История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 183.88 Кб (Скачать файл)

Различия между  марксистским материализмом и вульгарным: революционный, а не реформистский  подход к процессу увеличения сведений о реальном мире. Критика диалектических взглядов оказала влияние на явления  природы в их взаимосвязях и взаимодействиях, а также на законы деятельности психического отображения человеком окружающей среды и социального формирования в целом. Исходным положением послужил метафизический способ постижения мира при наличии необходимости революционного его переустройства.

Ключевые положения  данного метода:

1) наличие тотальной связи явлений в природе и социуме;

2) бесконечность динамики и трансформаций в физическом мире;

3) «борьба противоположностей» как фундамент для эволюционного развития;

4) непрерывный переход количественных модификаций в качественные.

Не отклоняя взглядов естествознания в сведениях о  мире, материализм К. Маркса (философское  учение) исходит также из вещественности мира с учетом законов динамики материи; существования как объективной  действительности, живущей вне и автономно от сознания; первичности материи как источника сознания, чувств и суждений.

Сознание представляет собой воспроизведение материй  и бытия в целом в противоположность  естественнонаучным мнениям вульгарных материалистов, объединяющих деятельность психических процессов в центральной  нервной системе и их воздействие  на организм к упрощенному разъяснению  этого с точки зрения только лишь физиологии, химии, биологии и т. д.

 

 

31 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ  УЧЕНИЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ  ДЕМОКРАТОВ

С середины XIX в. для российской научной и социальной мысли являлось типичным материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием работ Чарльза Дарвина о генезисе растительных и животных организмов, а также человека организовывалось биологическое устремление представлений о природе человеческого сознания.

Представителями материалистических взглядов в то время были революционные  демократы: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и  др. Они находили в дарвиновской теории развития природы ко всему  прочему и свидетельство непостоянства  человеческого социума. Это явилось  основанием для определения в  естественных науках истинного обоснования  своей центральной задачи – низвержения  эксплуататорского режима царской  России и его смены демократическим  государством.

В. Г. Белинский (1811–1848). Критик, публицист и философ-материалист. Анализировал психику только лишь как  следствие функционирования мозга. Являясь метафизиком, полагал, что  мир находится в состоянии  постоянного закономерного эволюционного  развития. Развил основные принципы революционно-демократической  эстетики и педагогики. Обусловил  немаловажность воспитания и роли искусства  в онтогенетическом формировании личности каждого человека.

А. И Герцен (1812–1870). Был отдален от приверженцев биологической  природы психики, отмечая общественную природу человеческого сознания. Являясь также философом-материалистом, был представителем диалектического  материализма, но объяснял это с  либеральных позиций к общественным проявлениям человеческих отношений.

Н. Г. Чернышевский (1828–1889). Представитель русской социал-демократии. Развивал проблемы философии, социологии, этики, эстетики, педагогики и др. Антагонист философского идеализма (И. Канта, Д. Юма, Г. Гегеля и др.). Исходными положениями  научного идеологии полагал физическую целостность мира, его бесконечную  познаваемость.

Материализм Н. Г. Чернышевского  заключал в себе элементы антропологизма, заимствованного из антропологического подхода Л. Фейербаха – философского тезиса, разъясняющего социальную жизнь  потребностями и свойствами личности как биологического создания. Данная позиция базируется на анализе человека в отрыве от общественной деятельности, что свидетельствовало об идеализме  взаимоотношений социальных явлений. Материалист в осмыслении природы  и теории познания, Н. Г. Чернышевский был идеалистом в осознании истории  общественного формирования социума. Он дал научное обоснование позициям атериалистической эстетики, отстаивал принципы критического реализма, акцентировал значительность воспитания и обучения для процесса развития идеологии и мировоззрения личности.

 

 

32 УЧЕНИЕ  О ПСИХИКЕ И СОЗНАНИИ

Психика – воспроизведение  объективной реальности, обнаруживаемое субъектом в поведении и деятельности. В широком осмыслении – это  совокупность всех психических явлений. Имеются разнообразные степени  психики, присущие всем живым организмам: от одноклеточных (простейших) до самого высокоорганизованного – человека.

