Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Г. Лейбниц впервые применил в психологическом истолковании идею изоморфизма, выявившую перед современной психологией новые перспективы детерминистского анализа.
Связь суждений бывает двоякого рода. Временами она упорядочивается целью, но иной раз никаким конкретным намерением не скреплена.
Но ни Р. Декарт, ни Т. Гоббс, ни Б. Спиноза – действительные создатели автоматической схемы ассоциации – еще не нашли для нее подобающего термина.
Таким образом, в соответствии с ассоциативными теориями XVII в. не душа создает ассоциации, а они по общим законам механики формируются в ряды физических явлений, понимаемых как душевные. Но ассоциация еще не приобрела статуса тотальной категории, какой она обозначилась в середине XVIII в. В XVII в. намечалось, что регулируемое ею поведение не совмещается с подлинно рациональным.
16 ГОСПОДСТВО ЭМПИРИЗМА И АССОЦИАТИЗМА В ПСИХОЛОГИИ XVIII В
XVIII в. вошел в историю дальнейшим упрочением и формированием капиталистических отношений в прогрессивных странах. Произошла промышленная революция, обратившая Англию в могущественное государство. Глубокие экономические трансформации привели к политической революции во Франции.
Стали расшатываться феодальные устои в Германии. Общественно-экономические сдвиги и непостоянство политической обстановки зарождали мировоззренческие формы, противостоявшие богословской идеологии.
В результате борьбы с ним увеличивалось масштабное движение, приобретшее название «просвещение». Оно было обращено против всего, что мешало росту науки и научного миропонимания.
Закреплялась концепция «естественного человека», сформировавшаяся в XVII в. Сенсуализм и эмпиризм становятся направлениями, которые явились как противовес рационализму и априоризму. В таком духе и формировалась психологическая идея века.
Стандарты для своих детерминистских моделей она заимствовала из методологии ньютоновской механики. Ассоциация трансформируется в универсальную категорию, истолковывающую всю психическую деятельность, у английского врача Д. Гартли (1705–1757). Д. Гартли был первооткрывателем в изучении роли коммуникативных реакций в организации волевого контроля и формировании метафизического мышления.
Слово «психология» стало в Европе общеизвестным в результате публикаций А. Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология».
Он, обрисовав с большой педантичностью разнообразные классы психических явлений, поделил их на размещенные иерархически группы. Появился необычный «анатомический театр человеческой души»: для каждой группы была отведена соответствующая способность как ее мотив и основание. Учение о рефлекторной структуре поведения было обогащено рядом новых концепций: представлением о биологическом предназначении данной структуры, о годности ее для рассмотрения всех степеней психической деятельности, о детерминирующем воздействии чувствования.
Физика И. Ньютона и физиология Э. Геллера обусловили естественнонаучный облик XVIII в. В XVIII в. психофизическая проблема становится психофизиологической, т. е. ограничивается связью психических процессов с нервными. Мысль о том, что физические функции, воздействуя на психические, в свою очередь зависят от них, приобретала общественно-политический смысл, так как сама душевная жизнь воспринималась под углом зрения ее социальной детерминации. Представление о человеке как о точке пересечения двух детерминационных рядов мешало осуществлению принципа психофизического монизма, за который прогрессивные французские философы боролись в своей философской теории.
17 ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Раздробленность Германии в XVIII в. мешала формированию капиталистических отношений. Это обусловило компромиссный характер определявшихся на немецкой почве прогрессивных для того времени психологических учений. Наибольшую известность среди них завоевала «психология способностей» ученого-энциклопедиста А. Вольфа (1679–1754).
Главенствующим в интеллектуальной жизни Германии схоластике и мистике А. Вольф противопоставил философию здравого смысла. Ему принадлежат немалые заслуги в разработке немецкой психологической терминологии, заместившей давнюю, латинскую. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг А. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.).
В первой давалось описание фактов, наблюдений за явлениями. Перед целесообразной психологией была поставлена задача дедуктивно выводить явления из сущности и природы души.
