Качества идеального учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:17, творческая работа

Описание работы

Объект исследования: качества идеального учителя

Задачи:
Теоретический анализ литературы по данной теме.
Сравнительный анализ представлений педагогов и учащихся о качествах идеального учителя.
Составление рекомендаций для будущих учителей.

Файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

Наш опыт убеждает, что  многие педагоги не осознают коммуникативную  задачу как компонент педагогического  процесса, хотя в реальной деятельности решают ее неосознанно.

 

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение имеет такие виды, как приказ, команда, требование, приказание, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба.

 

Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач  педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение или воздействовать на них, т.е. побудить к действию.

 

Коммуникативная задача вплетена и в общий контекст учебной  задачи, которая, согласно Д. Б. Эльконину, является основной единицей учебной  деятельности. При этом основное отличие  учебной задачи от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

 

Коммуникативные задачи поэтому могут быть рассмотрены как средство решения учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции. Выделены четыре функциональных ряда коммуникативных действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и корригирующие), контролирующие, организующие (А.К.Маркова).

 

Для учителя, осуществляющего  управление учебной деятельностью  ученика, важно не только четко осознавать и отдифференцировать типы коммуникативных действий, направляющих учебную деятельность ученика, но и определить, какими из этих действий могут быть решены педагогические коммуникативные задачи.

 

 

 

 

 

 

Экспериментальные исследования показывают, что среди множества  задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.

В исследовании С.В. Кондратьевой анализируется  взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий. (Уровень понимания педагогом учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности.) Результаты исследования представлены в табл. 14.1.

 

Таблица 14.1

Связь структуры воздействия с уровнем понимания учителем учащихся

 

Виды воздействия 

 

                                      Уровень понимания учителем учащихся

 

                                      высокий                                             низкий

 

Организующее 

                                48,0%                                                        22,5%

 

Оценивающее

                           13,7%                                                               31,0%

 

Дисциплинирующее

                       38,3%                                                                    46,5%                                                                                                                                                  

 

Как видим, в структуре  воздействий преподавателей высокого уровня деятельности на первом месте  стоят воздействия организующего  характера, а у преподавателя  низкого уровня деятельности — дисциплинирующего. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины. Беспорядок возникает там, где нет организации.

 

Можно сказать и по-другому. Беспорядок возникает не потому, что  люди анархичны и хаотичны, а потому, что их деятельность бывает плохо организована.

 

В ходе описанного выше исследования было установлено, что среднее количество воздействий за одно занятие у  преподавателя высокого уровня деятельности равно 17, а у преподавателя низкого  уровня деятельности — 69. Таким образом, при высоком уровне деятельности воздействий производится меньше, но сами по себе они эффективнее.

 

Анализируя данные исследования, остается только поражаться, каким  образом педагоги низкого уровня деятельности умудряются за 45 мин урока осуществить 69 вербальных воздействий на учащихся. Вероятно, в ходе урока то и дело звучат многочисленные замечания, указания и т.д.

 

Педагогическое общение  — это профессиональное общение  преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

 

А. А. Леонтьев 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – это очень  ответственная профессия. Педагог  в жизни детей играет большую  роль. Именно он закладывает в них  основную базу знаний, воспитывает  их, пытается прививать любовь к  искусству. Самое главное учитель  должен уважать мнение детей, всегда найти время выслушать ученика. Получить профессию учителя это еще далеко не все. Требуется практика, умение работать с коллективом, правильно поставить себя, чтобы родители и дети могли свободно сотрудничать с учителем.

Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, Лев Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». С этим высказыванием, я думаю, все согласятся.

Какой же он, идеальный учитель? Какими качествами должен обладать? На самом деле понятие об идеале у всех людей разное. Идеальный учитель должен быть доброжелательным, компетентным, требовательным и добрым, умным и воспитанным, красивым, с великолепной речью, уметь заинтересовать класс в теме урока, помогать  в трудную ситуацию, полностью понимать и любить то, что он делает, быть добрым, отзывчивым, любить свою работу и уважать учеников. Не менее важным качеством учителя является справедливость. Это многогранная и интересная личность, а не просто человек, который знает свой предмет, и не видит ничего кроме него. Наверное, идеальный учитель помогает своему ученику не только в освоении материала, но и наставляет его духовно, помогает ему не ошибаться в выборе каких-то важных вещей. Хорошо, когда учитель не просто педагог, а друг и товарищ, готовый поддержать в любую минуту.

