Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
В сфере физиологии зрения и слуха большой вклад был сделан И. Мюллером.
Немаловажное место в его изучении занимали вопросы бинокулярного зрения, светового и цветового приспособления, комбинирования цветов, последовательных образов, механизмы конвергенции и аккомодации, явления контраста и др.
В области слуха И. Мюллер главное внимание сконцентрировал на исследовании структуры и функций внешнего, среднего и внутреннего уха. Таким образом, им было выявлено, что восприятие высоких и низких тонов зависит от разнообразного напряжения слуховой мембраны.
Что касается чувств, то он пришел к следующему выводу: их качество обусловливается не природой внешнего раздражителя, а свойствами нервов или самих органов ощущений.
Ведущую роль в прогрессе знаний из области осязания сыграли исследования Э. Вебера, которым в 1834 г. была издана работа «Об осязании». Им было выявлено, что осязание является синтетическим и чувствительным «органом», в который входят температурная, мышечная, болевая чувствительность, а также ощущения касания и давления.
26 УЧЕНИЕ О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ
Уже в глубокой древности
велся поиск субстрата –
Т. Мейнерт (1867 г.) обосновал, что корковый слой мозга состоит из большого количества клеток, каждая из которых является носителем собственной психической функции.
Справиться с подобными ошибками явилось вероятным лишь после трудов русских ученых И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, которыми было доказано, что мозг – это орган психики. В середине XX в. были проведены операции на мозге.
Повысилось внимание
к вопросу о функциональной асимметрии
полушарий головного мозга
27 ФИЛОСОФСКИЕ
УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ
В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.
Идеализм. Представители этого течения признавали сознание, дух первичным, а бытие, материю – вторичным.
Ключевые тезисы:
1) мир является олицетворением совершенной идеи, мирового духа;
2) подлинно только человеческое сознание, а физический мир живет лишь в нем: в ощущениях, понятиях, представлениях;
3) отрицание возможности постижения закономерностей природы, объективной истины. Идеализм сформирован на суждениях немецких философов-идеалистов конца XVIII – начала XIX вв. – И. Канта, Й. Г. Фихте, Г. Гегеля. Они установили две главные разновидности идеализма – индивидуальный (субъективный) и объективный.
Субъективный идеализм (Дж. Беркли) не признает объективную жизнь внешнего мира, признавая лишь действительность чувств и суждений, конкретного личного сознания человека.
Объективный идеализм (Г. Гегель) базируется на тезисе, что в начале всего сущего лежат автономные от материи и сознания дух и идея.
Иррационализм и
волюнтаризм – философ-ско-
Рационализм. Сформирован на преобладании рационального начала как объективного мерила постижения действительности. Мыслительные способности являются подлинным отражением естественных закономерностей в субъективной и социальной деятельности. Это воззрение общей целесообразности, которому следуют последователи Б. Спинозы, Р. Декарта, в свою очередь привнесших вклад в схоластику и метафизику.
Материализм. Исходит
из положения, что мир материален
и объективен независимо от сознания.
Последнее вторично и производно
от материальной субстанции – его
носителя. Поэтому материалисты опирались
на данные исследований в области
естествознания. Это были труды И.
М. Сеченова и Ч. Дарвина, начиная
с положений русских
Марксистская философия образована в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксисты следовали постулатам о единстве естественных и социальных явлений.
Классиками марксизма
сформированы следующие виды материалистического
учения: диалектический материализм, философский
материализм и исторический материализм,
включающие в себя положения о
закономерностях
28 ПОЗИТИВИЗМ
Позитивизм (от лат. positivus – «положительный») – это парадигмальная гносео-методоло-гическая установка, согласно которой положительное познание может быть приобретено в результате чисто научного (не философского) знания; программно-сциентистский пафос позитивизма состоит в отречении от философии в качестве познавательной деятельности, имеющей в контексте формирования конкретно-научного познания интегрирующие и прогностические возможности.
В первой половине XIX вв. рождаются системы, призванные нейтрализовать упорную склонность естественников материалистически постигнуть открытия естествознания. Наиболее существенной среди них была философия позитивизма, объявившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, призвавшая научное мышление ограничиться от только наблюдаемых фактов и их устойчивыми зависимостями.
