Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление возможностей методов арт-терапии в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7
1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………….7
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16
1.3 Арт-терапия в работе с агрессивными подростками……………24
Выводы по главе…………………………………………………..32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии на уровень агрессивности подростков……………………………………………………………….33
2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33
2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы………………………………………………….36
2.3 Анализ результатов вторичной диагностики………………………42
Выводы по 2 главе…………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………..49
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Стратегической целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку и степень его самопринятия и самоценности. Отсюда вытекает важнейший принцип аррттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень тревожно.
Арт-терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За ребенком остается право выбирать меру участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.
Психолог на арттерапевтических занятиях — равноправный партнер каждого ребенка. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Арттерапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Арттерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.
Целью проведения исследования
стало определение влияния
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что для испытуемых характерно:
- средний уровень экстраверсии
(46,6% испытуемых)– испытуемые
- уровень неротизма ниже среднего (66,7%) - проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, у них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях.
- низкая открытость новому опыту (40%) – испытуемые сложно воспринимают все то новое, что появляется вокруг, отсутствие гибкости и готовность к изменениям.
- низкий уровень сознательности (53,3%) - беспечность, небрежность, слабоволие
- средний уровень
- индекс враждебности:
53% испытуемых - в норме
46% испытуемых человек - выше нормы
- индекс агрессивности:
33% испытуемых – в норме
66% испытуемых - выше нормы.
После проведения коррекционной работы уровень агрессивности снизился с 66,7% до 6,7 (высокий уровень). Количество человек с агрессивностью в норме возросло до 60%. По всем показателям характеристики уровня агрессивности существенно снизились: наиболее заметные улучшения произошли в уровне физической агрессии, индексе агрессивности.
Матстатистический анализ показал, что произошли положительные сдвиги в уменьшении уровня агрессивности подростков. Таким образом, контрольная диагностика испытуемых после проведения коррекционной работы показала, что у подростков, участвовавших в проведении занятий, снизился уровень агрессивности. Данный факт подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