Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление возможностей методов арт-терапии в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7
1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………….7
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16
1.3 Арт-терапия в работе с агрессивными подростками……………24
Выводы по главе…………………………………………………..32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии на уровень агрессивности подростков……………………………………………………………….33
2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33
2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы………………………………………………….36
2.3 Анализ результатов вторичной диагностики………………………42
Выводы по 2 главе…………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………..49
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
|
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7 |
|
1.1 Понятие агрессивности в
трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………… |
|
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16 |
|
1.3 Арт-терапия в работе с агрессивными подростками……………24 |
|
Выводы по главе…………………………………………………..32 |
|
Глава 2 Эмпирическое
исследование влияния метода арт-терапии
на уровень агрессивности подростков…………………………………………………… |
|
2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33 |
|
2.2 Анализ результатов
первичной диагностики и |
|
2.3 Анализ результатов
вторичной диагностики……………………… |
|
Выводы по 2 главе…………………………………………………47 |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….53 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
Введение
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арт-терапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арт-терапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3. Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.
В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арт-терапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арт-терапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.
Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.
Для коррекции эмоциональных нарушений у подростков применяется арт-терапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.
Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арт-терапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.
Актуальность темы определяется и широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди подростков. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является рисование. Изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка. Она выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психотерапевтов. К сожалению работы посвященные использованию именно рисования в качестве коррекционного метода эмоциональных комплексов в психологической литературе встречаются редко, что указывает на не разработанность данной тематики и необходимость дальнейшего изучения.
В данной работе учтены и использованы научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области исследования психологии эмоций: К.Э.Изарда, Л.С.Выготского, А.И.Копытина, А.Н.Леонтьева; методов арт-терапии : Д.Дилео, Л.Д. Лебедевой, Э.Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г.Л. Исуриной, М.В. Водинской, Г.А. Урунтаевой.
Цель курсовой работы: выявление возможностей методов арт-терапии в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
- диагностические: пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Р. МакКрае и П.Коста), опросник А.Басса-А.Дарки (адаптация А.К. Осницкого.)
- методы статистической обработки данных: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней систематизированы основные подходы к изучению агрессивности в подростковом возрасте, возможности арт-терапии в коррекции агрессивности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка 42 литературных источников, заключения и пяти приложений.
Глава 1 Теоретический анализ литературы
по проблеме коррекции агрессивности подростков
1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов
В психологии существуют различные теоретические подходы к изучению агрессивности, представители которых расходятся во мнениях относительно определяющих факторов агрессивности и возможности устранить агрессивные проявления. В психоаналитической концепции З. Фрейда и этологической концепции К. Лоренца агрессивность выступает как инстинкт, присущий человеку от природы. С этой точки зрения агрессия, накапливаясь, сама вырывается наружу из-за давления сдерживаемого влечения. С такой позицией не соглашаются авторы, полагающие, что агрессивность намного более вероятно представляет собой реакцию на фрустрирующие стимулы среды. Впервые такое положение было сформулировано в теории «фрустрации-агрессии» Дж. Доллардом и его коллегами. Однако, как показали дальнейшие исследования (А. Бандура, Л. Берковиц и др.), не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации, в частности с фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии[6, с.77]. В случае инструментальной агрессии речь идет в первую очередь о дефиците эффективных стратегий достижения значимых целей. А. Бандура и многочисленные сторонники теории социального научения указывают, что социальные стратегии и сценарии отчасти выводятся из наблюдений за поведением других людей.
В зарубежной психологии (А. Адлер, Ф. Алан, А. Бандура, А. Басс, Л. Бендер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Х. Дельгадо, Дж. Доллард, Д. Зильман, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) прослеживается тенденция к стремлению большинства ученых трактовать агрессию как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения, что предполагает рассмотрение [3, с.54]:
– агрессии преимущественно как модели поведения, а не как эмоции, мотива или установки;
– агрессии как действий, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве;
– в качестве результата агрессивных действий негативных последствий: выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными, при этом нанесение телесных повреждений не является обязательным условием;
– в качестве агрессивных только тех действий, которые причиняют вред или ущерб живым существам, в отличие от более широких определений, при которых под агрессией понимаются действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объекту;
– наличия агрессии только в тех случаях, когда реципиент или жертва стремятся избежать подобного обращения.
Термин «агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений, различных смыслов и значений.
К. Бютнер считает, что агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Г.Паренс рассматривает следующие виды агрессии:
1) физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);
3) прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4) косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);
5) инструментальная агрессия - являющаяся средством достижения какой-либо цели;
6) враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
7) аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Современное переосмысление гипотезы «фрустрации-агрессии» предложил Л. Берковиц. Он полагает, что фрустрация – это лишь одно из возможных аверсивных событий, которые не обязательно приводят к агрессивному поведению, но определенно повышают готовность к нему. Л. Берковиц вводит понятия инструментальной и эмоциональной агрессии и делит людей, предрасположенных к агрессивному поведению, соответственно, на два типа: инструментальных и эмоционально-реактивных агрессоров[6, с.84]. Инструментальные агрессоры – это люди, регулярно стремящиеся достигать каких-то своих целей (статуса, власти, денег, уважения и т.д.) при помощи агрессивных действий. Агрессия инициируется ими самими, а не вызвана реакцией на специфические неприятные условия. Такое поведение, скорее, является тактикой, служит инструментом для достижения цели, не связано с простым причинением боли жертве. Эмоционально-реактивные агрессоры – это вспыльчивые, раздражительные, легко входящие в аффективное состояние люди[6, с.93]. Главной целью эмоциональной агрессии является причинение ущерба другому лицу. Основным «подстрекателем» эмоциональной агрессии является практически любой вид негативного аффекта. Чем более интенсивно внутреннее возбуждение, создаваемое негативным событием, тем выше вероятность того, что человек будет кого-нибудь атаковать.
В том, что важнейшую роль в формировании агрессивной реакции играет интерпретация вызывающего возбуждение события сходятся психологи когнитивной ориентации. Так, согласно С. Шахтеру и Дж. Зингеру, человек гневается, потому что испытывает общее возбуждение и у него есть определенные когниции относительно природы этого возбуждения[27, с.55]. Под влиянием когнитивных интерпретаций формируется мнение о природе испытываемых состояний, и это знание трансформирует первоначально нейтральное возбуждение в специфическое эмоциональное переживание. Другая трактовка предлагается в концепциях, акцентирующих важность самих телесных реакций и механизмов. Так, танатотерапевтический подход рассматривает эмоционально-реактивную агрессивность как дисбаланс процессов активизации и абсорбции, когда активность хронически превалирует над «заземлением», т.е. способностью тела «впитать» активизированное возбуждение. Такая слабая способность тела к абсорбции приводит к чрезмерной раздражительности и высокой склонности к отреагированию.