Изучение инновационного потенциала у студентов факультета педагогики и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.
Объект исследования: инновационный потенциал.
Предмет исследования: инновационный потенциал личности студентов факультета педагогики и психологии.
Гипотеза: мы предполагаем, что студентам факультета педагогики и психологии присущ высокий уровень инновационного потенциала.
На основании поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: уточнить сущность понятия «потенциал», охарактеризовать понятие «инновационный потенциал личности», а так же его составляющие;
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения инновационного потенциала личности…………………………………………………………………………….6
Понятие «инновационный потенциал» личности………………....6
1.2. Составляющие инновационного потенциала личности……………..8
2. Изучение инновационного потенциала у студентов факультета педагогики и психологии………………………………………………………….17
2.1. Организация и методы изучения инновационного потенциала….....17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

   Компетентность определяют  как сочетание психических свойств,  как психическое состояние, позволяющее  действовать самостоятельно и  ответственно, как обладание человеком  способностью и умением выполнять  определенные трудовые функции.

   Е.А. Маляков предлагает различать разные виды профессиональной компетентности:

  • Специальная компетенция: владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • Социальная компетентность: владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
  • Личностная компетентность: владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  • Индивидуальная компетентность: владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, работать без напряжения, усталости [13].

Личностные качества

Толерантность к неопределенности

Педагогическая толерантность  – умение без раздражения и  выраженной враждебности относится  к мнениям, взглядам, привычкам других людей, быть терпимым. Также проявляется  и в признании незавершенности  формирования личности, авансировании  ее значимости. Фрустрационная  толерантность  педагога – способность противостоять  отрицательным эмоциогенным ситуациям  профессионально – педагогической деятельности, сохраняя психологическую  адаптацию. В основе лежит способность  адекватно оценивать реальную педагогическую ситуацию и предвидеть выходы из нее. Развитие толерантности тесно связано  с социальным интеллектом [14].

Способность к оправданному риску

Принятие риска – убежденность человека в том, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного.

Риск, неизбежный при принятии решения, заблаговременно может  быть рассчитан при условии учета  достаточно большого временного отрезка  в перспективе будущего времени. Чем больше этот отрезок, тем точнее деятельность с рассчитанным риском.

Высокая готовность к риску  сопровождается низкой мотивацией к  избеганию неудач. Готовность к риску  связана прямо пропорционально  числу допущенных ошибок [2].

Ответственность

Критерий принятия ответственности  – согласование необходимости, внешне заданной, с желаниями и потребностями  человека. Неполнота ответственности  проявляется в неуверенности  и в обращении к внешним  критериям (одобрение/ неодобрение  окружающих).

К факторам ответственности  относят: самостоятельность; независимость  от внешнего контроля; осознание целостности  решаемой задачи, поскольку ответственный  человек берет на себя решение  задачи в целом, а не ее отдельных  звеньев. Основой для ответственности  является чувство уверенности человека в своих силах, наличие четких собственных критериев деятельности и способность их отстоять, добиться своего. Предпосылкой ответственности  является механизм выбора, то есть сознательное предпочтение, определенного поведения. Личность также несет ответственность  за отвергнутое и нереализованное  ею [14].

Потребность в самореализации

Полное раскрытие потенциальных  возможностей личности, проявление ее творческой активности возможно только, когда педагог осуществляя профессиональную деятельность, чувствует себя компетентным и результативным. Это достигается  с помощью тех элементов самосознания, которые обеспечивают уверенность  в способностях, умение правильно  реагировать на успехи и конструктивно  относится к неудачам, адекватно  оценить результаты собственной  деятельности [2].

Мотивация достижения

Х. Хекхаузен  рассматривает мотивацию достижения как попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче. Сам же мотив достижения – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Мотивация достижения и мотивация избегания неудачи по – разному влияет на поведение, деятельность человека. Люди с выраженной мотивацией достижения ставят перед собой цели, в том числе и по карьере, среднего уровня, реалистичные и достижимые. Те же, у кого выражена мотивация избегания неудачи, ставят перед собой либо очень высокие, практически недостижимые цели, либо наоборот, слишком низкие.

Мотивационная готовность, проявляя себя в способности изменять устоявшиеся формы поведения  в условиях вариативной социально  – экономической среды, в полной мере может быть реализована в  образовании через организацию  инновационной деятельности [2].

Рефлексивность

Д.А. Леонтьев рефлексию считает  уникальной человеческой способностью произвольно манипулировать образами в поле сознания.                           С точки зрения А.М. Матюшкина  рефлексия выполняет интегративную  функцию, так как изучение структуры  и условий формирования рефлексивных механизмов саморегуляции мышления позволяет исследовать мышление как включенное во все жизненные  ситуации – общение, игру, учение, профессиональную деятельность человека.

И.Н. Семенов экспериментально изучал рефлексию как существенный компонент мышления, протекающего по четырем уровням – личностному, рефлексивному, предметному и операциональному. Он указывает, что эти типы рефлексии  представляют собой способы переосмысления субъектом содержаний своего сознания, деятельности, общения. Выделение типов  рефлексии позволяет конструктивно  разрабатывать средства анализа  психологических проблем, относящихся  к различным областям практики.

