Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.
Объект исследования: инновационный потенциал.
Предмет исследования: инновационный потенциал личности студентов факультета педагогики и психологии.
Гипотеза: мы предполагаем, что студентам факультета педагогики и психологии присущ высокий уровень инновационного потенциала.
На основании поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: уточнить сущность понятия «потенциал», охарактеризовать понятие «инновационный потенциал личности», а так же его составляющие;
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии;
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения инновационного потенциала личности…………………………………………………………………………….6
Понятие «инновационный потенциал» личности………………....6
1.2. Составляющие инновационного потенциала личности……………..8
2. Изучение инновационного потенциала у студентов факультета педагогики и психологии………………………………………………………….17
2.1. Организация и методы изучения инновационного потенциала….....17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………
Компетентность определяют
как сочетание психических
Е.А. Маляков предлагает различать разные виды профессиональной компетентности:
Личностные качества
Толерантность к неопределенности
Педагогическая толерантность
– умение без раздражения и
выраженной враждебности относится
к мнениям, взглядам, привычкам других
людей, быть терпимым. Также проявляется
и в признании незавершенности
формирования личности, авансировании
ее значимости. Фрустрационная толерантность
педагога – способность противостоять
отрицательным эмоциогенным ситуациям
профессионально –
Способность к оправданному риску
Принятие риска – убежденность человека в том, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного.
Риск, неизбежный при принятии решения, заблаговременно может быть рассчитан при условии учета достаточно большого временного отрезка в перспективе будущего времени. Чем больше этот отрезок, тем точнее деятельность с рассчитанным риском.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач. Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок [2].
Ответственность
Критерий принятия ответственности – согласование необходимости, внешне заданной, с желаниями и потребностями человека. Неполнота ответственности проявляется в неуверенности и в обращении к внешним критериям (одобрение/ неодобрение окружающих).
К факторам ответственности
относят: самостоятельность; независимость
от внешнего контроля; осознание целостности
решаемой задачи, поскольку ответственный
человек берет на себя решение
задачи в целом, а не ее отдельных
звеньев. Основой для ответственности
является чувство уверенности человека
в своих силах, наличие четких
собственных критериев
Потребность в самореализации
Полное раскрытие
Мотивация достижения
Х. Хекхаузен рассматривает мотивацию достижения как попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче. Сам же мотив достижения – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Мотивация достижения и мотивация избегания неудачи по – разному влияет на поведение, деятельность человека. Люди с выраженной мотивацией достижения ставят перед собой цели, в том числе и по карьере, среднего уровня, реалистичные и достижимые. Те же, у кого выражена мотивация избегания неудачи, ставят перед собой либо очень высокие, практически недостижимые цели, либо наоборот, слишком низкие.
Мотивационная готовность, проявляя себя в способности изменять устоявшиеся формы поведения в условиях вариативной социально – экономической среды, в полной мере может быть реализована в образовании через организацию инновационной деятельности [2].
Рефлексивность
Д.А. Леонтьев рефлексию считает
уникальной человеческой способностью
произвольно манипулировать образами
в поле сознания.
И.Н. Семенов экспериментально
изучал рефлексию как существенный
компонент мышления, протекающего по
четырем уровням – личностному,
рефлексивному, предметному и
В.И. Слободчиков определяет рефлексию как «специфически человеческую способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, всего себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования».
Становление рефлексии
тесно взаимосвязано с
Креативность
Дж. Гилфорд определил креативность как универсальную познавательную творческую способность и предложил дифференцировать конвергентное и дивергентное мышление. Он связывал креативность именно с дивергентным мышлением, которое определяется как идущее в различных направлениях.
Необходимыми условиями
для проявления креативности
является наличие: а)
Креативность развивается
в процессе усвоения того, что
уже было накоплено, а затем
осуществляется изменение,
Креативность как
глубинное свойство выражается
в оригинальной постановке
Витальность
Жизнестойкость
Представляет собой систему
убеждений о себе, о мире, об отношениях
с миром. Включает в себя три компонента:
вовлеченность, контроль, принятие
риска. По мнению, Д.А. Леонтьева понятие
«жизнестойкости» соотносится с
понятием «личностный потенциал». Личностный
потенциал отражает меру преодоления
личностью заданных обстоятельств,
преодоление личностью самой
себя, меру прилагаемых им усилий по
работе над собой и над
С. Мадди считал, что жизнестойкость – это верность человека самому себе и опора на собственные силы в тяжелые моменты. Жизнестойкость включает в себя личностно – психологические свойства, которые можно расценивать как личностные ресурсы, позволяющие справляться с жизненными задачами. Оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое, душевное здоровье и на успешность деятельности [10].
Суверенность
Суверенизация представляет собой растущую возможность человек к «овладению собой», опираясь на ценностно–смысловые координаты собственного становящегося многомерного мира, качество которых обеспечивает и саму степень открытости ребенка в «вещный» мир и мир культуры. Итогом суверенизации может выступать способность человека к самоорганизации как открытой психологической системы.
Суверенность физического
тела человека констатируется
в отсутствии попыток нарушать
его соматическое благополучие,
суверенность территории
Полная суверенность достижима только в случае жесткого отделения и аутистического противопоставления себя окружающему миру, что не является оптимальным для гармоничного становления человека [2].
Ориентация человека на определенное качество жизни
С момента появления понятия
«качество жизни» в нем подчеркивалось
наличие компонентов
Психологическое содержание понятия «качество жизни» связано с субъективной интерпретацией, оценкой человеком объективных условий жизни. Категория «качество жизни» объединяет объективные и субъективные характеристики жизнедеятельности людей и выступает как единство показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека и степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов.
Качество жизни можно рассматривать не только как определенный уровень потребления, но и как некоторую «меру, в пределах которой самореализуется человек», как ощущение себя счастливым, поскольку качество жизни невозможно без удовлетворенности и комфортности, личного успеха [2].
2. ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ
2.1. Организация
и методы изучения
Цель исследования: изучение инновационного потенциала личности студентов факультета педагогики и психологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу
по проблеме исследования, рассмотреть
сущность понятия «потенциал»,
охарактеризовать понятие «
2. Подобрать диагностический
инструментарий для
3. Провести экспериментальное
исследование и
Экспериментальная база: исследование было проведено на базе ЛПИ филиала СФУ на факультете педагогики и психологии. Проводилось в декабре 2011 года. Выборку составили 63 человека студентов пятого, четвертого и первых курсов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап
– подготовительный (на этом этапе
были выявлены проблема, задачи,
объект, предмет, гипотеза и был
сделан выбор методов