Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:58, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике. 2. Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ 3. Доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса
Содержание работы
Введение Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ 1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста 1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ 1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ 1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ 1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста 1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ 2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента 2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ 2.3 Заключительное исследование Заключение Список использованных источников Приложения
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика
адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей
младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей
к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей
в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности
на процесс адаптации детей
к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика
младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность
детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной
деятельности на процесс адаптации детей
к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных
состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность
как одно из средств адаптации
детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
С приходом в детский сад или
другое дошкольное учреждение у ребенка
начинается новый этап в его жизни. Ведь
воспитание в коллективе вырабатывает
у малыша позитивные социальные стереотипы
поведения – самостоятельность, внимание
к окружающим, готовность помочь другому,
а также способность находиться в группе
детей.
Е. Смирнова пишет: «Ребенку
нужно общество сверстников, других детей.
Возможно, такое утверждение покажется
странным: ведь дети раннего возраста
еще не умеют играть вместе — только рядом.
Но они склонны к подражанию и способны
заражать друг друга тем или иным состоянием:
не только плачем или испугом, но и радостью,
смехом, веселой беготней — и получают
от этого несказанное удовольствие» [1,
34].
Дети часто тяжело привыкают
к детскому саду, они попадают в новую
среду, к незнакомым людям. Часто адаптация
сопровождается нервными и эмоциональными
расстройствами. Изобразительное творчество
является одним из любимейших занятий
детей. У ребенка возникает вполне естественное
желание передать в рисунках свои впечатления
от увиденного и пережитого. Он берет в
руки карандаши, краски, кисти, бумагу,
и начинается процесс творчества. С его
помощью малыш может преодолеть свой страх
перед незнакомым местом, людьми, вследствие
чего процесс адаптации пройдет легче.
Гипотеза – использование воспитателем
изобразительной деятельности построенной
по выявлению организационно педагогических
критерий обеспечивает положительное
эмоциональное состояние ребенка в период
адаптации к ДОУ.
Объект исследования – дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – адаптация детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ.
Цель работы – изучение влияния изобразительной
деятельности на процесс адаптации детей
к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние
проблемы адаптации дошкольников к ДОУ
и их эмоциональных состояний в этот период
в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия
изобразительной деятельности, способствующие
снятию эмоционального напряжения в период
адаптации ребенка к ДОУ
Доказать воздействие занятий рисованием
на процесс адаптации детей к ДОУ на основании
теоретического и практического исследования
вопроса
В исследовании приняли участие
14 детей 2,5 – 3 лет, которые недавно поступили
в 2 первые младшие группы детского сада
№16 г. Абакана.
Глава 1. Психолого-педагогическая
характеристика адаптации детей к ДОУ
Особенности адаптации детей
младшего дошкольного возраста
Специфика адаптации детей
к ДОУ
Адаптация - это приспособление
организма к новой обстановке, а для ребенка
детский сад, несомненно, является новым,
еще неизвестным пространством, с новым
окружением и новыми отношениями. «Адаптация
является активным процессом, приводящим
или к позитивным (адаптированность, т.
е. совокупность всех полезных изменений
организма и психики) результатам, или
негативным (стресс). При этом выделяются
два основных критерия успешной адаптации:
внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
и внешняя адекватность поведения (способность
легко и точно выполнять требования среды).»
[2, 6].
Адаптацию можно рассматривать
и как составную часть социализации и
в качестве ее механизма. Различают два
вида адаптации: психофизиологическую
и социально-психологическую [3, 23]. Между
ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая
адаптация представляет собой овладение
личности ролью при вхождении в новую
социальную ситуацию. По своим результатам
социально-психологическая адаптация
бывает разной: позитивной, негативной,
по механизму осуществления — добровольной
и принудительной. Процесс социально-психологической
адаптации распадается на несколько стадий:
а) ознакомление;
б) ролевую ориентацию;
в) самоутверждение.
Адаптация включает широкий
спектр индивидуальных реакций, характер
которых зависит от психофизиологических
и личностных особенностей ребенка, от
сложившихся семейных отношений, от условий
пребывания в дошкольном учреждении. Каждый
ребенок привыкает по-своему.
Однако в процессе адаптации
можно отметить некоторые закономерности
[4, 45].
Во-первых, до 2-3 лет ребенок
не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась.
В этом возрасте взрослый выступает для
ребенка как партнер по игре, образец для
подражания и удовлетворяет потребность
ребенка в доброжелательном внимании
и сотрудничестве. Сверстники этого дать
не могут, поскольку сами нуждаются в том
же. Поэтому нормальный ребенок не может
быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку
сильно привязан к матери, и ее исчезновение
вызывает бурный протест ребенка, особенно
если он впечатлительный и эмоционально
чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают
страхи перед незнакомыми людьми и новыми
ситуациями общения, что как раз и проявляется
в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из
причин затрудненной адаптации ребенка
к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций
в яслях приводит к тому, что ребенок становится
более возбудимым, ранимым, обидчивым,
плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс
истощает защитные силы организма. Анализ
показывает [24, 29], что уже в раннем возрасте
(второй-третий годы жизни) наибольшее
значение в период адаптации имеет уровень
социализации, в частности, наличие или
отсутствие общения ребенка со сверстниками.
Немаловажную роль играет формирование
таких черт личности, как инициативность,
самостоятельность, умение решать «проблемы»
в игре.