В качестве пояснительной основы выдвигалось представление о способности. С ним сплотилась идея самопроизвольной активности души. Основной силой считалась способность представления, выступающая в форме знания и желания. А. Вольф, считавший себя продолжателем идей Г. В. Лейбница, старался ликвидировать из его монадологии мистические тенденции. Обрисовав разнообразные группы психических явлений, он классифицировал их по иерархическому принципу. Но совместно с ними он устранил метафизику. По А. Вольфу, существует только единственная монада – душа, и позиция параллелизма применима лишь к ее соотношению с живым организмом. Психофизический вопрос был трансформирован А. Вольфом в психофизиологический.
Через некоторое время вольфианское учение было подвергнуто в сокрушительной критике С. Гербертом. Идея психической мотивированности передалась от Г. В. Лейбница через А. Вольфа и С. Герберта к В. Вундту.
Иную вариацию психологии способностей предложила шотландская школа. Основоположник школы Томас Рид (1710–1796) следовал в своем описании психической деятельности концепции «здравого смысла» английской буржуазии.
Согласно этой концепции любой человек появляется на свет с резервом воззрений и истин, разрешающих ему самостоятельно распознавать прекрасное и безобразное, положительное и отрицательное. Основываясь на теории инстинктов человеческой природы, Т. Рид выдвинул тезис о том, что любой сенсорный процесс вынуждает признать жизнь внешнего предмета. Ощущение – это элементарное состояние, которое живет лишь в мозгу познающего.
Восприятие, в отличие от ощущения, охватывает понятие о предмете и стойкую естественную уверенность в том, что живет независимо от нас. Последователем Т. Рида явился Дюгальт Стюарт (1753–1828), который подверг критике учения Д. Юма и Д. Беркли с позиций течения о «здравом смысле».
18 РАЗВИТИЕ
УЧЕНИЯ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ
Известным физиологом был швейцарский ученый Альбрехт Галлер (1708–1777). Его труд «Основы физиологии» (1757 г.) оценивается как разграничительная линия между современной физиологией и всем, что происходило прежде. Из-под детерминационного воздействия души А. Галлер вывел не только чисто нервные явления, но и существенную часть психических. Такие явления прямо принимают участие в сложной моторике ходьбы, моргания и т. д.
А. Галлер называл психические элементы этих сложной динамике «темными восприятиями». Несмотря на положения, доказывающие компромисс с богословием, физиологическая система А. Галлера являлась главным звеном в формировании материалистических воззрений на нервно-психические явления. Разъясняя эти явления природой самого тела, а не инородными по отношению к нему факторами, она дополняла декартовскую модель новыми элементами. Эксперимент обнаруживал характерные свойства организма, столь же действительные, как и прочие атрибуты материи. Галлеровская «живая машина» явилась, в отличие от декартовской, носителем сил и качеств, которых нет у машин. Таким образом формировались естественнонаучные предпосылки значимого сдвига в созревании психологической мысли – перехода к осмыслению психики как свойства сформированной материи. Не механика, а биология делалась ядром детерминистского рассмотрения сознания. Это определило формирование на новых основах суждений о рефлексе. Если у Р. Декарта и Д. Гартли это понятие создавалось на принципах физики, то у продолжившего линию А. Галлера чешского физиолога Й. Прохазки (1749–1820) оно приобрело биологическое основание. Рефлекс, по Й. Прохазке, порождается не произвольным внешним раздражителем, а лишь таким, который обращается в чувствование. Чувствование – независимо от того, превращается оно в функцию сознания либо нет, – обладает одним общим значением и называется «компасом жизни». Развивая эти линии, Прохазка не только чувство, но и более сложные виды психической деятельности ставит в зависимость от задачи адаптации организмов к обстоятельствам жизни.
В труде «Физиология, или Учение о человеке» Й. Прохазка утверждал, что мнение о рефлексе должно разъяснить функционирование нервной системы в целом.
Мысль о неразрывной связи организма с внешней средой выводилась сначала из принципов механистического миропонимания.