Все психические  явления связаны с деятельностью  мозга – центральной нервной  системой. В начале XX в. оформились две центральные науки о психике на базе изучения эмпирических данных (практических обследований) – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Взаимоотношение деятельности мозга с особенностями поведения рассматривал И. М. Сеченов. Последующие проведенные исследования психики продолжил И. П. Павлов, сформировавший теорию условно-рефлекторного научения. Заслуги в исследовании психофизиологии относятся ряду отечественных (П. К. Анохин) и зарубежных (К. Халл) ученых.

Н. А. Бернштейн эмпирически  аргументировал, что никакое примитивное  физическое движение не совершается  без участия психики. Основателем  психофизиологии научения является американский ученый К. Халл. Он анализировал врожденные и приобретенные механизмы регуляции адаптации к среде обитания и стабильности поддержания гармоничного состояния внутри самого организма – функции гомеостаза (физико-биохимические реакции, регулирующие неизменность внутренней среды: уровень кровяного давления, частоту пульса и дыхательных движений, температуру тела и пр.).

Психика (psyche – «душа», «бабочка») в узком истолковании представляет собой индивидуальный образ объективного мира. Другими словами, каждый конкретный человек видит окружающую действительность по-своему, в зависимости от особенностей характера. В психическом и физиологическом смысле, любой вид флоры и фауны имеет границы в степени психического созревания, обнаруживающегося с помощью элементарных ответных реакций на внешние возбудители (явление раздражимости) до сложных сознательных действий или применения познавательных процессов у животных.

Сознание – форма  воспроизведения объективной реальности в психике человека, характеризующаяся  тем, что в качестве опосредованного, промежуточного фактора выдвигаются  элементы социально-исторической практики, дозволяющие сооружать объективные (установленные) картины мира. Отправным  пунктом социально-исторической практики является совместно реализовываемая  деятельность. В субъективном формировании некоторые составляющие деятельности постепенно осваиваются ребенком в  общей со взрослыми деятельности.

Сознание включает:

1) способность изолировать себя как индивидуума от окружающей действительности и себе подобных;

2) индивидуализацию познаний для остальных людей;

3) адекватное отображение реальности.

 

 

33 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ  В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ

Естествознание  – совокупность наук о природе (биологии, физики, химии, астрономии, геологии и  др.), обусловливающих постижение ее законов путем труда человека и применение объективных природных  закономерностей в интересах  социального эволюционного развития.

Центральным вопросом донаучного периода психологии являлся  вопрос о связи души как независимого или зависимого начала от материи. Главным  образом, философские мысли о  душе и о мире не были в научном  смысле предметом исследования до конца XIX в.

Основоположником  научной психологии стал немецкий ученый В. Вундт (1832–1920), открывший первую в  мире экспериментальную психологическую  лабораторию в Лейпциге в 1879 г.

Следуя идеям  ассоциатизма, главной задачей психологии как дисциплины он полагал исследование таких частей сознания, как чувства, положительные и отрицательные для человека физические волнения, а также закономерности взаимосвязей между этими частями. Теория В. Вундта получила наименование «теория элементов сознания». Своим изучением он определил введение в исследование деятельность центральной нервной системы опытным путем, базируясь на естественнонаучном методе предшественников в исследовании функционирования психики.

Предшествующие  исторические исследования в естественнонаучных областях принадле-

жат деятельности М. В. Ломоносову как одному из родоначальников  естествознания, чьи работы нашли  всеобщую известность лишь с середины XIX в. Проведенные им исследования в сферах химии, физики, астрономии и других науках обусловили область формирования психологии как науки не только гуманитарного, но и естественнонаучного содержания.

Предпосылками научно аргументированного исследования психологии также были:

1) миропонимания русских революционных демократов, воздействовавшие на появление научных подходов (И. М. Сеченова, В. Вунд-та, М. В. Бехтерева, И. П. Павлова), опытным путем изучающих деятельность психики с физиологических точек зрения;

2) начальные усилия истолкований функционирования мозга;

3) донаучные теоретические идеологии на существенность роли взаимодействия химических элементов в процессе жизнедеятельности организма при превалирующей регуляции рациональной основы;

4) работы Ч. Дарвина по теории эволюций и выживаемости видов, что получило свое развитие в марксистском течении, поддерживающем материалистические, метафизические взгляды на соотношение природных закономерностей и субъективных форм психического отображения.

