Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление возможностей методов арт-терапии в коррекции агрессивности подростков.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством коррекции агрессивности подростков.
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7
1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………….7
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16
1.3 Арт-терапия в работе с агрессивными подростками……………24
Выводы по главе…………………………………………………..32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии на уровень агрессивности подростков……………………………………………………………….33
2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33
2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы………………………………………………….36
2.3 Анализ результатов вторичной диагностики………………………42
Выводы по 2 главе…………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………..49
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Во время занятия кабинет делится на две зоны: в первой зоне стоят стулья по количеству участников в форме круга. Здесь занятие начинается, а также проводится обсуждение работ. Вторая зона предполагает наличие столов, за которыми участники работают во время творческой части занятия.
Практическая значимость. Представленная арт-терапевтическая программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков «Краски жизни» может быть использована, психологами, педагогамив их профессиональной деятельности.
II. Тематический план занятий
Направленность занятий арт-терапевтической программы коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков «Краски жизни»
№ |
Название занятия |
Негативные эмоциональные состояния, на коррекцию которых направлено занятие |
1 |
«Мое имя» |
Неуверенность в себе |
2 |
«Личный герб» |
Замкнутость, неуверенность в себе |
3 |
«Рисунок пальцами» |
Тревожность |
4 |
«Самое – самое…» |
Замкнутость, неуверенность в себе, тревожность |
5 |
«Рисование по кругу» |
Тревожность |
6 |
«Карта моей души» |
Тревожность, неуверенность в себе, замкнутость |
7 |
«Рисование в парах» |
Замкнутость, неуверенность в себе, конформизм |
8 |
«Фотокарусель» |
Неуверенность в себе, конформизм |
9 |
«Рисование на руке» |
Замкнутость, тревожность |
10 |
«Рисунок на стекле» |
Замкнутость, неуверенность в себе, конформизм |
11 |
«Коллективный рисунок» |
Замкнутость |
Содержание занятий приведено в Приложении 3.
2.3 Анализ результатов повторной диагностики
После проведения коррекционной работы нами была проведена повторная диагностика выбранным инструментарием.
Результаты диагностики испытуемых с помощью пятифакторного личностного опросника приведены в таблице 2.4 (Приложение 4), а в таблице 2.5 – выраженность личностных характеристик у испытуемых данной группы.
Таблица 2.4 Выраженность личностных характеристик у испытуемых группа «Б»
Критерии |
Уровень выраженности (в %) | ||||
Низкая |
Ниже среднего |
Средняя |
Выше среднего |
Высокая | |
Экстраверсия — интроверсия |
0 |
33 |
33 |
13 |
20 |
Нейротизм |
6 |
33 |
33 |
20 |
6 |
Открытость — закрытость к новому опыту |
0 |
0 |
6 |
33 |
60 |
Сознательность — несобранность |
0 |
0 |
20 |
26 |
53 |
Доброжелательность — враждебность |
0 |
0 |
0 |
20 |
80 |
Анализируя таблицу 2.5, дадим описание группы, ориентируясь на максимальное преобладание степени выраженности каждого критерия.
Итак, для испытуемых группы «Б» характерно:
- средний уровень экстраверсии (33,3%)- испытуемые оптимистичны, активны, продуктивно выполняют любую работу как в компании, так и в одиночестве.
- средний уровень нейротизма (33,3%)- проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, у них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях.
- высокий уровень (60%) открытости новому опыту - испытуемые сложно воспринимают все то новое, что появляется вокруг, отсутствие гибкости и готовность к изменениям.
- высокий уровень сознательности (53,3%) – не сформированный уровень ответственности и сознательности
- высокий уровень доброжела
Для нашего исследования
представляет интерес сравнить между
собой результаты по шкале доброжелательность-вра
Рисунок 2.1 - Сравнительный
анализ проявлений доброжелательности-вра
На рис.2.1. наглядно видно, что с после проведения коррекционной работы у испытуемых существенно повысился уровень доброжелательности (с 20% до 80%).
Для диагностики уровня агрессивности повторно применялся опросник А.Басса-А.Дарки. Результаты диагностики уровня агрессивности испытуемых группы приведены в таблице 2.5 (Приложение 5). Проанализировав данные, можно отметить, что для 20% подростков характерен уровень враждебности выше нормы, уровня агрессивности выше нормы не выявлено.