Часто говорят, что учителя - это вторые родители. Отчасти это так. Ведь настоящие учителя всегда поддержат и помогут своему воспитаннику, объяснят, не останутся равнодушными. Быть учителем - одна из сложнейших задач, ведь один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора и еще много чего. Ответственность невероятная: ошибка учителя не так заметна, как ошибка врача, например, но может привести к непредвиденным последствиям. Характер учителя является одним из главных профессиональных требований.

Профессиональное саморазвитие - сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышении качества образования.

Важнейшим условием повышения  качества образования является создание условий, активизирующих профессионально - познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Показатели профессиональной зрелости - компетентность, педагогическое мастерство, постоянное стремление учиться, быть исследователем.

Профессия педагог - особенная. Учителя - это те люди, которые всегда на виду.

Прежде всего, педагог должен быть интересен как личность. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать личностные качества. Успех в работе определяется умением управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, проявлять творческую активность, желание развиваться, двигаться вперед.

Показатели профессиональной зрелости - компетентность, педагогическое мастерство, профессионализм, универсальность знаний, постоянное стремление учиться, быть исследователем, умение увлечь своими идеями.

Личностная зрелость педагога, стремление к творчеству, тактичность, человеческое обаяние, чувство  юмора, увлеченность, порядочность, способность  к пониманию других. Личностная и  духовная зрелость взаимосвязаны и  дополняют друг друга.

Специфика работы учителя такова, что успех зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности учителя: его культуры, эрудиции, обаяния, доброты и искренности, терпения.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный учитель - это такой, для которого учительство - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении… Дело учителя - учить, а дело общества - дать учителю достойные средства к существованию. Идеальный учитель передает через себя послание ученику. И послание это - не только сумма знаний, но и отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе.

Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких  и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость. Юмор помогает человеку не относиться к себе слишком уж серьёзно, помогает легче пережить трудные, нестандартные ситуации, которых в жизни учителя - много.

Итак, учитель любит  детей, добр, справедлив, обладает чувством юмора. Всё? Конечно, нет! Учитель должен много знать и не только свой предмет, он должен быть компетентным во многих областях. Маленькие почемучки и почти взрослые старшеклассники именно к эрудированному учителю обратятся с волнующим их вопросом. И они должны получить точный ответ.  Потому что хороший учитель всегда сдержит данное слово, уважает себя и ученика.

Кроме того, всякий учитель должен следовать основным постулатом педагогики. Вот, например, один из них: «Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают». Даже если ребёнок сам открыл учителю душу и рассказал о своей беде. Ребёнку надо дать понять, что его услышали, сочувствуют, постараются помочь (учитель обязан принять меры, начать действовать). Лучше приласкать ребёнка и сказать что-то утешительное.

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость, крики, оскорбления  в школе недопустимы. На крики  одни дети не реагируют никак (иногда проворчат «А чё орать-то?»), других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию. Трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.

Идеальный учитель - это  такое существо, которое в нужный момент дает толчок к развитию, это  то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. И, проникая в суть, постигая своего учителя, живой человек, не спящий, а бодрствующий, приобретает необходимое для жизни свойство. Идеальный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя - сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, удаче). В начальной школе идеальный учитель - это любимый учитель. В начальной школе - особенно, когда мы начали принимать детей в шесть лет - идеальный учитель - это добрый человек, обожающий детскую возню и шум, которому нравится возиться с этими детьми, и который будет в себе проверять, что нужно каждому ребенку, чтобы полюбить школу и освоить знания, чтобы хотеть учиться. Ведь именно такие развитые, хватающие информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы.

 Цель учителя начальной  школы - сформировать у ребенка  желание учиться  и дать  ему необходимый для этого  аппарат (умение читать, считать,  писать). У идеального учителя  приоритеты в формировании ребенка идут именно в такой последовательности - сначала - мотивация, потом - средства, техническая часть. При этом идеальный учитель всегда отследит, когда та или другая ступень мотивации уже сформировалась, и надо открывать ребенку новые познания.  
         Впрочем, идеальный учитель сделает и другое. Он влюбит учеников в свой класс. Он покажет ценность каждого ребенка. Он проявит его интересность и нужду, а значит - разовьет индивидуальные качества ученика.

 

 

 

 

 

Список литературы

Никольская А. А. Значение П. П. Блонского в истории психологии // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С.121-125

Информация о работе Качества идеального учителя