Качества идеального учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:17, творческая работа

Описание работы

Объект исследования: качества идеального учителя

Задачи:
Теоретический анализ литературы по данной теме.
Сравнительный анализ представлений педагогов и учащихся о качествах идеального учителя.
Составление рекомендаций для будущих учителей.

Файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Наукой доказано, что долголетие и высокая трудоспособность не-возможны без активного двигательного режима. "Самое дорогое у человека – это движение", - говорил И. П. Павлов. Движение – основа жизни.

С чего же начинать? Конечно же, с  твёрдого убеждения в необхо-димости  занятий физическими упражнениями, борьбы за здоровье.

В процессе физических тренировок успешно укрепляется мышечно-суставный аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т.д. Можно походить в бассейн.

Эмоциональная составляющая педагогической деятельности учителя

Профессиональный труд учителя отличается большой эмоциональной  загруженностью. Эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда (Ф. Н. Гоноблин (1965), Г. Ф. Заремба (1982), Н. В. Кузьмина, 1967).

В. В. Бойко (1996) выделяет следующие факторы, влияющие на эмоциональные  состояния учителя, которые приводят его к стрессам:

1) хроническая напряженная  психоэмоциональная деятельность, которая связана с интенсивным  общением, когда постоянно приходится ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию;

2) дестабилизирующая  организация деятельности, когда  наблюдается нечеткая организация  и планирование труда, недостаток образования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента с которым связана профессиональная деятельность;

3) повышенная ответственность  за исполняемые функции и опера-ции,  т.е. работа в режиме внешнего и внутреннего контроля;

4) неблагополучная психологическая  атмосфера профессиональной деятельности, отличающаяся конфликтностью по  вертикали, в системе «руководитель  — подчиненный», и по горизонтали,  в системе «коллега - коллега»;

5) психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в среде общения (дети с аномалиями характера, нервной системы, задержками психического развития).

С этими факторами  тесно перекликаются данные «справки о стрессорах в педагогической деятельности»  В. И. Журавлева (1995, с. 164), в которой представлены стрессоры, вызывающие у учителя нервные состояния:

Группу 1 составляют стрессоры, вызываемые условиями педагогического  труда. Это быстрое переключение на работу по-новому; материальные затруднения; монотонная работа; обязанность работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей); отсутствие стимулов качественной работы; нереализованные профессиональные знания и умения; перегрузка внеурочной деятельностью; перегрузка уроками.

Группа 2 – стрессоры, возникающие по личностным причинам. Это: дефицит знания психологии школьников; когнитивный диссонанс; нехватка времени; нехватка знаний по педагогической технологии; ошибки в выборе профессии; ошибки в общении с учениками, коллегами, администрацией, родителями учащихся; «сгорание» на работе; чувство высокой ответственности за результаты работы.

Группа 3 – стрессоры  провоцируемые администрацией школы. Сюда входят: аттестация педагогического  профессионализма; контроль за работой  учителя извне; конфликты с администрацией; оскорбления со стороны администрации и коллег.

Группа 4 – стрессоры-конфликты  с учащимися. Это: конфликты с  родителями учащихся; конфликты с  учащимися; низкая успеваемость школьников по предмету; плохая дисциплина учащихся на уроке.

Группа 5 – стрессоры  в общении с коллегами. Сюда входят: кон-фликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнеров по работе: конфликты немотивированные (психофизиологическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т. д.); напряженность, инспирированная группировками в коллективе.

Советы психологов:

 Если учитель испытал  стресс? Как он может помочь  себе? Для этого можно использовать  следующие приемы:

•  Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".

• Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что ви-дите.

• Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентриро-ваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

• Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче.

• Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.

По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.

• Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспом-ните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.

• Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.

• Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".

Советы психолога Е.И. Кутовой «Девять правил психологического настроя успешного человека»:

1. Развивай в себе настрой, полный любви к делу, которым ты занимаешься, не забывая о том, что это выбор!

2. К испытаниям готовься мысленно и физически. Умей быть здоровым душой и телом. Не умеешь – учись!