Изменения, произошедшие в уровне агрессивности подростков, отобразим в виде диаграммы (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Изменения в уровне агрессивности
Анализируя рисунок 2.2., можно отметить, что после проведении коррекционной работы уровень агрессивности снизился с 66,7% до 6,7 (высокий уровень). Количество человек с агрессивностью в норме возросло до 60%.
В виде таблицы 2.6 приведен сравнительный анализ исследуемых характеристик.
Таблица 2.6 Сравнительный анализ параметров агрессивности
Шкала |
До |
После |
Физическая агрессия |
7,3 |
3,7 |
Косвенная агрессия |
4,5 |
4,5 |
Раздражительность |
6,2 |
5 |
Негативизм |
2,2 |
2,3 |
Обида |
4,4 |
3,3 |
Подозрительность |
4,6 |
4,5 |
Вербальная агрессия |
7,6 |
7 |
Чувство вины |
5,1 |
5,1 |
Индекс враждебности |
9,1 |
7,8 |
Индекс агрессивности |
7,3 |
3,7 |
Для большей наглядности отобразим полученные результаты в виде диаграммы (рис.2.3)
Рисунок 2.3 - Сравнительный анализ уровня агрессивности испытуемых до и после коррекционной работы
Анализируя рисунок 2.3, можно заметить, что по всем показателям характеристики уровня агрессивности существенно снизились: наиболее заметные улучшения произошли в уровне физической агрессии, индексе агрессивности.
Таким образом, после проведения коррекционной работы у подростков снизился уровень агрессивности, повысился уровень доброжелательности.
Для определения эффективности коррекционной работы по снижению уровня агрессивности подростков средствами арт-терапии выполним статистический анализ Т – критерием Вилкоксона. В ходе определения изменений, произошедший в уровне агрессивности, был получен результат: TЭмп = 11.5. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Данный факт указывает на то, что в уровне агрессивности произошли изменения, как мы выявили ранее – уровень агрессивностиснизился.
В результате определения изменений, произошедший в уровне доброжелательности, был получен результат: TЭмп = 60. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Данный факт указывает на то, что в уровне доброжелательности также произошли изменения, как мы выявили ранее – уровень доброжелательности повысился. Матстатистический анализ показал, что произошли положительные сдвиги в уменьшении уровня агрессивности подростков. Таким образом, контрольная диагностика испытуемых после проведения коррекционной работы показала, что у подростков, участвовавших в проведении занятий, снизился уровень агрессивности. Данный факт подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования
Выводы по 2 главе
Целью проведения исследования стало определение влияния метода арт-терапии на уровень агрессивности подростков.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что для испытуемых характерно:
- средний уровень экстраверсии (46,6% испытуемых)– испытуемые оптимистичны, активны, продуктивно выполняют любую работу как в компании, так и в одиночестве.
- уровень неротизма ниже среднего (66,7%) - проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, у них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях.
- низкая открытость новому опыту (40%) – испытуемые сложно воспринимают все то новое, что появляется вокруг, отсутствие гибкости и готовность к изменениям.
- низкий уровень сознательности (53,3%) - беспечность, небрежность, слабоволие
- средний уровень доброжела
- индекс враждебности:
53% испытуемых - в норме
46% испытуемых человек - выше нормы
- индекс агрессивности:
33% испытуемых – в норме
66% испытуемых - выше нормы.
После проведения коррекционной работы уровень агрессивности снизился с 66,7% до 6,7 (высокий уровень). Количество человек с агрессивностью в норме возросло до 60%. По всем показателям характеристики уровня агрессивности существенно снизились: наиболее заметные улучшения произошли в уровне физической агрессии, индексе агрессивности.
Матстатистический анализ показал, что произошли положительные сдвиги в уменьшении уровня агрессивности подростков. Таким образом, контрольная диагностика испытуемых после проведения коррекционной работы показала, что у подростков, участвовавших в проведении занятий, снизился уровень агрессивности. Данный факт подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования
Заключение
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.
В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия , изотерапия и т.п.). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы. Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе. Прорисовывая их, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх.
Термин «арт-терапия » (art - искусство, artterapy – терапия), буквально переводится как терапия искусством. Это терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством. Арт-терапия является специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений, в первую очередь изобразительного искусства, а также творческой деятельности, связанной с изобразительным искусством.