Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, доклад
Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.
Развитие ребенка на втором году жизни
Возраст |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка | |||||
1 год |
1 год 3 мес |
1 год 6 мес |
1 год 9 мес |
2 года |
2 год 6 мес | |||
1 год 3 мес |
РП |
Быстро расширяется запас понимаемых слов |
|
• |
|
|
|
|
РА |
Увеличивается словарный запас |
|
• |
|
|
|
| |
СР |
Различает предметы по величине с разницей в 3 см |
|
• |
|
|
|
| |
И |
Повторяет ранее видимые действия в игре |
|
• |
|
|
|
| |
Д |
Много ходит, приседает, может пятиться |
|
• |
|
|
|
| |
н |
Может самостоятельно есть ложкой густую пишу |
|
• |
|
|
|
| |
1 год 6 мес |
РП |
Обобщает предметы по существенным признакам |
|
|
• |
|
|
|
РА |
Использует
более сложные слова при |
|
|
• |
|
|
| |
СР |
Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр. |
|
|
• |
|
|
| |
И |
Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых |
|
|
• |
|
|
| |
Д |
Перешагивает препятствия приставным шагом |
|
|
• |
|
|
| |
н |
Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу |
|
|
• |
|
|
| |
1 год 9 мес |
РП |
Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы |
|
|
|
• |
|
|
РА |
Обозначает действия двумя словами, использует глаголы |
|
|
|
• |
|
| |
СР |
Ориентируется в размерах с разницей 3 см |
|
|
|
• |
|
| |
И |
Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота |
|
|
|
• |
|
| |
Д |
Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см |
|
|
|
• |
|
| |
н |
Частично надевает простые вещи с помощью взрослого |
|
|
|
• |
|
| |
2 года |
РП |
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого |
|
|
|
|
• |
|
РА |
Употребляет в речи прилагательные и местоимения |
|
|
|
|
• |
| |
СР |
Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов |
|
|
|
|
• |
| |
И |
Выполняет ряд простых логических последовательных действий |
|
|
|
|
• |
| |
Д |
Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом |
|
|
|
|
• |
| |
н |
Частично самостоятельно одевается |
|
|
|
|
• |
|
Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на третьем году жизни
Возраст |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка | |||
2 года |
2 года 6 мес |
3 года |
4 года | |||
2 года 6 мес |
РА Г |
В речи использует сложные предложения с придаточными |
|
• |
|
|
РА В |
Начинает задавать вопросы «где?» «когда?» |
|
• |
|
| |
СРФ |
Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм |
|
• |
|
| |
СРЦ |
Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый |
|
• |
|
| |
И |
Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр. |
|
• |
|
| |
кд |
Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их |
|
• |
|
| |
ИД |
Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует |
|
• |
|
| |
НО |
Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки |
|
• |
|
| |
нк |
Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть |
|
• |
|
| |
д |
Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом |
|
• |
|
| |
3 года |
РА Г |
В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения |
|
|
• |
|
РА В |
Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» |
|
|
• |
| |
СРФ |
Правильно и но назначению использует предметы в игре |
|
|
• |
| |
СРЦ |
Правильно показывает и называет основные цвета |
|
|
• |
| |
И |
Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр. |
|
|
• |
| |
кд |
Усложняются используемые в игре сюжетные постройки |
|
|
• |
| |
ид |
Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина |
|
|
• |
| |
но |
Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого |
|
|
• |
| |
нк |
При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком |
|
|
• |
| |
д |
Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом |
|
|
• |
|
Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на четвертом году жизни
Возраст |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка | ||
3 года |
4 года |
5 лет | |||
4 года |
Моторное развитие |
Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами |
|
• |
|
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди |
|
• |
| ||
Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола |
|
• |
| ||
По
сигналу может задержать |
|
• |
| ||
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни |
|
• |
| ||
Любит лазать |
|
• |
| ||
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии |
|
• |
| ||
Сенсорное развитие |
Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку |
|
• |
| |
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте |
|
• |
| ||
Правильно ориентируется в пространстве, знает "около", «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы |
|
• |
| ||
Умственное развитие |
Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток |
|
• |
| |
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?» |
|
• |
| ||
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин |
|
• |
| ||
Речь правильная, грамматически оформленная |
|
• |
| ||
Игровая деятельность |
Появляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми |
|
• |
| |
Продолжительность игры от 10 до 40 минут |
|
• |
| ||
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом |
|
• |
| ||
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик» |
|
• |
| ||
Поведение |
Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству |
|
• |
| |
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе |
|
• |
| ||
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета |
|
• |
| ||
Навыки |
Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки |
|
• |
| |
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой |
|
• |
| ||
Самостоятельно умывается и вытирается |
|
• |
|
Развитие ребенка на пятом году жизни
Возраст |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка | ||
4 года |
5 лет |
6 лет | |||
5 лет |
Моторное развитие |
Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге |
|
• |
|
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе |
|
• |
| ||
Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты |
|
• |
| ||
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см |
|
• |
| ||
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его |
|
• |
| ||
Четко координирует движения пальцев при конструировании |
|
• |
| ||
Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни |
|
• |
| ||
Сенсорное развитие |
Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки |
|
• |
| |
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке |
|
• |
| ||
Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника |
|
• |
| ||
Умственное развитие |
Считает до пяти, сравнивает небольшие количества |
|
• |
| |
Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д. |
|
• |
| ||
В рассказе может выделить причинно-следственные отношения |
|
• |
| ||
Речь фразовая, с хорошим произношением |
|
• |
| ||
Игровая деятельность |
Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры |
|
• |
| |
Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми |
|
• |
| ||
В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции |
|
• |
| ||
Продолжительность игры 40-50 минут |
|
• |
| ||
Поведение |
Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания |
|
• |
| |
Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим |
|
• |
| ||
Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений |
|
• |
| ||
Навыки |
Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода |
|
• |
| |
Умеет поддерживать чистоту п порядок в комнате |
|
• |
| ||
Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки |
|
• |
|
Развитие ребенка на шестом году жизни
Возраст |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка | ||
5 лет |
6 лет |
7 лет | |||
6 лет |
Моторное развитие |
Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны |
|
• |
|
Увлеченно прыгаете разбега к высоту и длину |
|
• |
| ||
Размахивается при метании предмета |
|
• |
| ||
Ловит мяч одной рукой |
|
• |
| ||
Может ходить боком по скамейке |
|
• |
| ||
Умеет прыгать на месте, чередуя ноги |
|
• |
| ||
Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы |
|
• |
| ||
Сенсорное развитие |
Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно |
|
• |
| |
Определяет н называет новые геометрические формы — ромб и овал |
|
• |
| ||
Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый |
|
• |
| ||
Умственное развитие |
Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части |
|
• |
| |
Последовательно называет дни недели, времена года |
|
• |
| ||
Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятии |
|
• |
| ||
Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная |
|
• |
| ||
Игровая деятельность |
Проявляет устойчивый интерес к игре |
|
• |
| |
Есть любимые игры и роли |
|
• |
| ||
Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность |
|
• |
| ||
В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей |
|
• |
| ||
Поведение |
Согласует свою деятельность с другими людьми |
|
S |
| |
Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения |
|
• |
| ||
Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети |
|
• |
| ||
Навыки |
Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами |
|
• |
| |
Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду |
|
• |
| ||
Свободно пользуется ножницами |
|
• |
|