Качества идеального учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:17, творческая работа

Описание работы

Объект исследования: качества идеального учителя

Задачи:
Теоретический анализ литературы по данной теме.
Сравнительный анализ представлений педагогов и учащихся о качествах идеального учителя.
Составление рекомендаций для будущих учителей.

Файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

<...> Таким образом,  точное знание законов воспитания — вот что раньше всего требуется от учителя. В этом смысле применимо выражение Мюнстерберга, что должно существовать много типов учителей и все же истинный учитель всегда одинаков. Это тот учитель, который строит свою воспитательную работу не на вдохновении, а на научном знании. Наука есть вернейший путь к овладению жизнью.

 

В будущем всякий учитель  должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии.

 

<...>

 

 

Жизнь как творчество.

 

<...> Высказанная мысль,  написанная картина, занотированная  соната рождаются из состояния  неудобства их авторов и стремятся  путем перевоспитания изменить  в сторону наибольшего их удобства. Чем больше напряженности в  неудобстве и в то же время сложнее душевный механизм человека, тем естественнее и непреодолимее делаются его педагогические порывы, тем с большей энергией проталкиваются они вовне.

 

«Творец всегда из породы недовольных». Вот почему воспитание никогда не может ограничиться одним  рассудком. Для подобных зацепок и сотрясений необходимо

 

258

 

внутреннее сродство между воспитателем и воспитанником, нужна близость их в чувствах, в  понятиях. Воспитание — процесс  взаимного непрерывного приспособления обоих лагерей, где наиболее активной, исходно действующей стороной являются то руководитель, то руководимые.

 

Педагогический процесс  — это действенная общественная жизнь, <...> это напряженная борьба, в которой учитель в лучшем случае олицетворяет собой небольшую  часть класса (зачастую он и совсем одинок). Все свои личные элементы, весь опыт чувствований и мыслей, помимо воли, он непрерывно использует в атмосфере напряженной общественной борьбы, называемой внутренне-педагогической работой. Цепь его личных неудовлетворений, неудобств, стремлений приспособиться и вытекающих отсюда педагогических откровений, воспитательских уроков — это все та же цепь художественного творчества, которую мы только что обрисовали. Педагог-воспитатель не может не быть художником. Чистый объективизм педагога — гиль. Рассудочный воспитатель никого не воспитает. <...>

   © 2007—2012 Московский  городской психолого-педагогический  университет.   Москва, ул. Сретенка, 29 | Тел.: (495) 632 9433, 632 9077   

Редакция электронной  библиотеки: mailto:lib@mgppu.ru | Техн. поддержка: mailto:psp@mgppu.ru

Правила по использованию  материалов библиотеки  

 

 

Гоноблин

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более  тяжелый и ответственный. Учитель  обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

 

Однако, учитель в гораздо  более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

 

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности;

 

профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого- педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура;

 

профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности;

 

психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность.

 

 

 

 

 

Здоровье учителя

Профессия учителя требует  особого напряжения эмоциональных  и физических сил, высокой умственной нагрузки, концентрации внимания, ведет к нервному и психическому напряжению. Это неизбежно вызывает отклонения в функциональном состоянии организма и хронические заболевания. По данным исследований более 80% учителей находятся в зоне высокого медико-социального риска. Они нуждаются в восстановлении здоровья и коррекции эмоционально-психического состояния.

Учитель – представитель  стрессогенной профессии. Особая ответ-ственность и связанное с ней высокое  нервно – эмоциональное напряже-ние, необходимость принимать оперативные решения, высокая плотность межличностных контактов, преобладание авторитарного стиля работы учителя, возможность конфликтов – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Данные научных исследований показывают, что современное российское учительство как профессиональная категория отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели ухудшаются по мере увеличения стажа работы.  Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение». Учителя в целом к состоянию здоровья относятся потребительски, обвиняя в недостаточном уровне здоровья экологию, питание, нехватку времени и многое другое. Но в этом случае хотелось бы напомнить знаменитые слова Гиппократа «О здоровье люди молят богов. Но они не понимают, что его сохранение зависит от них самих».

Анализ анкет учителей позволил сделать следующие выводы: учителя имеют недостаточный уровень знаний по характеристике своего здоровья. Следы нервных стрессовых переживаний педагогов проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Таким образом, были определены  факторы, разрушительно сказывающиеся на здоровье учителя:

• Повышенная стрессогенность.

• Вынужденная перегрузка ради заработка.

• Невозможность полноценного отдыха.

• Недоступность качественной медицинской помощи.

• Напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе;

• Неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

• Нерегламентированный график работы;

• Сложность взаимоотношений с окружающими;

• Большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;

• Низкая двигательная активность.

Факторы, влияющие на здоровье.

Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:

1. Условия и образ жизни, питание — 50 %

2. Генетика и наследственность — 20 %

3. Внешняя среда, природные условия — 20 %

4. Здравоохранение — 10 %

Условия, образ жизни  и питание являются главными факторами  влияющими на наше здоровье уважаемые  учителя.

Изучение общественного  здоровья проводится на основе разнообразных  критериев. Однако одних критериев  для изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы:

1) биологические факторы  - пол, возраст,  конституция, наслед-ственность,

2) природные – климатические, гелиогеофизические, антропоген-ное загрязнение и др.,

3) социальные и социально-экономические  – законодательство об охране  здоровья граждан, условия труда,  быта, отдыха, питания, миграционные  процессы, уровень образования, культуры  и др.,

4) медицинские факторы или организация медицинской помощи.

 Сила влияния этих  факторов на здоровье неодинакова.

Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит  социальным факторам, а работа в  школе один из них.

Профессиональные заболевания  учителей

Работа в школе – это постоянный стресс. Это "работа сердца и не-рвов", писал Сухомлинский. Поэтому профессиональные заболевания учителей – это, главным образом,

• нестабильная нервная система,

• болезни сердечно-сосудистой системы,

• хроническая утомляемость,

• нервно-психические заболевания.

Профессия педагога связана  с риском возникновения таких  заболеваний, как нарушение голосообразования, неврозы, психосоматические расстройства, болезни органов зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей. Первые годы работы в школе, связанные с адаптацией к трудовой деятельности, характеризуются частыми простудными заболеваниями, аллергическими реакциями и формированием нейроциркулярной дистонии. У ряда педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируется патология голосообразования: афония и дисфония. Около трети учителей при 10-15 летнем педагогическом стаже испытывают так называемый "педагогический криз", когда возникают ощущения усталости, раздраженности, неудовлетворенности результатами своего труда. При этом появление "педагогических кри-зов" совпадает с развитием гипертонической болезни, ишемической бо-лезни сердца.

 

В течение дня существуют пять пиков активности: с 5.00 до 8.00, с 11.00 до 12.00, с 16.00-17.00, с 20.00 до 21.00 и с 0.00 до 1.00.

Мы часто нарушаем порядок созданный самой природой: ложимся за полночь, не высыпаемся, едим не вовремя. Мы постоянно вмешиваемся  в работу прекрасно отлаженной системы, которой является наш организм. Последствия  бывают самые печальные. Мы чувствуем слабость, усталость, легко возбуждаемся. Как же работает наш организм?

05-00

Первый общий подъем активности. Организм постепенно просыпается  и начинает работу всех своих органов.

06-00

Происходит выброс адреналина. Давление повышается, частота сердечных сокращений увеличивается. Иммунитет особенно силен.

07-00

Период наибольшей активности желудка. Все, съеденное в это  время, максимально усваивается. Позаботьтесь о том, чтобы это была полезная пища.

09-00

Начинается спад активности, не беритесь за сложные дела, требующие пристального внимания.

10-00

Теперь самое время  для умственной и физической активности. В это время все органы включаются в активную работу.

11-00

Время наивысшей физической и духовной активности.

12-00

Опять спад, не откажите себе в чашечке чая, он тоже содержит ко-феин, но намного меньше, чем кофе, это важно для «сердечников».

13-00

Время, когда организм вырабатывает больше всего желудочного  сока, именно в это время нужно  обедать.

14-00

Пик работоспособности  человека, это время, когда лучше всего проявляется и его физическая активность, и умственная деятельность дает хорошие результаты. Также сейчас активно протекают процессы пищеварения и очищения всего организма.

15-00

Силы возвращаются голова становиться ясной. Занятия идут легко, без труда. Долговременная память работает наилучшим образом.

16-00

Новый подъем физической активности, но спад умственной. Самое время  заняться спортом или просто пройтись, чтобы собрать мысли воедино.

17-00

Реакции замедляются. Обостряется  чувство голода. Надо переку-сить, чтобы поддержать убывающие силы.

18-00

Повышается кровяное давление организма. В это время часты беспочвенные конфликты и ссоры, сдерживайте  себя.

19-00

Повышается физическая активность, и для активного спорта сейчас самое время. Еще можно поужинать.

20-00

Снова начинает активно работать мозг. Если у вас еще осталась незаконченная  работа – самое время ее сделать.

21-00

Организм начинает настраиваться  на отдых и потихоньку засы-пать.

23-00

Идеальное время для того, чтобы  пойти спать, ведь не зря сном красоты называют сон до полуночи.

Уважаемые учителя старайтесь слушать  свой организм.

Оценивания роль питания в долголетии человека, следует учиты-вать следующее:

Роль физической культуры в жизни  учителя

Недостаток физической культуры (гиподинамия) - оборотная сто-рона научно технического прогресса - характерная черта нашего времени. ДОМ-школа-дом. Вот тот путь, который учитель проделывает каждый день.

Информация о работе Качества идеального учителя