Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление возможностей методов арт-терапии в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7
1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………….7
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16
1.3 Арт-терапия в работе с агрессивными подростками……………24
Выводы по главе…………………………………………………..32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии на уровень агрессивности подростков……………………………………………………………….33
2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33
2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы………………………………………………….36
2.3 Анализ результатов вторичной диагностики………………………42
Выводы по 2 главе…………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………..49
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
С точки зрения системно-функционального подхода А.И. Крупнова агрессивность рассматривается в единстве мотивационно-смысловых иинструментально-стилевых характеристик[13, с.64]. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности в межличностном взаимодействии различается по направленности мотивации (социоцентрической или эгоцентрической), сфере приложения результата агрессивного поведения (предметная или субъектная сфера), степени осознанности понимания такой черты, как агрессивность (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны это же стремление может быть охарактеризовано по направленности эмоциональных переживаний по поводу проявления агрессивности (аффективность или рефлексивность), по типу волевой регуляции (интернальность или экстернальность), по формам проявления агрессии (физическая или вербальная), а также по характеру проблемных ситуаций, в которых проявляется агрессивность (операциональные или личностные трудности).
В научной литературе до сих пор идет дискуссия о том, что является агрессией, агрессивностью и агрессивным поведением. В данном исследовании мы будем исходить из того, что агрессивное поведение человека – это результат целенаправленного приспособления к ситуации для достижения личной цели. Под агрессивностью понимают свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан А.А.) [21, с.36], а агрессию – как временное, ситуативное состояние, находясь в котором, человек производит действия, причиняющие ущерб или направленные на нанесение ущерба себе, другому человеку, группе людей, животному или неодушевленному предмету (Сафонов В.К.)[24, с.81].
Большинство исследователей проблемы агрессивного поведения указывают, в первую очередь, на ситуативные предпосылки возникновения агрессии, а личностным предпосылкам уделяется меньше внимания. Под личностными предпосылками понимаются факторы, влияющие на возникновение и развитие агрессии, сосредоточенные в основном в устойчивых чертах характера и наклонностях потенциального агрессора. К данным факторам исследователи относят такие черты, как: боязнь общественного неодобрения; раздражительность; подозрительность; склонность испытывать чувство стыда вместо вины (Платонова Н.М.); обидчивость; вспыльчивость (Сафуанов Ф.С); склонность к антисоциальному поведению (Змановская Е.В.); высокий уровень психотизма, тревожности (Бандура А.) и самооценки (Реан А.А.) и гендерные особенности(Румянцева Т.Г.,, Ениколопов С.Н.).
Также большинство исследователей (Роджерс Р., Бэрон Р., Ричардсон Д., Майерс Д.) обращают свое внимание на предрассудки как специфический тип установок, которые влияют на агрессивное поведение. Под предрассудками понимаются негативные установки по отношению к членам определенных социальных групп, основанные главным образом на их принадлежности к этой группе [4, с. 59]. К таким установкам могут относиться расовые предрассудки, межэтнические, социальные и др.
Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признается в рамках каждого из подходов к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека (Гришина Н.В.)[8, с.31]. К ситуативным предпосылкам, влияющим на агрессивное поведение, исследователи относят: «феномен толпы», наличие«вожаков», групповое влияние, влияние семьи и окружающей среды.
Исследователи выделяют следующие виды агрессии [19, с.61]:
1) физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);
3) прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4) косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);
5) инструментальная агрессия - являющаяся средством достижения какой-либо цели;
6) враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
7) аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
А. Басса и А. Дарка выделяют пять видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом (схема 1.1) [5, с.88].
Схема 1.1 - Виды агрессии (Классификация А.Басса, А.Дарка)
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (таблица 1.1) [5, с.89].
Таблица 1.1 Основные шкалы рассмотрения агрессивных действий (А.Басса)
Тип агрессии |
Примеры |
Физическая —активная—прямая |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Физическая—активная— |
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
Физическая—пассивная—пряма |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). |
Физическая—пассивная— |
Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Вербальная—активная— |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
Вербальная—пассивная— |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
Вербальная—пассивная— |
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
В психологии эмоций используется термин «агрессивное поведение», которое является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для объекта окружением.
Таким образом, анализ имеющиеся определения «агрессии» можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба3.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Изучение причин агрессивных действий показал, что агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-либо цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
4) защиты занимаемой территории (Лоренд, Ардри);
5) стремления к господству (Моррисон);
6) реакции личности на враждебную действительность (Хор-ни, Фромм) и другие причины.
3. Анализ подходов и исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме агрессивности и агрессивного поведения свидетельствует о многообразии понимания этого сложного психологического феномена. При этом одни исследователи смешивают понятия агрессии и агрессивности (т. е. форму поведения и свойство личности), другие предлагают слишком узкие определения, не охватывающие все виды и формы проявления агрессивного поведения (агрессию прямую и косвенную, физическую и вербальную, активную и пассивную, враждебную и инструментальную, рациональную и аффективную, непосредственную и смещенную, конструктивную и деструктивную, проактивную и реактивную, социализированную и асоциальную и т. д.). Большинство современных определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т. е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т. е. жертвы, пострадавшей от агрессии, при этом практически все современные ученые далеки от исходного, «родного» значения и склонны рассматривать агрессию как явление непременно негативное.
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Биологически, он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, т.е. этапу полового созревания и предшествующему во времени этапу интенсивного неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность типов развития, оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности состояния подростков, вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим переживания, потребности и интересы.
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу [1, с. 99]. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Характерными для подростков является неровный эмоциональный фон, эмоциональная нестабильность. На более высокий уровень выходят процессы половой идентификации. На фоне интенсивного полового созревания происходят изменения и в других сферах, наиболее важное - смена ведущей деятельности [12, с.98].В отечественной литературе существует, по крайней мере, три варианта определения ведущей деятельности подростков. Так, Д.Б. Эльконин выделяет интимно - личностное общение; В.В. Давыдов общественно – значимую деятельность; Д.И. Фельдштейн – просоциальную деятельность. К.Н. Поливанова в своей статье «К проблеме ведущей деятельности в подростничестве» указывает на то, что формирование новообразований происходит в процессе «клубной» деятельности, т.е. в формах «клубного» сотрудничества детей и взрослого. [1, с.99].
Л.И. Божович подчёркивала, что общение со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием его личностного развития. Общение со взрослым в основном обусловлено той социальной ситуацией развития, которая сложилась к этому времени. Она обозначается Л.И. Божович как эмансипация от взрослых [30, с. 42].
Эмансипацию подростка от взрослых можно охарактеризовать как становление нового типа взаимоотношений. Подросток начинает сопротивляться требованиям, он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип взаимоотношений со взрослыми на новый, специфичный для общения взрослых. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого.
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.