История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 183.88 Кб (Скачать файл)

В сфере физиологии зрения и слуха большой вклад  был сделан И. Мюллером.

Немаловажное место  в его изучении занимали вопросы  бинокулярного зрения, светового  и цветового приспособления, комбинирования цветов, последовательных образов, механизмы  конвергенции и аккомодации, явления  контраста и др.

В области слуха  И. Мюллер главное внимание сконцентрировал  на исследовании структуры и функций  внешнего, среднего и внутреннего  уха. Таким образом, им было выявлено, что восприятие высоких и низких тонов зависит от разнообразного напряжения слуховой мембраны.

Что касается чувств, то он пришел к следующему выводу: их качество обусловливается не природой внешнего раздражителя, а свойствами нервов или самих органов ощущений.

Ведущую роль в прогрессе  знаний из области осязания сыграли  исследования Э. Вебера, которым в 1834 г. была издана работа «Об осязании». Им было выявлено, что осязание является синтетическим и чувствительным «органом», в который входят температурная, мышечная, болевая чувствительность, а также ощущения касания и давления.

 

 

26 УЧЕНИЕ  О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ

Уже в глубокой древности  велся поиск субстрата – носителя психики. Пифагорейцы полагали, что  душа располагается в головном мозгу. Гиппократ причислял к сердцу лишь плотские явления души, а органом  разума считал головной мозг. Так же, как и Немезий, поместивший в передний желудочек мозга функцию восприятия, в средний – мышление, а в задний – память, в средние века и Магнус относил умственные способности души к переднему, а память – к заднему желудочку мозга. В Новое время отмечается тенденция причислять все психические способности не к разнообразным участкам мозга, а только к одному из них. Известно, что Р. Декарт помещал душу в эпифиз, а другие ученые – в белое вещество мозга или в его мозолистое тело. В XVIII–XIX вв. особую известность получает френологическая система Ф. Гал-ля, согласно которой каждой психологической способности соответствует определенный участок мозга. Возникала так называемая «мозговая карта». Ошибка Ф. Галля заключалась в том, что он стремился автоматически наложить систему психических способностей на морфологическое строение мозга. Ж. Флуранс с помощью ряда опытов удостоверил выдвинутую еще в XV1I1 в. гипотезу А. Галлера, что мозг является не совокупностью самостоятельных органов, а единым однородным целым, не обладающим четко выраженной специализацией. В 1861 г. П. Брок на основе клинических наблюдений обнаружил в головном мозгу центр речи. Это открытие явилось для Брока исходным положением о том, что каждая из мыслительных функций имеет строго ограниченное место в мозгу. В доказательство такого вывода спустя недолгое время после открытия П. Брока в мозгу были обнаружены «центры зрительной памяти» (А. Бастиан, 1869 г.), «центры письма» (З. Экснер, 1861 г.), «центры понятий» (Ж. Шар-ко, 1887 г.) и др. Благодаря опытным изысканиям А. Фрича и К. Гитцига в 1870 г. получилось определить присутствие в коре головного мозга двигательных центров.

Т. Мейнерт (1867 г.) обосновал, что корковый слой мозга состоит из большого количества клеток, каждая из которых является носителем собственной психической функции.

Справиться с  подобными ошибками явилось вероятным  лишь после трудов русских ученых И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, которыми было доказано, что мозг – это орган психики. В середине XX в. были проведены операции на мозге.

Повысилось внимание к вопросу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, были осмыслены недостаточность  морфологических данных и необходимость  их дополнения, в частности психологическим  анализом (Р. Спэрри, С. Спрингер, Г. Дейч). Анализы доказывают то, что оба полушария вносят немаловажный вклад в организацию поведения, но каждое полушарие реализовывает специализированные функции.

 

 

27 ФИЛОСОФСКИЕ  УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СЕРЕДИНЕ XIX В

В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.

Идеализм. Представители  этого течения признавали сознание, дух первичным, а бытие, материю  – вторичным.

