Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:08, реферат
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Различия между
марксистским материализмом и вульгарным:
революционный, а не реформистский
подход к процессу увеличения сведений
о реальном мире. Критика диалектических
взглядов оказала влияние на явления
природы в их взаимосвязях и взаимодействиях,
а также на законы деятельности психического
отображения человеком
Ключевые положения данного метода:
1) наличие тотальной связи явлений в природе и социуме;
2) бесконечность динамики и трансформаций в физическом мире;
3) «борьба противоположностей» как фундамент для эволюционного развития;
4) непрерывный переход количественных модификаций в качественные.
Не отклоняя взглядов естествознания в сведениях о мире, материализм К. Маркса (философское учение) исходит также из вещественности мира с учетом законов динамики материи; существования как объективной действительности, живущей вне и автономно от сознания; первичности материи как источника сознания, чувств и суждений.
Сознание представляет
собой воспроизведение материй
и бытия в целом в
31 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ
С середины XIX в. для российской научной и социальной мысли являлось типичным материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием работ Чарльза Дарвина о генезисе растительных и животных организмов, а также человека организовывалось биологическое устремление представлений о природе человеческого сознания.
Представителями материалистических
взглядов в то время были революционные
демократы: В. Г. Белинский, А. И. Герцен,
Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и
др. Они находили в дарвиновской
теории развития природы ко всему
прочему и свидетельство
В. Г. Белинский (1811–1848).
Критик, публицист и философ-
А. И Герцен (1812–1870).
Был отдален от приверженцев биологической
природы психики, отмечая общественную
природу человеческого
Н. Г. Чернышевский (1828–1889).
Представитель русской социал-
Материализм Н. Г. Чернышевского
заключал в себе элементы антропологизма,
заимствованного из антропологического
подхода Л. Фейербаха – философского
тезиса, разъясняющего социальную жизнь
потребностями и свойствами личности
как биологического создания. Данная
позиция базируется на анализе человека
в отрыве от общественной деятельности,
что свидетельствовало об идеализме
взаимоотношений социальных явлений.
Материалист в осмыслении природы
и теории познания, Н. Г. Чернышевский
был идеалистом в осознании истории
общественного формирования социума.
Он дал научное обоснование
32 УЧЕНИЕ О ПСИХИКЕ И СОЗНАНИИ
Психика – воспроизведение
объективной реальности, обнаруживаемое
субъектом в поведении и
Все психические
явления связаны с
Н. А. Бернштейн эмпирически аргументировал, что никакое примитивное физическое движение не совершается без участия психики. Основателем психофизиологии научения является американский ученый К. Халл. Он анализировал врожденные и приобретенные механизмы регуляции адаптации к среде обитания и стабильности поддержания гармоничного состояния внутри самого организма – функции гомеостаза (физико-биохимические реакции, регулирующие неизменность внутренней среды: уровень кровяного давления, частоту пульса и дыхательных движений, температуру тела и пр.).
Психика (psyche – «душа», «бабочка») в узком истолковании представляет собой индивидуальный образ объективного мира. Другими словами, каждый конкретный человек видит окружающую действительность по-своему, в зависимости от особенностей характера. В психическом и физиологическом смысле, любой вид флоры и фауны имеет границы в степени психического созревания, обнаруживающегося с помощью элементарных ответных реакций на внешние возбудители (явление раздражимости) до сложных сознательных действий или применения познавательных процессов у животных.
Сознание – форма
воспроизведения объективной
Сознание включает:
1) способность изолировать себя как индивидуума от окружающей действительности и себе подобных;
2) индивидуализацию познаний для остальных людей;
3) адекватное отображение реальности.
33 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Естествознание
– совокупность наук о природе (биологии,
физики, химии, астрономии, геологии и
др.), обусловливающих постижение ее
законов путем труда человека
и применение объективных природных
закономерностей в интересах
социального эволюционного
Центральным вопросом донаучного периода психологии являлся вопрос о связи души как независимого или зависимого начала от материи. Главным образом, философские мысли о душе и о мире не были в научном смысле предметом исследования до конца XIX в.
Основоположником
научной психологии стал немецкий ученый
В. Вундт (1832–1920), открывший первую в
мире экспериментальную
Следуя идеям ассоциатизма, главной задачей психологии как дисциплины он полагал исследование таких частей сознания, как чувства, положительные и отрицательные для человека физические волнения, а также закономерности взаимосвязей между этими частями. Теория В. Вундта получила наименование «теория элементов сознания». Своим изучением он определил введение в исследование деятельность центральной нервной системы опытным путем, базируясь на естественнонаучном методе предшественников в исследовании функционирования психики.