Р. Декарт брал за основу принцип сохранения количества движения, а Й. Прохазка – мысль о всеобщей зависимости организма от природы. Но в качестве начала этой связи и зависимости от него выступает не закон сохранения количества движения, а закон самосохранения живого тела, который выполняется лишь при обстоятельствах реализации избирательных реакций на воздействия окружающей среды.
19 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВО ФРАНЦИИ
Расцвет материалистической мысли во Франции был подготовлен ньютоновской картиной природы и локковской картиной сознания. Пропагандистами экспериментального знания, острыми критиками диалектики и схоластики во Франции были Ж. Вольтер и Э. Б. Кондильяк.
В «Трактате об ощущениях» (1754 г.) Э. Б. Кондильяк определил задачу объединить рефлексию и ощущение. Он предложил схему статуи, не имеющей на первых порах ничего, кроме чистой способности к осмыслению чувствований. Статуя Э. Б. Кондильяка отличалась от «животной машины» Р. Декарта тем, что ее тело было независимо от ее психических отправлений. Сенсуализм Э. Б. Кондильяка имел фе-номеналистический характер.
Французский медик Ж. О. Ламетри объединил сенсуализм с учением Декарта о машинооб-разности поведения живых тел. Он полагал, что дифференцирование Р. Декартом двух субстанций выступало как «стилистическая хитрость», сочиненная для обмана богословов. Душа на самом деле есть, но ее нельзя отделить от тела. Так как тело – это машина, то и человек в целом со всеми его внутренними способностями есть только чувствующая, думающая и стремящаяся к наслаждениям машина. Под словом «машина» понималась вещественно детерминированная система.
К середине XVIII в. нервно-мышечная физиология аргументировала вовлеченность примитивных психических явлений в общую механику тела, подготовила включение в эту механику и высших форм психической деятельности, появляющихся из простых. Воспитанник «янсенис-тской школы» Ж. О. Ламетри делается атеистом. В 1745 г. он выпустил в свет «Естественную историю души», в которой аргументировал, что физическое тождество между людьми и животными говорит о единстве их психической деятельности. Способность чувствования интерпретировалась Ж. О. Ламетри как функция физического тела. Материя способна размышлять в силу своей организации. Мысль о зависимости психики от организации приняли все французские материалисты (Т. Робинс, Д. Дидро) и пришли к признанию извечности впечатлительности.
Теория «естественного
человека» придала крайнюю
Понятие о многообразных
степенях объединения органов «
20 ЗАРОЖДЕНИЕ
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО
Экономический и
культурный подъем России после реформ
Петра I содействовал развитию прогрессивной
социально-философской и
Россия выдвигает одного из известных естественников – М. В. Ломоносова, выступавшего за естественнонаучный подход к психике человека. А. Н. Радищев пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Трактат включал две части. В двух начальных книгах формировалось учение о том, что все внутренние явления «суть поистине свойства чувствующего и мыслящего вещества». В остальных книгах приводились аргументы в пользу бессмертия души.
Обусловливая место
психических явлений во вселенной,
А. Н. Радищев брал за основу принципы
материалистического монизма и
детерминизма. А. Н. Радищев считал,
что психические явления
Взгляд на актуальность, ощущение и мышление как уровни цельной материальной «лестницы» говорил об объединении взглядов материалистического монизма, выдвинутого в XVII в., с принципом эволюции, утвержденным в XVIII в. Полагая, что мышление есть «наисвойственней-шее качество» человека, А. Н. Радищев подверг критике К. Гельвеция за пренебрежение качественными отличиями между мышлением и ощущением. Он расходится с К. Гельвецием также во взглядах на детерминацию интеллектуальных способностей. Аналогично Д. Дидро А. Н. Радищев доказывал, что развитие интеллектуальных качеств индивидуума зависит не только от влияния окружающей среды, но и от физической организации. Как и Д. Дидро, он делил интеллектуальное развитие народа в целом и конкретного человека. Первое обусловливается другими условиями, нежели второе.