Как оценить развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, доклад

Описание работы

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

Файлы: 1 файл

Физиология.docx

— 4.60 Мб (Скачать файл)

Родителям очень важно знать и учитывать  такую асинхронию роста различных  органов и систем ребенка. Это  может оградить семью от излишних волнений и принятия непродуманных  решений, особенно связанных с вопросом удаления аденоидов и миндалин.

Темпы роста различных органов  и тканей в зависимости от возраста:

а — лимфатические органы, обеспечивающие иммунную защиту; б  — головной и спинной мозг; в  — туловище и внутренние органы; г — половая система

 

 

 

Как правильно измерить ребенка?

 

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую  ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту необходимо растянуть и зафиксировать. Можно  также пользоваться и длинной  линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая  отметка измерительной ленты  или линейки. Постарайтесь уложить  ребенка ровно, а это проще  сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием  на коленки распрямляют ножки  малыша и приставленной к ступням  линейкой отмечают длину — рост.

При измерении роста у более старших  детей можно использовать «домашний  ростомер» — специальную бумажную сантиметровую ленту, предварительно наклеенную на стенку в детской комнате. Ребенка босыми ногами ставят на пол  спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены  вдоль туловища, колени разогнуты, а  стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка  должна находиться в положении, при  котором край нижнего века и верхний  край наружного слухового прохода  располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок  должен легко касаться стенки тремя  точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке  прикладывают перпендикулярно ростомеру  какой-либо плоский предмет и  на шкале отмечают показания роста.

Определение веса - массы тела. Массу тела измеряют с помощью современных электронных  весов. Необходимо следить, чтобы ребенок  находился в центре весов. В зависимости  от возраста ребенка взвешивают в  положении лежа, сидя или стоя. Маленьких  детей укладывают на пеленку, после  взвешивания малыша ее вес следует  отнять от полученного результата.

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и  опорожнит кишечник.

Что касается ежедневного взвешивания  младенца в первые недели жизни, это  делать нецелесообразно, так как  прибавки массы происходят неравномерно: в один день ребенок может вовсе  не прибавить в весе, а в другой — прибавить вдвойне. Из-за отсутствия прибавки массы могут возникнуть ложные подозрения на недостаточность  питания, что создаст излишнюю нервозную  обстановку в семье. Если вы сомневаетесь, достаточно ли пищи получает малыш, взвешивайте  его раз в неделю. При недельной  прибавке 150—200 г следует успокоиться.

Измерение окружности груди. Проводится обычной  сантиметровой лентой, которую накладывают  сзади под нижними углами лопаток  при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты  на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат  измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту  накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к  грудной клетке. Отмечают результат  измерения.

Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту  накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди — по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют  результат.

Оценка  антропометрических показателей с  использованием центильных таблиц

Дентальные  таблицы для оценки физического  развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения  большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы (табл. 1-8). Практическое использование этих таблиц исключительно  просто и удобно, сочетается с хорошим  логическим пониманием результатов  оценки.

Процентное распределение детей  по росту

Процентное распределение детей  по весу

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у  определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей  данного пола и возраста, что соответствует  интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые  находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать  как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует  насторожиться и указать на это  врачу. Это — зона внимания, требующая  дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит  за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его  физического развития.

Процентное распределение детей  по окружности груди

Процентное распределение детей  по окружности головы

 

Понять, что  такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте  себе 100 ребятишек одного возраста и  пола, выстроившихся в шеренгу  по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается  как очень низкий, от 3-го до 10-го —  низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель  роста, массы и т. д. конкретного  ребенка может быть помещен в  свой «коридор» центильной шкалы  соответствующей таблицы. В зависимости  от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется  оценочное суждение и принимается  соответствующее тактическое врачебное  решение.

По  такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту  ребенка, при этом распределение  строится с использованием показателей  веса детей с одинаковым ростом.

 

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

 

Рост-длина  — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Чтобы оценить достаточность питания  у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса  Кетлед который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так  и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

 

 

Физическое развитие мальчиков  от 0 до 17 лет

 

 

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

 

 

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

 

Соответствие массы тела длине/росту девочек

 

Оценка питания мальчиков 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ

Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы

Номер центильного коридора

Центильный интервал

Оценка показателей 

1

ДоЗ%

Очень низкие

2

3-10%

Низкие

3

10-25 %

Ниже среднего

4

25-50 %

Средненизкие 

5

50-75 %

Средневысокие

6

75-90 %

Выше среднего

7

90-97 %

Высокие

8

Свыше 97 %

Очень высокие 


Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)

Номер центильного коридора

Центильный интервал

Оценка показателей 

1

ДоЗ%

Резкий дефицит массы по росту

2

3-10%

Масса недостаточна по росту

3

10-25 %

Масса ниже среднего но росту

4

25-50 %

Масса средне-низкая но росту

5

50-75 %

Масса срсдпсвы-сокая но росту

6

75-90 %

Масса выше среднего но росту

7

90-97 %

Масса избыточная но росту

8

Свыше 97 %

Резкий избыток массы но росту


 

Оценка гормоничности физического развития

Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после  оценки показателей роста, массы  тела (по возрасту) и окружности груди.

 

Заключение:

0-2 развитие гармоническое 
3 развитие дисгармоническое 
4-7 развитие резко дисгармоническое

 

Оценка соматотипа

Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров  после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.

 

Заключение:

3-10 микросоматический тип  телосложения, «физическое развитие  ниже среднего» 

11-16 мезосоматический тип  телосложения, «физическое развитие  среднее»

11-13 «мезомикросоматический  тип»

14-16 «мезомакросоматический  тип»

17-24 макросоматический тип  телосложения, «физическое развитие  выше среднего»

 

Прогнозирование окончательного роста ребенка

Родителям всегда интересно, унаследует ли ребенок их рост, насколько он окончательно вырастет. Ученые уже давно предпринимают  попытки рассчитать конечный рост ребенка, основываясь на росте его отца и матери. Приводим некоторые тесты, получившие наибольшее подтверждение.

