных (не присущих предметам как таковым, но появляющимся при их воздействии на орган) – активно выступают Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк. Оно явилось предпосылкой концепции чувств (восприятий), получившей название «причинной».
Сильной стороной данной
концепции являлось крушение главенствовавшего
в схоластике учения о «специях»,
«видах», «формах» предметов, загадочным
образом воспринимаемых органом
ощущений. В настоящее время
В соответствии с концепцией Т. Гоббса «так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи», и так как «движение производит лишь движение», то и в теле, на которое оно влияет, не появляется ничего, кроме передвижений бескачественных частиц. Из этого следует, что ощущением является нечто кажущееся. Оно иллюзорно по собственному индивидуальному образу, но действительно как процесс в теле, имеющий внешний мотив.
Отличие первичных и вторичных качеств, принятое Г. Галилеем, Р. Декартом и другими учеными, завоевало в Европе немалую известность, благодаря труду Д. Локка «Опыт..».
Интерпретация большой
группы воспринимаемых качеств как
вторичных имела своей