Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление возможностей методов арт-терапии в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7
1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………….7
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16
1.3 Арт-терапия в работе с агрессивными подростками……………24
Выводы по главе…………………………………………………..32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии на уровень агрессивности подростков……………………………………………………………….33
2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33
2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы………………………………………………….36
2.3 Анализ результатов вторичной диагностики………………………42
Выводы по 2 главе…………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………..49
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
«Большая пятерка» качеств личности:
Экстраверсия — интроверсия. Это направленность личности на внешний либо свой внутренний мир. В первом случае человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором — сдержанный, критично мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, по натуре он индивидуалист. Он находит себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Чем выше показатель, тем ярче выражена экстраверсия.
Нейротизм (повышенная эмоциональность реакций) — эмоциональная устойчивость . Это показатель эмоциональной стабильности. Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, даже несколько «толстокожи». У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях. Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но в то же время это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокие баллы свидетельствуют о нейротизме.
Открытость — закрытость к новому опыту. В первом случае человек легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов. Во втором случае настороженно относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить ее в своей жизни. Высокие баллы свидетельствуют об открытости к новому опыту.
Сознательность — несобранность. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок.
Доброжелательность — враждебность. В первом случае человек благожелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают ему располагать к себе окружающих, хотя иногда те начинают злоупотреблять бескорыстностью этого человека, «садятся ему на шею». Во втором случае насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов. Он «себе на уме», не дает злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге одиноким. Высокие показатели свидетельствуют о преобладании доброжелательности.
Личностный опросник, разработаный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокиевалидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.
Адаптированный А.К. Осницким вариант теста предполагает 4 возможных ответа для испытуемого — «да», «пожалуй да», «пожалуй нет», «нет». Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.
Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы
Результаты, полученные в ходе диагностики испытуемых с помощью пятифакторного личностного опросника, представлены в таблице 2.1 (см. Приложение 1). На основании данных, приведенных в таблице 2.1, составим таблицу 2.2, отражающие данные по выраженности каждого критерия.
Таблица 2.2 Выраженность личностных характеристик у испытуемых
Критерии |
Уровень выраженности (в %) | ||||
Низкая |
Ниже среднего |
Средняя |
Выше среднего |
Высокая | |
Экстраверсия — интроверсия |
26 |
13 |
46 |
13 |
0 |
Нейротизм |
26 |
66 |
0 |
6 |
|
Открытость — закрытость к новому опыту |
40 |
20 |
20 |
13 |
6 |
Сознательность — несобранность |
53 |
13 |
20 |
13 |
0 |
Доброжелательность — враждебность |
26 |
20 |
33 |
0 |
20 |
Анализируя таблицу 2.2, дадим описание группы испытуемых, ориентируясь на максимальное преобладание степени выраженности каждого критерия.
Таким образом, для испытуемых характерно:
- средний уровень экстраверсии (46,6% испытуемых)– испытуемые оптимистичны, активны, продуктивно выполняют любую работу как в компании, так и в одиночестве.
- уровень неротизма ниже среднего (66,7%) - проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, у них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях.
- низкая открытость новому опыту (40%) – испытуемые сложно воспринимают все то новое, что появляется вокруг, отсутствие гибкости и готовность к изменениям.
- низкий уровень сознательности (53,3%) - беспечность, небрежность, слабоволие
- средний уровень доброжела
Результаты диагностики испытуемых личностным опросником Басса-Дарки приведены в таблице 2.3 (Приложение 2). Проанализировав данные, приведенные в таблице 2.3, можно сказать, для испытуемых характерны следующие результаты:
- индекс враждебности:
53% испытуемых - в норме
46% испытуемых человек - выше нормы
- индекс агрессивности:
33% испытуемых – в норме
66% испытуемых - выше нормы.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были получены результаты, указывающие на то, что для подростков характерен повышенный уровень агрессивности, а также средний уровень доброжелательности. Данный факт указывает на необходимость проведения коррекционной работы.
Проведение психокоррекционных занятий с использованием методов арт-терапии
I. Пояснительная записка
Актуальность. О целительной силе искусства люди говорят издавна. Художественное творчество обладает уникальным воздействием на человека, несет в себе преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство, по словам Н. Ю. Сергеевой, является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, эмоциональное благополучие. Феномен «исцеляющих возможностей искусства» лежит в основе такого направления практической психологии, как арт-терапия.
Центральной фигурой в арт-терапии является личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства и другое. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения, поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, особенно депрессивного характера. То есть можно сделать вывод о том, что арт-терапия позволяет особенно эффективно решать проблемы эмоционально-волевой сферы личности. Наиболее же результативной она оказывается в работе с подростками в силу ряда их возрастных особенностей.
Как показывает краткий анализ исследований и психолого-педагогической практики, арт-терапия позволяет не только успешно решать проблемы эмоционально-волевой сферы подростков, но также является незаменимым средством диагностики и позволяет ориентировать детей на самовыражение в творчестве. Именно поэтому для коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков, возникающих у них в связи с рядом причин, в качестве основного был выбран именно этот метод работы.
Целью данной программы является коррекция негативных эмоциональных состояний личности подростков. Программа ориентирована на решение следующих задач:
1. Гармонизация внутреннего мира подростков.
2. Снижение уровня тревожности.
3. Повышение уверенности в себе.
4. Снижение уровня замкнутости.
Продолжительность программы. Программа состоит из 11 занятий, каждое из которых имеет свою направленность и вместе с тем, в силу многостороннего воздействия арт-терапии, позволяет решать несколько задач одновременно. Занятия проводятся 3 раза в неделю в течение 25 дней. Методологической основой программы являются учение Л. Д. Лебедевой о диагностических и коррекционных возможностях рисунка, а также учение А. И. Копытина о системном подходе в арт-терапии .
Для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга:
В качестве основного в работе было избрано такое направление арт-терапии, как изотерапия, то есть рисуночная терапия, т. к. оно является наименее трудоемким в подготовке, что важно в работе школьного психолога, к тому же не требует больших материальных затрат на оборудование занятий.
Каждое занятие имеет следующую структуру: разогрев – индивидуальная либо коллективная изобразительная работа по теме – рефлексия (коллективное обсуждение). Продолжительность каждого занятия - примерно 50-70 минут (в зависимости от сложности работы и интенсивности обсуждения). В качестве разогревающих используются упражнения на создание доверительной атмосферы в группе. Затем около 25 минут участники выполняют основные задания, которые заключаются в изобразительной деятельности в самых разных ее формах и на разнообразные темы. Остальное время занятия посвящается обсуждению полученных изобразительных продуктов. Сначала каждый участник по кругу высказывается относительно своего рисунка или вклада в общую работу, а также испытанных им ощущений и чувств, затем могут высказываться остальные, задавать автору вопросы. Каждый участник имеет право на отказ от собственного высказывания или общего обсуждения его работы. В конце занятия ведущим подводится итог.