Началом для появления  научного направления исследования психики явилось материалистическое миропонимание на природу и роль мозга как ее главного носителя познания.

 

 

34 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ  ШКОЛА ФИЗИОЛОГИИ

Физиология оказывается  тесно связанной с биологией, так как объектом ее исследования являются живые организмы, изучает  процессы их жизнедеятельности. Благодаря  этому она прямо соотносится  с биохимией и биофизикой.

Физиология (от греч. fisis и logos – «наука о природе») исследует механизмы жизнедеятельности органов и систем организма, а также физические и химические процессы ее проявлений. Исследование физических начал психической деятельности ученые объединяли с деятельностью центральной нервной системы, стабилизирующей функции организма в целом. Показатели течения физиологических процессов в организме не могут осуществляться без физико-химической природы электрических возможностей.

Возникли такие  методы фиксации биоэлектрической энергичности, как электроэнцефалография (электроэнцефалограмма  – ЭЭГ), маг-нитоэнцефалография (МЭГ), топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ), компьютерная томография.

Метод исследования вегетативных реакций – измерение  кожно-гальванической реакции (КГР). К  тому же возникли и методы изучения других органов и систем организма:

1) ЭЭГ. Австрийский психиатр Х. Бергер в 1929 г. определил вероятность фиксации биотоков мозга, что привело к образованию метода фиксации биоэлектрической энергичности центральной нервной системы;

2) МЭГ. Американский исследователь Д. Коен разработал первые измерения электромагнитного поля человека в 1968 г.;

3) ТКЭАМ. Метод построен для увеличения результативности ЭЭГ. Позволяет более разграничено изучать функциональные состояния мозга по его непосредственным областям, т. е. повсеместно;

4) компьютерная томография. Совокупность рентгеновской и вычислительной технологии, предоставляющая более подробные описания мозга;

5) КГР. Еще в конце XIX в. француз К. Фере и физиолог И. Р. Тарханов синхронно зафиксировали возможные отличия между разнообразными участками кожной поверхности. Измерение порогов восприимчивости сенсорной системы организовано французским ученым П. Бугером и немецкими психофизиками Э. Вебером и Г. Фехнером и др.

Одним из главнейших пунктов физиологических обследований до сих пор является вопрос определения  физико-химического начала функционирования нервной клетки. И здесь доминирующим составляющим становится исследование химических процессов, проходящих в  клеточных структурах. Академик П. К. Анохин (1898–1974), родоначальник теории функциональных систем организма, определил, что молекулы формирующего мозга, отвечающие за пищевое поведение, во взрослом организме  действуют в качестве химические регуляторы. С середины 1870-х гг. центральным  течением в исследовании физиологии поведения является пептидное. Пептиды, а не химические медиаторы становятся началом нейрохимического фундамента всевозможных видов поведения.

 

 

35 ДАРВИНИЗМ

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Ч. Дарвин специально занимался изучением вопроса о месте человека в органическом мире и обнаружил, что человек произошел в процессе эволюции от низших животных форм. В другой книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) Ч. Дарвин с помощью эволюционного учения аргументировал идею единства генезиса выразительных движений, сопутствующих ощущение страха, враждебности, удивления и прочее у животных и человека, обнаружил их адаптационное значение. Идея приспособительного смысла психики проявилась в психологии. Высказанная также Г. Спенсером, она положила начало новому подходу к исследованию психики как основного средства приспособления к среде.

Теория эволюции сильно повлияла на психологию. Она  утверждала идею эволюции, а обнаруженные Ч. Дарвином законы развития в органическом мире установили перед психологией  задачу определения движущих сил  психического созревания и, в частности, по отношению к человеку. Возникал также вопрос о сопоставлении  психики животных и человека. В  трудах Ч. Дарвина подобные проблемы впервые были установлены на научную  основу, а их разработка положила начало формированию новых течений и  подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.

Информация о работе История психологии