Ключевые тезисы:

1) мир является олицетворением совершенной идеи, мирового духа;

2) подлинно только человеческое сознание, а физический мир живет лишь в нем: в ощущениях, понятиях, представлениях;

3) отрицание возможности постижения закономерностей природы, объективной истины. Идеализм сформирован на суждениях немецких философов-идеалистов конца XVIII – начала XIX вв. – И. Канта, Й. Г. Фихте, Г. Гегеля. Они установили две главные разновидности идеализма – индивидуальный (субъективный) и объективный.

Субъективный идеализм (Дж. Беркли) не признает объективную жизнь внешнего мира, признавая лишь действительность чувств и суждений, конкретного личного сознания человека.

Объективный идеализм (Г. Гегель) базируется на тезисе, что  в начале всего сущего лежат автономные от материи и сознания дух и идея.

Иррационализм и  волюнтаризм – философ-ско-идеалистические течения, отрицающие рациональность познания явлений природы рассудком, что в первом случае трактовалось зависимостью сознания и деятельности человека от природных явлений, а во втором – доминированием воли над интеллектом (Ф. Ницше и др.).

Рационализм. Сформирован на преобладании рационального начала как объективного мерила постижения действительности. Мыслительные способности являются подлинным отражением естественных закономерностей в субъективной и социальной деятельности. Это воззрение общей целесообразности, которому следуют последователи Б. Спинозы, Р. Декарта, в свою очередь привнесших вклад в схоластику и метафизику.

Материализм. Исходит  из положения, что мир материален и объективен независимо от сознания. Последнее вторично и производно от материальной субстанции – его  носителя. Поэтому материалисты опирались  на данные исследований в области  естествознания. Это были труды И. М. Сеченова и Ч. Дарвина, начиная  с положений русских революционных  демократов.

Марксистская философия  образована в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксисты следовали постулатам о единстве естественных и социальных явлений.

Классиками марксизма  сформированы следующие виды материалистического  учения: диалектический материализм, философский  материализм и исторический материализм, включающие в себя положения о  закономерностях эволюционирования природы и общества.

 

 

28 ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм (от лат. positivus – «положительный») – это парадигмальная гносео-методоло-гическая установка, согласно которой положительное познание может быть приобретено в результате чисто научного (не философского) знания; программно-сциентистский пафос позитивизма состоит в отречении от философии в качестве познавательной деятельности, имеющей в контексте формирования конкретно-научного познания интегрирующие и прогностические возможности.

В первой половине XIX вв. рождаются системы, призванные нейтрализовать упорную склонность естественников материалистически постигнуть открытия естествознания. Наиболее существенной среди них была философия позитивизма, объявившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, призвавшая научное мышление ограничиться от только наблюдаемых фактов и их устойчивыми зависимостями.

Первая программа  позитивизма была сформулирована О. Контом (1718–1857) в «Курсе позитивной философии» в шести томах.

О. Конт создал новую  классификацию наук, в которой  психологии вообще не было. Психические  явления в качестве предмета положительного изучения раздробились на две дисциплины – физиологию и социологию. О. Конт раскритиковал индивидуальный, интроспективный  метод.

Идея О. Конта  о духовном мире явится объектом научного анализа лишь тогда, когда будет  забыта безрезультатная почва интроспективного изучения. Формулируя истинную потребность  психологии в одолении субъективизма, конкретное осуществление своей  идеи он усматривал в том, чтобы наблюдать  операции сознания на доступных объективному изображению реалиях общественной жизни. В таком взаимообщении появляется сознание. Социальный организм образует объективное ядро фактов сознания.

Изображая общество в виде организма, а семью –  мельчайшей его ячейкой, О. Конт переносил  в область социальной науки макет, заимствованный у биологии. В 1830-х  г., когда формировалась его «позитивная  философия», биология еще не стала  эволюционной. Поэтому, чтобы истолковать  эволюцию общества, он был вынужден в поисках движущей силы этого  формирования выйти за границы биологических  соответствий и направиться коснов-ной пояснительной категории идеализма – разуму. Разум проходит три стадии развития: теологическое, метафизическое и позитивное. Данные стадии закономерны как для каждой особи, так и для человечества в целом.