Предшествующие исторические исследования в естественнонаучных областях принадле-
жат деятельности М. В. Ломоносову как одному из родоначальников естествознания, чьи работы нашли всеобщую известность лишь с середины XIX в. Проведенные им исследования в сферах химии, физики, астрономии и других науках обусловили область формирования психологии как науки не только гуманитарного, но и естественнонаучного содержания.
Предпосылками научно аргументированного исследования психологии также были:
1) миропонимания русских революционных демократов, воздействовавшие на появление научных подходов (И. М. Сеченова, В. Вунд-та, М. В. Бехтерева, И. П. Павлова), опытным путем изучающих деятельность психики с физиологических точек зрения;
2) начальные усилия истолкований функционирования мозга;
3) донаучные теоретические идеологии на существенность роли взаимодействия химических элементов в процессе жизнедеятельности организма при превалирующей регуляции рациональной основы;
4) работы Ч. Дарвина по теории эволюций и выживаемости видов, что получило свое развитие в марксистском течении, поддерживающем материалистические, метафизические взгляды на соотношение природных закономерностей и субъективных форм психического отображения.
Началом для появления
научного направления исследования
психики явилось
34 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ФИЗИОЛОГИИ
Физиология оказывается тесно связанной с биологией, так как объектом ее исследования являются живые организмы, изучает процессы их жизнедеятельности. Благодаря этому она прямо соотносится с биохимией и биофизикой.
Физиология (от греч. fisis и logos – «наука о природе») исследует механизмы жизнедеятельности органов и систем организма, а также физические и химические процессы ее проявлений. Исследование физических начал психической деятельности ученые объединяли с деятельностью центральной нервной системы, стабилизирующей функции организма в целом. Показатели течения физиологических процессов в организме не могут осуществляться без физико-химической природы электрических возможностей.
Возникли такие методы фиксации биоэлектрической энергичности, как электроэнцефалография (электроэнцефалограмма – ЭЭГ), маг-нитоэнцефалография (МЭГ), топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ), компьютерная томография.
Метод исследования вегетативных реакций – измерение кожно-гальванической реакции (КГР). К тому же возникли и методы изучения других органов и систем организма:
1) ЭЭГ. Австрийский психиатр Х. Бергер в 1929 г. определил вероятность фиксации биотоков мозга, что привело к образованию метода фиксации биоэлектрической энергичности центральной нервной системы;
2) МЭГ. Американский исследователь Д. Коен разработал первые измерения электромагнитного поля человека в 1968 г.;
3) ТКЭАМ. Метод построен для увеличения результативности ЭЭГ. Позволяет более разграничено изучать функциональные состояния мозга по его непосредственным областям, т. е. повсеместно;
4) компьютерная томография. Совокупность рентгеновской и вычислительной технологии, предоставляющая более подробные описания мозга;
5) КГР. Еще в конце XIX в. француз К. Фере и физиолог И. Р. Тарханов синхронно зафиксировали возможные отличия между разнообразными участками кожной поверхности. Измерение порогов восприимчивости сенсорной системы организовано французским ученым П. Бугером и немецкими психофизиками Э. Вебером и Г. Фехнером и др.
Одним из главнейших
пунктов физиологических
35 ДАРВИНИЗМ
В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Ч. Дарвин специально занимался изучением вопроса о месте человека в органическом мире и обнаружил, что человек произошел в процессе эволюции от низших животных форм. В другой книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) Ч. Дарвин с помощью эволюционного учения аргументировал идею единства генезиса выразительных движений, сопутствующих ощущение страха, враждебности, удивления и прочее у животных и человека, обнаружил их адаптационное значение. Идея приспособительного смысла психики проявилась в психологии. Высказанная также Г. Спенсером, она положила начало новому подходу к исследованию психики как основного средства приспособления к среде.
Теория эволюции сильно повлияла на психологию. Она утверждала идею эволюции, а обнаруженные Ч. Дарвином законы развития в органическом мире установили перед психологией задачу определения движущих сил психического созревания и, в частности, по отношению к человеку. Возникал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Ч. Дарвина подобные проблемы впервые были установлены на научную основу, а их разработка положила начало формированию новых течений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.