Кстати, мальчики 3-5 лет более
уязвимы в плане адаптации, чем девочки,
поскольку в этот период они больше привязаны
к матери и более болезненно реагируют
на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых
детей адаптация наоборот происходит
легко – у них нет сформированной привязанности
к матери. Психологи (Р.Калинина, Л.Семенова,
Г.Яковлева) [13, 3] указывают на следующий
парадокс: чем раньше ребенок будет отдан
в дошкольное учреждение (например, до
1 года), тем легче будут складываться его
отношения с коллективом в дальнейшем.
Первичный эмоциональный контакт такой
ребенок установит не с матерью, а со сверстниками,
что не лучшим образом скажется на развитии
его эмоциональной сферы - в дальнейшем
такой ребенок может не испытать глубокого
чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная
связь с матерью, тем труднее будет проходить
адаптация. Но, с другой стороны отсутствие
эмоциональной связи с матерью может пагубно
отразиться на дальнейшем развитии ребенка.
К процессу адаптации ребенка
может также добавиться кризис трех лет.
Это период, когда малыш впервые ощущает
себя как личность и хочет, чтобы это видели
другие. А взрослые, этого не видят или,
по крайней мере, не желают видеть, потому
что проще, чтобы было все, как раньше.
Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая
перед нами свою личность, и психика его
становится ранимее, чем прежде, к воздействию
различных обстоятельств окружающей среды,
что негативно сказывается на адаптации,
о чем свидетельствуют видимые изменения
в обычном поведении ребенка.
В три года малышу обычно уже
нравиться контактировать с людьми. Он
даже может сам выбирать повод для контакта.
Коммуникабельность ребенка – это благо
для успешного исхода адаптационного
процесса. Однако в первые дни нахождения
в дошкольном учреждении у некоторых малышей
утрачивается и это свойство. Такие дети
замкнуты и нелюдимы, все время проводящие
лишь в «гордом одиночестве». На смену
этой «гордой бесконтактности» приходит
«компромиссная контактность», означающая
то, что ребенок вдруг сам стал проявлять
инициативу для вступления в контакт с
взрослыми людьми. Однако эта инициатива
мнима. Она нужна ребенку только лишь как
выход из сложившегося положения и не
направлена на улучшение общения с людьми,
особенно со сверстниками. В такой момент
малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице,
хватает ее за руку, пытается тянуть к
входной двери и молит, чтобы она отвела
его домой. Как только малыш сумеет, наконец,
наладить нужные контакты в группе, все
сдвиги адаптационного периода пойдут
на убыль — и это будет важным шагом к
завершению всего процесса адаптации
у ребенка.
В три года познавательная деятельность
тесно связана с игрой. Поэтому малыш,
впервые придя в детский сад, нередко не
интересуется игрушками и не желает интересоваться
ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками,
понять, что происходит рядом с ним. Его
познавательная деятельность заторможена.
Но, как только проснется интерес к новому,
активность стресса станет минимальной
и в скором времени исчезнет насовсем.
Под прессом стресса ребенок
обычно изменяется настолько, что может
забыть почти все навыки самообслуживания,
которые уже давно усвоил и которыми успешно
пользовался дома. Его приходится кормить
из ложечки и умывать, как будто бы младенца.
Он «не умеет» одеваться, раздеваться
и пользоваться носовым платком. Не знает,
когда надо говорить спасибо. Однако же
по мере адаптации ребенка к условиям
организованного коллектива, он «вспоминает»
вдруг забытые им навыки, дополнительно
легко усваивая новые.
У некоторых малышей на фоне
стресса, при тяжелой степени адаптации
меняется и речь, регрессируя. Словарный
запас малыша скудеет, и он на несколько
ступенек словно опускается вдруг вниз,
при разговоре употребляя младенческие
или облегченные слова. Предложения становятся
односложными, причем состоят в основном
из глаголов. При легкой степени адаптации
– речь или же не изменяется совсем, или
описанные изменения касаются ее чуть-чуть.
Однако в это время в любом случае затруднено
необходимое для возраста ребенка пополнение
его активного словарного запаса.
Во время адаптационного процесса
довольно редко сохраняется в пределах
нормы. Ребенок сильно заторможен или
неуправляемо гиперактивен.
Вначале сон отсутствует совсем,
и в тихий час малыш постоянно вскакивает
на кровати. По мере привыкания к детсаду
ребенок начинает засыпать. Но этот сон
беспокойный, прерывается всхлипыванием
или внезапным пробуждением. И только
лишь когда ребенок адаптируется к саду,
он, в самом деле, сможет тихо провести
свой тихий час и спать спокойно.
Чем менее благоприятно адаптируется
ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий
иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет
голодовку. Гораздо реже малыш впадает
вдруг в другую крайность, и ест очень
много. Нормализация пониженного или же
повышенного аппетита, как правило, сигнализирует
всем нам о том, что отрицательные сдвиги
адаптационного процесса не нарастают,
а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются
и все другие показатели описанного нами
выше эмоционального портрета. На фоне
стресса Ваш ребенок может похудеть но,
адаптировавшись, он легко и быстро не
только восстановит свой первоначальный
вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
В ходе проведенного учеными
Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой
исследований [13, 3-4] было выделено три
фазы адаптационного процесса:
острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
подострая фаза характеризуется адекватным
поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются
и регистрируются лишь по отдельным параметрам
на фоне замедленного темпа развития,
особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится
3—5 месяцев);