Как оценить развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, доклад

Описание работы

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

Файлы: 1 файл

Физиология.docx

— 4.60 Мб (Скачать файл)

КАК ОЦЕНИТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

С тех пор как появилась педиатрическая наука, ученые постоянно предпринимают  попытки создания научно разработанных  нормативных таблиц для оценки любых  показателей, а особенно тех, которые  с возрастом претерпевают существенные изменения. Это в первую очередь  относится к оценке физического  и психомоторного развития детей.

Сложность работы детского врача состоит не только в том, что ребенок часто  не в состоянии рассказать, что  с ним происходит. Трудность связана  еще и с тем, что, чем меньше возраст малыша, тем быстрее происходят динамические изменения в его  развитии. Иными словами можно  сказать, что образ нормы ребенка  как бы «скользит» по его возрасту. Поэтому при осмотре малыша врачу  необходимо вначале оценить, соответствует  ли его развитие возрастной норме, и  только затем педиатр может определить, насколько выражены отклонения и  с чем они связаны. Среди множества  причин нарушений в развитии ребенка  важное место занимают болезни. Родители могут существенно помочь педиатру в контроле за развитием малыша, если будут знать, соответствуют ли его возрасту такие важные антропометрические показатели, как длина или рост, масса тела, окружность груди и головы, пропорции тела, а также психомоторные характеристики. Возможностей заметить у сына или дочери самые начальные отклонения от нормы у родителей гораздо больше, нежели у врача, который видит ребенка на приеме очень короткое время. Поэтому мамам и папам весьма полезно научиться грамотно оценивать развитие своего малыша, используя современные нормативные таблицы физического и психомоторного развития ребенка, которыми пользуются и педиатры. Эти нормативы включены в новую медицинскую карточку ребенка — форму 112 «История развития ребенка».

Готовясь  к любому посещению врача-педиатра, измерьте рост, вес, окружности груди  и головы ребенка, оцените полученные результаты по таблицам, а на приеме сообщите их врачу. Этим вы окажете  существенную помощь как доктору, так  и своему малышу. Хочется дать еще  один совет: ежегодно, в день рождения сына или дочери, производите измерения  и оценивайте их, а также сверяйте показатели психомоторного развития малыша с нормой. При условии столь  тщательного наблюдения за развитием  ребенка в вашей семье никогда  не возникнет ситуации, при которой  родители хватаются за голову с возгласом: «Как же так мы не заметили, что ребенок  так сильно отстает в физическом развитии!»

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Начнем  разговор с оценки физического развития ребенка. Прежде всего, родителям необходимо четко уяснить, что ребенок —  это не взрослый в миниатюре! Он растет и развивается по своим законам.

Мы  привыкли отсчитывать возраст ребенка  от даты его рождения. Такой возраст  следует рассматривать как паспортный. В некоторых странах за точку  отсчета принимают не время рождения, а день предполагаемого зачатия, что биологически более правильно. Ведь жизнь человека начинается не со дня его рождения, а с момента  слияния ядер половых клеток его  родителей: сперматозоида отца и  яйцеклетки матери. Когда-то каждый из нас представлял собой одну-единственную оплодотворенную яйцеклетку, названную учеными зиготой. Именно в ядре зиготы очень плотно «упакован» весь генетический материал о человеке: там хранится информация и о его половой принадлежности, и о том, какого максимального роста он достигнет, и какой размер обуви будет носить, когда станет взрослым, и каков будет цвет глаз, кожи, волос, и какие у него будут способности и таланты, и многое-многое другое.

Антропометрические  показатели отражаю/г прежде всего  биологический возраст ребенка. Оценку биологического возраста очень  важно проводить не столько в  статике, сколько в динамике, при  этом надо обязательно отметить качество и темп развития ребенка, изменение  пропорций тела, внешнего облика, его  мышечной силы, жизнестойкости и работоспособности.

Каким же законам подчиняется рост ребенка? Рост ребенка — прямое отражение процесса его развития. Если малыш не растет — он не развивается! Увеличение длины тела является очень важным и тонким показателем развития ребенка в целом.

На  процесс роста влияет множество  факторов. В первую очередь рост зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ  — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и  множества других веществ.