В.И. Слободчиков определяет рефлексию как «специфически  человеческую способность, которая  позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, всего себя предметом  специального рассмотрения и практического  преобразования».

   Становление рефлексии  тесно взаимосвязано с изменениями  субъективной реальности человека, его ментального пространства, как  пространства, включающего в себя  образ мира, систему ценностей,  установок и мотивационной готовности  к реализации в деятельности  системы ценностей.

Креативность

Дж. Гилфорд определил  креативность как универсальную  познавательную творческую способность  и предложил дифференцировать конвергентное  и дивергентное мышление. Он связывал креативность именно с дивергентным мышлением, которое определяется как  идущее в различных направлениях.

   Необходимыми условиями  для проявления креативности  является наличие: а) творческой  личности; б) творческого процесса; в) творческой среды. Креативность  можно разделить на интеллектуальную  и социальную. Интеллектуальная  включает в себя когнитивную  сферу, которая состоит из анализа  (абстракции) и синтеза (обобщения). Социальная  включает в себя  креативность профессиональную, одной  из разновидностей которой является  педагогическая креативность.

   Креативность развивается  в процессе усвоения того, что  уже было накоплено, а затем  осуществляется изменение, преобразование  существующего опыта преподавателя.  Это путь от приспособления  к инновации до ее преобразования, что составляет суть и динамику  инновационной деятельности преподавателя.

   Креативность как  глубинное свойство выражается  в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом.  Поэтому необходимо осуществлять системное формирующее воздействие через определенный комплекс условий микросреды [2].

Витальность

Жизнестойкость

Представляет собой систему  убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие  риска. По мнению, Д.А. Леонтьева понятие  «жизнестойкости» соотносится с  понятием «личностный потенциал». Личностный потенциал отражает меру преодоления  личностью заданных обстоятельств, преодоление личностью самой  себя, меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. С. Мадди жизнестойкость определяется как система установок  или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию – установки на включенность в  противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль над событиями  в противовес чувству бессилия и  установки на принятие вызова и риска  в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений.

С. Мадди считал, что жизнестойкость – это верность человека самому себе и опора на собственные силы в тяжелые моменты. Жизнестойкость включает в себя личностно – психологические  свойства, которые можно расценивать  как личностные ресурсы, позволяющие  справляться с жизненными задачами. Оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных  факторов на соматическое, душевное здоровье и на успешность деятельности [10].

Суверенность

Суверенизация представляет собой растущую возможность человек  к «овладению собой», опираясь на ценностно–смысловые  координаты собственного становящегося  многомерного мира, качество которых  обеспечивает и саму степень открытости ребенка в «вещный» мир и мир  культуры. Итогом суверенизации может  выступать способность человека к самоорганизации как открытой психологической системы.

   Суверенность физического  тела человека констатируется  в отсутствии попыток нарушать  его соматическое благополучие, суверенность территории означает  переживание безопасности физического  пространства, на котором находится  человек, суверенность мира вещей  подразумевает уважение к личной  собственности человека, распоряжаться  которой может только он, суверенность  привычек – принятие временной  формы организации жизни человека, а суверенность социальных связей  выражает право иметь друзей  и знакомых, которые могут не  одобряться близкими, суверенность  ценностей подразумевает свободу  вкусов и мировоззрения.

Полная суверенность достижима  только в случае жесткого отделения  и аутистического противопоставления себя окружающему миру, что не является оптимальным для гармоничного становления  человека [2].

Ориентация человека на определенное качество жизни

С момента появления понятия  «качество жизни» в нем подчеркивалось наличие компонентов нематериального  свойства, психологического благополучия личности как неотъемлемой части  общего «качества жизни».

Психологическое содержание понятия «качество жизни» связано  с субъективной интерпретацией, оценкой  человеком объективных условий  жизни. Категория «качество жизни» объединяет объективные и субъективные характеристики жизнедеятельности  людей и выступает как единство показателей, характеризующих уровень  реализации потребностей человека и  степень удовлетворенности его  осуществлением своих жизненных  планов.

Качество жизни можно  рассматривать не только как определенный уровень потребления, но и как  некоторую «меру, в пределах которой  самореализуется человек», как ощущение себя счастливым, поскольку качество жизни невозможно без удовлетворенности  и комфортности, личного успеха [2].

  

 

2. ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА  ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

2.1. Организация  и методы изучения инновационного  потенциала

 

Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу  по проблеме исследования, рассмотреть  сущность понятия «потенциал»,  охарактеризовать понятие «инновационный  потенциал личности», а так  же его составляющие;

2. Подобрать диагностический  инструментарий для диагностики  инновационного потенциала личности  студентов факультета педагогики  и психологии;

3. Провести экспериментальное  исследование и проанализировать  полученные результаты.

Экспериментальная база: исследование было проведено на базе ЛПИ филиала  СФУ на факультете педагогики и психологии. Проводилось в декабре 2011 года. Выборку  составили 63 человека студентов пятого, четвертого и первых курсов.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

I этап  – подготовительный (на этом этапе  были выявлены проблема, задачи, объект, предмет, гипотеза и был  сделан выбор методов исследования).

Информация о работе Изучение инновационного потенциала у студентов факультета педагогики и психологии