1. Исходя из среднего роста родителей  рост ребенка к периоду его  завершения (18-19 лет) будет составлять:

для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см; для девочек (рост папы + рост мамы): 2 - 5 см. Такой расчет можно сделать для ребенка любого возраста. Для этого необходимо найти дентальную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста'по росту родителей на шкале дентального распределения длины тела в последней строке таблицы. Эта дентальная зона наиболее вероятна для нормального роста ребенка после 2 лет, если он унаследовал гены роста родителей.

2. По формулам Таннера исходя  из роста ребенка в 3 года: окончательный  рост для мальчиков 1,27 х рост  в 3 года + 54,9 см; окончательный рост для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.

3. По таблицам, разработанным учеными  Гарн и Роман, можно найти  средний наиболее вероятный рост  для ребенка любого возраста  исходя из полуроста его родителей  (табл. 9,10).

4. По данным костного возраста. Этот тест проводится по специальному  назначению врача, когда необходимо  определить биологический возраст  ребенка. Для этого выполняют  рентгеновские снимки костей  лучезапястного сустава и по  специальным таблицам и формулам  рассчитывают конечный рост ребенка.

 

Средние величины длины тела мальчиков в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

 

Возраст

Средний рост родителей, см

163

165

167

169

171

173

175

177

178

0

47,1

49,7

50,3

50,0

48,3

50,7

50,0

51,5

51,4

1 мес.

52,7

54,6

54,7

57,6

53,2

53,6

52,2

55,6

55,9

3 мес.

58,9

60,8

60,0

62,2

57,4

60,8

61,2

61,4

62,6

6 мес.

65,1

66,2

66,8

67,4

65,8

70,2

69,0

70,2

70,3

9 мес.

70,7

72,9

73,8

73,2

71,0.

74,8

75,2

77,1

75,7

1год

73,1

75,6

75,7

75,1

73,4

76,6

77,1

79,6

77,8

1,5 года

79,9

82,4

81,7

82,0

81,8

82,6

83,4

86,8

85,2

2 года

85,4

87,2

87,0

87,4

87,8

88,0

88,9

92,0

91,3

2,5 года

88,8

91,3

92,0

92,1

93,2

93,5

94,0

96,7

96,0

Згода

93,2

94,9

96,1

96,0

97,2

98,1

98,3

100,7

99,9

3,5 года

96,3

98,4

100,0

99,5

101,0

102,3

102,6

104,5

103,5

4 года

99,5

102,2

103,5

103,1

104,6

106,0

106,3

108,0

107,0

4,5 года

102,7

105,4

107,1

106,6

108,0

109,6

109,6

11,4

110,4

5 лет

105,6

108,5

110,6

110,0

111,5

113,2

112,7

114,6

113,8


5,5 лет

108,3

111,3

113,4

112,7

114,5

116,3

115,8

117,4

116,8

6 лет

110,9

114,1

116,4

115,4

117,4

119,4

118,7

120,4

119,8

6,5 лет

113,6

116,9

119,3

118,4

120,3

122,4

121,7

123,4

122,8

7 лет

116,2

119,7

122,3

121,3

123,2

125,6

124,6

126,4

125,6

7,5 лет

118,9

122,5

125,1

124,3

126,1

128,8

127,6

129,5

128,4

8 лет

121,6

125,0

127,8

126,8

128,8

131,6

130,4

132,8

131,6

8,5 лет

124,2

127,6

130,7

129,3

131,5

134,9

133,2

135,9

134,6

9 лет

126,9

130,4

133,3

131,9

134,1

138,0

136,0

138,8

137,5

9,5 лет

129,9

132,9

136,1

134,6

136,9

141,0

138,8

142,0

140,5

10 лет

132,5

135,8

138,8

137,4

139,8

143,8

141,5

145,3

143,2

10,5 лет

135,6

138,5

141,5

140,3

142,6

146,8

144,3

148,6

146,0

11 лет

138,5

141,8

144,1

143,0

145,4

149,9

146,8

151,9

148,9

И, 5 лет

141,6

144,9

146,9

145,6

148,3

152,8

149,6

155,4

151,6

12 лет

144,7

148,0

149,7

148,4

151,4

155,7

152,4

158,8

154,5

12,5 лет

147,7

151,1

152,6

151,6

154,6

158,3

155,8

162,6

157,5

13 лет

151,0

154,2

155,7

154,9

158,0

161,7

159,6

166,3

160,5

13,5 лет

154,5

157,7

158,9

158,1

161,6

164,6

163,6

170,1

163,8

14 лет

158,8

161,7

162,3

161,6

165,7

167,6

167,8

173,4

166,9

14,5 лет

162,6

164,9

165,9

164,8

169,6

170,3

172,0

175,2

171,3

15 лет

165,8

168,1

169,1

167,9

172,9

173,0

174,7

176,4

175,2

15,5 лет

168,0

171,3

172,0

170,6

174,5

175,6

175,8

177,0

178,6

16 лет

169,4

173,3

174,3

172,8

177,3

177,5

176,6

177,4

181,2

16,5 лет

170,3

174,2

175,8

174,4

178,4

178,7

177,3

177,4

182,8

17 лет

170,9

174,7

176,8

175,4

179,2

179,4

177,8

175,5

184,3

17,5 лет

171,2

174,9

174,4

176,0

180,0

179,9

178,2

177,6

185,4

18 лет

171,5

175,0

177,9

176,2

180,5

180,2

178,6

177,6

186,3

Информация о работе Как оценить развитие ребенка