В значительной степени рост ребенка  определяется наследственностью. Известно, что рост контролируется более чем  сотней генов, которые окончательно реализуют свое влияние к 18 годам. В какой-то мере можно определить воздействие родительских генов  и прогнозировать окончательный  рост ребенка по формуле Таннера, которая будет приведена ниже.

Большое влияние на рост оказывают некоторые  гормоны, регулирующие его через  обменные процессы в костно-хрящевой ткани. Это гормон щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, а также половые гормоны —  андрогены надпочечников и половых  желез.

Из  внешних факторов существенное влияние  на рост могут оказывать качество ухода, адекватность физических нагрузок, продолжительность сна, психологическая  обстановка, окружающая ребенка. Установлено, что малыш отстает в росте  как при недостаточной, так и  при резко избыточной вертикальной физической нагрузке. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего. Отсюда вывод: если ребенок хронически недосыпает или вынужден рано просыпаться и  вставать, это может негативно  отразиться на его росте.

Ученые  доказали, что рост замедляется в  условиях дефицита любви. Ребенок хорошо растет в атмосфере счастья и  радости, когда он чувствует защищенность и безопасность. И напротив, психические  нагрузки, депрессия, чувство угрозы и незащищенности, отсутствие искренней, а не наигранной родительской любви  и заботы могут привести к замедлению роста или недостаточной реализации генетически заложенной программы  высокорослое.

В периоды психологически сложных  ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или  школе, плохо переносит «продленку», большие школьные и внешкольные  нагрузки, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы школьных неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся  в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную  платформу для развития депрессии  и, как следствие, рост ребенка замедляется.

Большое влияние на рост оказывает пол  ребенка. Ни для кого не секрет, что  мальчики растут быстрее и становятся выше девочек. Исключение составляет лишь короткий возрастной отрезок, предшествующий началу полового созревания, когда  происходит ускорение роста. У девочек  этот рывок наступает на 1 -2-3 года раньше, чем у мальчиков. Примерно в 4-5-6-м классе коллектив детей выглядит очень забавно: маленькие мальчишки среди солидных покрупневших и начинающих округляться девочек с начальными признаками полового созревания. Однако такая ситуация сохраняется недолго, после 13—14 лет мальчишки берут реванш и в целом перегоняют девочек.

Чем ребенок меньше, тем интенсивнее  он растет, с возрастом скорость роста снижается. На протяжении детства  скорость роста различна: периоды  ускорения сменяются периодами  относительно медленного роста. Особенно быстро растет ребенок внутриутробно. Подумать только, начав с одной  оплодотворенной яйцеклетки размером 200 микрон, что составляет 1/50 часть  миллиметра, к моменту рождения младенец достигает 50 сантиметров, то есть его рост за 9 месяцев внутриутробной жизни увеличивается в 25 000 раз!

После рождения особенно интенсивно ребенок  растет на первом году жизни, прибавляя  в росте на 10-11 сантиметров. После года до 3-5 лет темпы роста снижаются. Наступает так называемый период первого округления, или первой полноты. В этом возрасте ребятишки имеют поистине «ангельский» вид: туловище, ручки и ножки напоминают по форме цилиндры, хорошо выраженный подкожный жир придает малышу пухлый вид, на ручках и ножках — ниточки-перетяжки, животик выглядит всегда полным и слегка выдается вперед. В это время все детки похожи друг на друга своими кукольными личиками. В конце этого периода ребенок начинает заявлять о себе и отвоевывать свое собственное «я».

В 5—6 лет «ангельский» вид постепенно исчезает, ребенок вытягивается, его  «пухлость» как бы «подсыхает», становятся видимыми контуры мышц и костные  ориентиры, малыш очень быстро вырастает  из своих одежек.

В конце начальной школы, примерно с 8—10 лет, наступает период препубертатного  округления, когда темпы роста  несколько замедляются по сравнению  с темпами накопления подкожного жира. Как правило, начиная с этого  возраста резко усиливается аппетит  и вопрос «чем накормить ребенка?»  сменяется заботой «как его накормить». Как уже было сказано выше, в  этот период девочки обгоняют мальчиков  и в росте, и в массе, и в  отношении полового развития. Через 2—3 года все становится на свои места, мальчики вновь оказываются впереди  девочек во всех отношениях.