Первая программа позитивизма была сформулирована О. Контом (1718–1857) в «Курсе позитивной философии» в шести томах.
О. Конт создал новую классификацию наук, в которой психологии вообще не было. Психические явления в качестве предмета положительного изучения раздробились на две дисциплины – физиологию и социологию. О. Конт раскритиковал индивидуальный, интроспективный метод.
Идея О. Конта
о духовном мире явится объектом научного
анализа лишь тогда, когда будет
забыта безрезультатная почва
Изображая общество
в виде организма, а семью –
мельчайшей его ячейкой, О. Конт переносил
в область социальной науки макет,
заимствованный у биологии. В 1830-х
г., когда формировалась его «
Беря за отправную точку процесс общения, он анализировал динамику сознания личности как производное от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. О. Конт не видел, что человеческие отношения сформированы на процессе труда, но само по себе выделение общения в характерную детерминанту психического было его существенной заслугой.
В дальнейшем под влиянием О. Конта создавалась социальная психология.
29 ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ВОЛЮНТАРИЗМ
Иррационализм –
идеалистическое течение в
В отличие от рационализма – течения в теории постижения, сформированного на преобладании разума, мышления как критерия истины (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др.), – иррационализм принимал закономерности мышления, отстранение от принятых норм и правил поведения, зависимость условий деятельности человека от воздействия природных сил как причин тех или иных человеческих проявлений, не поддающихся рациональному пояснению.
Последователи идеалистического философского течения (субъективного и объективного идеализма) принимали иррационализм независимо от сознания существования материи. Склоняясь к религиозным воззрениям, они полагали невозможным целесообразное постижение явлений природы.
Волюнтаризм – идеалистическое направление, истолковывающее немаловажность воли как сверхприродного первоначала. В идеалистической психологии волюнтаризм представляет собой теорию доминирования волевых процессов над рассудком, где первым придается ведущее значение в психической жизни, а второму – второе, зависимое значение.
Материалистические принципы основаны на том, что воля проявляется в намеренных действиях и поступках человека, связанных с преодолением внешних или внутренних преград на пути к намеченным целям.
Наиболее знаменитые представители волюнтаризма.
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ-идеалист, отвергающий научное постижение и исторический прогресс. Волюнтаризм и «гиперболизация субъекта» стали одним из источников появления мировоззрения фашизма в Германии.
Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, иррационалист и волюнтарист. Также являлся идейным предшественником фашизма, проповедуя культ «сильной личности» (сверхчеловека).
Вильгельм М. Вундт
(1832–1920) – немецкий психолог и философ-идеалист,
основоположник научного течения в исследовании
психологии. Первым ввел опыт в физиолого-психологическую
практику, открыл экспериментально-
Воля в волюнтаризме
неотделима от ее свободного самовыражения.
Ведущая позиция здесь –
В качестве философского течения волюнтаризм чужд взглядам двух других своих центральных «оппонентов»: фатализма, не рассматривающего независимость выбора в поведении и деятельности человека, основывающегося на предопределенности всего сущего, и марксистского материализма, не отрицавшего оба эти направления.
30 ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Вульгарный материализм – философское учение XIX в., созданное на более простых материалистических взглядах сравнительно с деятельностью психики человека и ее способности к воспроизведению окружающей действительности.
Главные представители:
1) Карл Фохт (Фогт) (1817–1895) – немецкий естествовед, занимался проблемами вобласти биологии и геологии. Антагонист материалистических представлений К. Маркса, раскритиковавшего его суждения в памфлете «Господин Фогт» в I860 г.;
2) Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий физиолог, приверженец естественнонаучных представлений, социального дарвинизма – направления в социологии, применяющего научные достижения Ч. Дарвина, сформированного на переносе позиции борьбы за существование из животного и растительного миров на законы исторического эволюционирования социума (войны, классовая борьба, национализм и пр.);
3) Якоб Молешотт (1822–1893) – голландский философ и физиолог. Является приверженцем естественнонаучного способа постижения окружающей действительности. Его воззрения остро критиковались представителями марксизма.
Противоположным философии
вульгарного материализма послужило
формирование в 1840-е гг. К. Марксом
и Ф. Энгельсом метафизического,
философского и исторического