Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.
Объект исследования: инновационный потенциал.
Предмет исследования: инновационный потенциал личности студентов факультета педагогики и психологии.
Гипотеза: мы предполагаем, что студентам факультета педагогики и психологии присущ высокий уровень инновационного потенциала.
На основании поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: уточнить сущность понятия «потенциал», охарактеризовать понятие «инновационный потенциал личности», а так же его составляющие;
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии;
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения инновационного потенциала личности…………………………………………………………………………….6
Понятие «инновационный потенциал» личности………………....6
1.2. Составляющие инновационного потенциала личности……………..8
2. Изучение инновационного потенциала у студентов факультета педагогики и психологии………………………………………………………….17
2.1. Организация и методы изучения инновационного потенциала….....17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты
изучения инновационного
1.2. Составляющие инновационного потенциала личности……………..8
2. Изучение инновационного
потенциала у студентов
2.1. Организация и методы
изучения инновационного
2.2. Анализ результатов………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...28
Приложение А
Приложение B
Приложение C
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «инновационный потенциал личности» вошло в психологию сравнительно недавно под воздействием социологических разработок и развития практик управления инновационными процессами. В связи с этим оно носит на себе отпечаток эмпиричности и психологического «дилетантизма», обусловленного необходимостью вхождения в сферу собственно психологических проблем исследователей, представляющих другие науки и научно ориентированные практики.
Э.В. Галажинский потенциал рассматривает как динамический параметр человека как саморазвивающейся системы, характеризующий степень его открытости, что и позволяет делать научно обоснованные суждения о возможностях организации такой образовательной среды, в которой реализуются присущие человеку способности переводить свои интеллектуальные, личностные, психологические, физиологические и т.д. Это интегральная личностная характеристика, отражающая совокупность реализуемых в ходе учебной и практической работы инновационных знаний, умений и отношений, а также возможностей и резервных способностей их применения в учебной и предстоящей профессиональной деятельности в условиях инновационных преобразований [7].
С.И. Кравченко
потенциал студентов
Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.
Объект исследования: инновационный потенциал.
Предмет исследования: инновационный потенциал личности студентов факультета педагогики и психологии.
Гипотеза: мы предполагаем, что студентам факультета педагогики и психологии присущ высокий уровень инновационного потенциала.
На основании поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: уточнить сущность понятия «потенциал», охарактеризовать понятие «инновационный потенциал личности», а так же его составляющие;
2. Подобрать диагностический
инструментарий для
3. Провести экспериментальное
исследование и
Методы:
1. Анализ научной литературы.
2. Сбор эмпирических данных
с помощью таких методик как:
диагностика инновационного
3. Констатирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ.
Экспериментальная база представлена факультетом педагогики и психологии ЛПИ – филиала СФУ.
Выборка исследования – студенты - 63 человека - пятого, четвертого и первых курсов.
Методологическая база: Методологической основой исследования явились работы Э.В. Галажинского, Д.А. Леонтьев, В.Е. Клочко.
Практическая значимость: Проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал по теме курсовой работы. Изучено такое понятие как инновационный потенциал. Проведено исследование в выявлении уровня инновационного потенциала.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем 36 печатных страниц.
Понятие "инновационный
Понятие «потенциал»
происходит от латинского слова
«potentia», которое означает силу,
мощь, возможность, способность,
существующую в скрытом
виде и способную проявиться
при определенных условиях.
В специальном смысле –
это степень возможного
проявления какого-либо действия,
какой-либо функции. В более
широком смысле потенциал
– это совокупность факторов,
Под инновационным
потенциалом мы понимаем
Понятие инновационная
личность ввел Эверетт Хаген
(1963), полагая ее в качестве
предпосылки усиления
Инновационный потенциал личности можно представить состоящим из трех блоков, иерархически связанных между собой. Он включает в себя:
1. Личностные качества, такие
как толерантность к
2. Компенсации такие, как проектная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность.
3. Витальность (особенности
ценностно-смысловой
Образовательные модели становления инновационного потенциала личности:
1. Образовательная модель,
ориентирована на
2. Проектная модель - это
неклассическая модель, предполагает
практикоориентированное
3. Сетевая модель –
это- то будущее, которое
Выделяются две модели, представляющие собой два подхода к проблеме подготовки инновационной личности в образовательном процессе:
Первая модель – развитие
инновационной личности как ее формирование.
Здесь внимание уделяется внешним
усилиям – формирующим
Вторая модель – развитие инновационной личности как ее становление. Речь идет о саморазвитии личности, опоре на ее возможности и создание такой образовательной среды, в которых саморазвитие инновационной личности осуществляется оптимально [8].
Подходы методологических
оснований формирования
Деятельностный
подход создает возможность изучения
внутренних механизмов протекания процесса
формирования инновационного потенциала
студентов. Он предполагает необходимость
предварительного проектирования данного
процесса, обеспечения его
Личностно ориентированный
подход позволяет учесть индивидуальные
особенности студентов как
Компетентностный
подход обеспечивает нацеленность разработанной
модели на достижение ожидаемого результата
– инновационных знаний и умений,
опыта инновационной
1.2. Составляющие
инновационного потенциала
В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский выделяют следующие составляющие инновационного потенциала личности:
Компетенции
Общая тенденция
в развитии образования заключается
в повышении потребностей в
развитии, в первую очередь, в
развитии образовательных
Одной из характеристик профессионализма является его компетентность – сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
Структура и содержание профессиональной
компетентности определяются спецификой
выполняемой профессиональной деятельности
и ее принадлежности к определенным
типам. Особая роль в ее эффективном
осуществлении принадлежит
И.С. Якиманская в профессионально–
В основе каждой
функциональной компетенции
В.Е. Клочко под
компетенцией понимает