Беря за отправную  точку процесс общения, он анализировал динамику сознания личности как производное  от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. О. Конт не видел, что человеческие отношения сформированы на процессе труда, но само по себе выделение  общения в характерную детерминанту психического было его существенной заслугой.

В дальнейшем под  влиянием О. Конта создавалась социальная психология.

 

 

29 ИРРАЦИОНАЛИЗМ  И ВОЛЮНТАРИЗМ

Иррационализм –  идеалистическое течение в философии, противопоставляющее научно-логическим способам постижения закономерностей  формирования природы и общественного  развития внелогические («сверхразумные») методы.

В отличие от рационализма – течения в теории постижения, сформированного на преобладании разума, мышления как критерия истины (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др.), – иррационализм принимал закономерности мышления, отстранение от принятых норм и правил поведения, зависимость условий деятельности человека от воздействия природных сил как причин тех или иных человеческих проявлений, не поддающихся рациональному пояснению.

Последователи идеалистического философского течения (субъективного  и объективного идеализма) принимали  иррационализм независимо от сознания существования материи. Склоняясь  к религиозным воззрениям, они  полагали невозможным целесообразное постижение явлений природы.

Волюнтаризм – идеалистическое  направление, истолковывающее немаловажность воли как сверхприродного первоначала. В идеалистической психологии волюнтаризм представляет собой теорию доминирования волевых процессов над рассудком, где первым придается ведущее значение в психической жизни, а второму – второе, зависимое значение.

Материалистические  принципы основаны на том, что воля проявляется в намеренных действиях  и поступках человека, связанных  с преодолением внешних или внутренних преград на пути к намеченным целям.

Наиболее знаменитые представители волюнтаризма.

Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ-идеалист, отвергающий научное постижение и исторический прогресс. Волюнтаризм и «гиперболизация субъекта» стали одним из источников появления мировоззрения фашизма в Германии.

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, иррационалист и волюнтарист. Также являлся идейным предшественником фашизма, проповедуя культ «сильной личности» (сверхчеловека).

Вильгельм М. Вундт (1832–1920) – немецкий психолог и философ-идеалист, основоположник научного течения в исследовании психологии. Первым ввел опыт в физиолого-психологическую практику, открыл экспериментально-психологическую лабораторию.

Воля в волюнтаризме неотделима от ее свободного самовыражения. Ведущая позиция здесь – абсолютизация  свободы воли, несмотря на определенные проявления внешних ситуаций.

В качестве философского течения волюнтаризм чужд взглядам двух других своих центральных «оппонентов»: фатализма, не рассматривающего независимость выбора в поведении и деятельности человека, основывающегося на предопределенности всего сущего, и марксистского материализма, не отрицавшего оба эти направления.

 

 

30 ВУЛЬГАРНЫЙ  МАТЕРИАЛИЗМ

Вульгарный материализм  – философское учение XIX в., созданное на более простых материалистических взглядах сравнительно с деятельностью психики человека и ее способности к воспроизведению окружающей действительности.

Главные представители:

1) Карл Фохт (Фогт) (1817–1895) – немецкий естествовед, занимался проблемами вобласти биологии и геологии. Антагонист материалистических представлений К. Маркса, раскритиковавшего его суждения в памфлете «Господин Фогт» в I860 г.;

2) Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий физиолог, приверженец естественнонаучных представлений, социального дарвинизма – направления в социологии, применяющего научные достижения Ч. Дарвина, сформированного на переносе позиции борьбы за существование из животного и растительного миров на законы исторического эволюционирования социума (войны, классовая борьба, национализм и пр.);

3) Якоб Молешотт (1822–1893) – голландский философ и физиолог. Является приверженцем естественнонаучного способа постижения окружающей действительности. Его воззрения остро критиковались представителями марксизма.

Противоположным философии  вульгарного материализма послужило  формирование в 1840-е гг. К. Марксом  и Ф. Энгельсом метафизического, философского и исторического материалистических учений.

Информация о работе История психологии