Темпы роста ребенка в зависимости  от возраста

 

За  периодом второго округления вскоре следует очень выраженное ускорение  роста, так называемый пубертатный  скачок роста, напрямую связанный с  увеличением выработки половых  гормонов надпочечников, яичек и  яичников, которые очень сильно стимулируют  рост костей и хрящей в длину. Активизирующее влияние половых гормонов на рост происходит до тех пор, пока не завершится половое созревание и уровень  половых гормонов не достигнет максимума. Как только в организме юноши  или девушки установится высокий уровень этих гормонов, рост прекращается. Именно поэтому слишком раннее половое созревание может привести к остановке роста и низкорослости, и наоборот, запоздалое половое созревание с низким уровнем половых гормонов нередко проявляется необычной высокоросло-стыо. Так или иначе, но в среднем к 18 годам у большинства детей рост заканчивается.

Изменение пропорций тела в процессе развития ребенка

 

Рост  различных частей тела в течение  жизни ребенка также происходит неравномерно. Так, от момента рождения до взрослого состояния высота головы увеличивается вдвое, длина туловища — в три раза, длина рук —  в четыре раза, ног — в пять раз. То есть рост человека происходит в большей степени за счет удлинения  ног. Из-за неравномерности роста  скелета в длину на протяжении всего детства изменяются и пропорции  тела. Мы бы очень сильно огорчились, если бы во взрослом состоянии сохранили  пропорции периода новорожденности! У новорожденного относительно большая  голова — на нее приходится четвертая  часть всего его роста, короткие ручки и ножки. У взрослого  высота головы составляет лишь десятую  часть от длины туловища. Срединная  точка у новорожденного соответствует  пупку, а у взрослого она находится  в проекции лобка.

Расчет  различных индексов пропорциональности помогает врачу достаточно четко  определить биологический возраст  ребенка и его соответствие паспортному. Один из индексов пропорциональности очень легко может быть применен родителями дома при решении вопроса, пора или нет отдавать ребенка  в школу. Это так называемый филиппинский тест: ребенка просят попытаться достать  рукой через макушку не наклоняя головы кончик противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг еще не созрел для  того, чтобы усваивать учебную  программу. Если к тому же у малыша не прорезалось ни одного постоянного  зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких  детей школьная нагрузка скорее всего  окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

Филиппинский тест

 

На  рост могут существенно влиять и  климато-географические условия. Замечено, что большая активизация роста, как и все в живой природе, происходит в весенне-летний период, осенью и зимой ребенок растет не столь интенсивно. В холодном климате и в условиях высокогорья  рост людей, как правило, более низкий.

Следует также помнить и о том, что  на окончательный рост оказывает  влияние принадлежность человека к  определенным этническим группам. Это  наиболее отчетливо проявляется  в отношении роста жителей  Скандинавских стран и этнических групп юго-востока Азии.

Темпы роста систем органов и тканей ребенка различны. На графике видно, что кривые роста всех основных внутренних органов, костей и мышц имеют довольно равномерный восходящий характер с  двумя более крутыми подъемами, соответствующими периодам ускоренного  роста. В отличие от такой кривой общесоматического роста мозг ускоренно  растет только на первых годах жизни  и к пяти годам почти достигает  размеров взрослого. Очень существенно  от остальных отличается кривая роста  иммунной лимфоидной ткани, ее относительная  масса достигает 200 % в возрасте от 3 до 6-7 лет. Это нормальная возрастная физиологическая реакция гипертрофии  лимфоидной ткани, когда у ребенка  можно прощупать увеличенные  лимфоузлы, выявить разросшиеся  аденоиды, увидеть огромные нёбные миндалины. Если они не воспалены  и «не мешают жить», трогать их не надо, а следует терпеливо подождать, когда они сами начнут уменьшаться. Такой процесс обратного развития начинается с появлением признаков  полового созревания. И, наконец, особый вид имеет график развития органов  половой системы: до поры до времени  эта система находится в «дремлющем»  состоянии, ас 11—12 лет у девочек, и с 12—13 лет у мальчиков начинает «просыпаться», при этом у мальчиков  увеличиваются мошонка и яички, растут половой член, предстательная железа, а у девочек начинают развиваться  молочные железы, матка, трубы, яичники, наружные половые органы.

Информация о работе Как оценить развитие ребенка