Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.
Объект исследования: инновационный потенциал.
Предмет исследования: инновационный потенциал личности студентов факультета педагогики и психологии.
Гипотеза: мы предполагаем, что студентам факультета педагогики и психологии присущ высокий уровень инновационного потенциала.
На основании поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: уточнить сущность понятия «потенциал», охарактеризовать понятие «инновационный потенциал личности», а так же его составляющие;
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии;
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения инновационного потенциала личности…………………………………………………………………………….6
Понятие «инновационный потенциал» личности………………....6
1.2. Составляющие инновационного потенциала личности……………..8
2. Изучение инновационного потенциала у студентов факультета педагогики и психологии………………………………………………………….17
2.1. Организация и методы изучения инновационного потенциала….....17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………
В своей инновационной деятельности студенты в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными, творческими людьми, потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки и преодолении рутины. Кроме того, по данным результатам можно говорить о наличии у испытуемых чувствительности (толерантности) к новым, незнакомым ситуациям, сложной и противоричивой информации, и проблемам, которые трудно разрешимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно представить следующие выводы:
1. В основу
определения понятия «
2. Инновационный потенциал
студентов факультета
3. В структуре инновационного
потенциала студентов
4. Формирование
инновационного потенциала
5. Модель формирования
инновационного потенциала
6. Педагогическими условиями
успешной реализации модели
7. Методика формирования
инновационного потенциала включает
три этапа: пропедевтический, мотивационно-моделирующий
и эвристический, на которых
реализовывался весь комплекс
педагогических условий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абасов, З.А. Жизненный цикл педагогических инноваций: учебное пособие для вузов // Инновации в образовании. 2007. № 8. С. 23-26.
2. Брылева, О.А. Инновационный
потенциал личности в
3. Вазина,
К.Я. Управление
4. Гамидуллаев, Б.Н. Потенциал личности. – СПб.: Феникс, 2006. 592 с.
5. Гончаров, В.Н. Характеристика
инновационного потенциала
6. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал. – Сарат. гос. техн. ун-т, 1999.
7. Клочко, В.Е. Инновационный потенциал личности / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский// Вестник Томского государственного университета. 2009. №325. С.146-151
8. Клочко, В.Е Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. – Томск: Томский государственный университет, 2009. 240с.
9. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001.
10. Кортов, С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. Университетское управление. 2004. №1 (29)
11. Кравченко, С.И. Исследование
сущности инновационного
12. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65.
13. Малянов, Е.А. Социально-культурная инноватика и инновационный потенциал личности // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 1. С. 39-43.
14. Михайлушкин,
П.В. Методы оценки
15. Попович, А.С. К вопросу о сущности и структуре инновационного потенциала/ А.С.Попович, Т.М Червинская// Наука. 2005. №3.
16. Сидоров, В. В. Инновационный
потенциал и его формирование
у студентов технического
17. Сидоров, В.В. Факторы
развития инновационного
18. Сидоров, В. В. Движущие силы
формирования инновационного
19. Сидоров,
В.В. Проектирование
20. Власенко, Ю.А. Психологический
анализ инновационного потенциала личности.
[Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www3.crimea.edu/tnu/
21. Галажинский, Э.В.
Инновационный потенциал
22. Кравченко С., Кладченко
И. Исследование сущности
23. Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://masters.donntu.edu.ua.
24. Лисин Б., Фридлянов
Б. Инновационный потенциал
25. Тумэн Ил. Инновационный
потенциал личности как
26. Хашир, А.А. Инновационный потенциал молодежи России [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.khashiraa.ru.
Приложение А
Анкета№1
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: Всегда-3балла, иногда-2балла, никогда-1балл
1. Вы постоянно следите
за передовым педагогическим
опытом в своей деятельности,
стремитесь внедрить его с
учетом изменяющихся
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы придерживаетесь
определенных педагогических
4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
6. Вы открыты новому?
Анкета№2
Информационная готовность педагогического коллектива.
оценочная шкала: Всегда-3балла, иногда-2балла, никогда-1балл
Из каких источников вы получаете информацию об инновациях:
1. На совещаниях и семинарах;
2. Из средств массовой информации;
3. Из книг по вопросам инноватики;
4. На совещаниях в школе;
5. Из общения с коллегами в школе;
6. Из общения с коллегами других школ.
Анкета№3
Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.
- Осознание недостаточности
достигнутых результатов и
- Высокий уровень
- Потребность в контактах
с интересными, творческими
-Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
- Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
- Потребность в лидерстве.
- Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
- Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
- Ощущение собственной
готовности участвовать в
- Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
- Потребность в риске, преодолении рутины.
- Материальные причины:
повышение заработной платы,
- Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Анкета№4
Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:
- Слабая информированность
в коллективе о возможных
- Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
- Плохое здоровье, другие личные причины.