3. Получай удовольствие от предстоящего испытания тебя в новом статусе.

4. Будь всегда позитивно настроен. Не бойся ставить перед со-бой сложные задачи. Стресс – следствие неуверенности, поэтому верь и доверяй себе.

5. В любой ситуации нужно растворяться в том что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!

6. Мысль материальна. Контролируй свои мысли. Если твой ум спокоен, то и тело не будет зажато.

7. Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней.

8. Сосредотачивайся на том, что тебе дано контролировать, и отключись от того, что выше твоих возможностей.

Потерпев поражение, воспринимай  его как опыт. Понимание своих  ошибок должно привести тебя в дальнейшем к победе. Не опускай руки и не отходи в сторону как неудачник.

Главное – получай  удовольствие и радость от любого процесса, чем бы ты ни занимался: спортом, учёбой, работой, семьёй.

Можно использовать систему  учета времени, которого нам всегда не хватает, предложенную Александром  Александровичем Любищевым (выдающийся отечественный ученый-энциклопедист  и мыслитель, биолог широкого профиля, теоретик и историк науки, энтомолог, математик и философ). Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее до конца жизни. В этом пожизненном эксперименте были проверены принципы:

- деление времени на  категории, где критерием выступает  достой-ная цель жизни и задача совершенствования личности;

- принцип увеличения  времени основной категории за  счет других категорий работ;

- равномерность и ритмичность  нагрузок: трудные работы с утра,

чередование легкой и  тяжелой работы, отказ от срочных  поручений;

- управление разнообразием работ. Так, чтение художественной литературы Любищев относил к основной работе. По мнению Дарвина, чтение художественной литературы и хорошая музыка необходимы для  сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества;

- планирование и обратная связь по самоотчетам;

- выход из-под давления  внешних обстоятельств, в частности,  от-каз от высоких должностей, административной работы;

- принцип бездефицитности  сил, т.е. приход к началу  следующего цикла труд-отдых без  накопления усталости;

Любищев сам формулировал короче:

1. Я не беру обязательных  поручений.

2. Не беру срочных  поручений.

3. В случае утомления  сейчас же прекращаю работу  и отдыхаю.

4. Сплю много, часов  десять.

5. Комбинирую утомительные  занятия с приятными.

Следующие шаги в деле сохранения здоровья зависят от нас с Ва-ми!

Можно создать в школе  Педагогический клуб или клуб Друзей.

Организация в школе  Педагогического клуба может  быть полезной в силу ряда причин. Учителя  нуждаются в том, чтобы в школе  существовали условия для свободного обмена опытом, обсуждения проблемных ситуаций, возникающих в их работе. Положительным моментом выступает и то, что такие неформальные собрания учителей проходят в непринужденной и теплой атмосфере с традиционным чаепитием, празднованием совместных праздников или дней рождения.

Общие рекомендации для  поддержания здоровья духа и тела просты: измените отношение к проблеме, должна быть активная позиция в отношении  здоровья у каждого учителя.

Больше времени проводите  на свежем воздухе, слушайте красивую музыку, придумайте себе увлекательное хобби, а главное, научитесь управлять эмоциями и станьте человеком с исключительно положительной энергетикой. Будьте здоровы!

«Здоровье так же заразительно, как и болезнь».

Ромен Роллан

 

 

 

 

 

 

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

 

В. А. Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения [1]. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

 

Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных  аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, а с другой - это общение с детьми в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

 

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

 

Коммуникативная задача. Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию "коммуникативная  задача", поскольку процесс профессионально-педагогического  общения может быть представлен  как система коммуникативных  задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов.

 

Так, например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует адекватную им технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое взаимодействие.

 

Таким образом, коммуникативная  задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогическую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к ней характер (В.А.Кан-Калик). Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.

 

А. Н. Леонтьев определяет коммуникативную задачу как результат  ориентировки в проблемной ситуации, целью которой является воздействие  на партнеров по общению. Она может  быть следствием осознанного или  неосознанного намерения, т.е. коммуникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения.

Информация о работе Качества идеального учителя