Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, доклад
Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.
Развитие ребенка на седьмом году жизни
Возраст |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка | ||
6 лет |
7 лет |
8 лет | |||
7 лет |
Моторное развитие |
Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге |
|
• |
|
Может выполнять ритмические движения в указанном темпе |
|
• |
| ||
Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном нелоси педе |
|
• |
| ||
Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис |
|
• |
| ||
Хороню умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью |
|
• |
| ||
Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы |
|
• |
| ||
Может пользоваться пилон и молотком |
|
• |
| ||
Сенсорное развитие |
Правильно
называет простые и сложные |
|
• |
| |
Правильно указывает основные различия геометрических форм |
|
• |
| ||
При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки |
|
• |
| ||
Умственное развитие |
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание |
|
• |
| |
Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует |
|
• |
| ||
Четко
устанавливает причинно- |
|
• |
| ||
Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги |
|
• |
| ||
Игровая деятельность |
Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры |
|
• |
| |
В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность |
|
т |
| ||
Игра может продолжаться в течение нескольких дней |
|
т |
| ||
Отдает предпочтение групповым играм |
|
т |
| ||
Поведение |
Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки |
|
т |
| |
Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей |
|
т |
| ||
Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам |
|
т |
| ||
Навыки |
Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами |
|
т |
| |
Способен критически анализировать черты характера |
|
т |
| ||
Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком |
|
• |
|
Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка
За рубежом наиболее распространен способ центильной оценки психомоторного развития, разработанный в Денвере (США), в связи с чем носит название «Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка» (см. рисунки). Большинство признаков можно наблюдать в обычной жизни, однако некоторые надо получать специально при тестировании. Инструкция по тестированию приведена после рисунков.
Окончательное
заключение по психомоторному развитию
ребенка выносится на основании
его способности выполнять
Инструкция по тестированию
1. Постарайтесь, чтобы ребенок улыбнулся в ответ на улыбку, на разговор с ним.
2. Ребенок
должен самостоятельно
3. Родители
могут помогать ребенку
4. Ребенок
может не зашнуровывать
5. Медленно
водите нитью перед лицом
6. Ребенок
должен захватить погремушку
при дотрагивании ею до
7. Держа нить
перед лицом ребенка, уроните
ее, не делая движений руками,
чтобы она быстро исчезла из
поля зрения малыша. Засчитывается,
если ребенок пытается увидеть,
8. Ребенок должен переложить кубик из руки в руку без помощи тела, рта, стола, при этом он не должен класть кубик на стол.
9. Засчитывается, если ребенок может поднять изюминку, захватив ее большим и любым другим пальцем ( «захват пинцетом»).
10. Линия,
проведенная ребенком, может отклоняться
от линии, проведенной
11. Сожмите
кулак, оттопырьте большой
12. Засчитывается,
если ребенок воспроизведет
13. Нарисуйте
на листе бумаги две
14. Засчитываются
любые линии, пересекающиеся
15. Позвольте ребенку сначала скопировать квадрат самому. Если у него не получится, покажите, как это сделать.
16. Когда
даете ребенку выполнить 12,14 и
15-е задания, не называйте
17. Каждая парная часть тела — две руки, две ноги — засчитывается за одну.
18. Положите
кубик в чашку и тихонько
потрясите ею возле уха
19. Подберите
пять картинок, на которых изображены
кошка, лошадь, птица, собака, человек.
Укажите пальцем на картинку
и попросите ребенка сказать,
что на ней нарисовано (не приписывайте
содержание збукам, не несущим
смысла). Если ребенок назвал правильно
менее четырех картинок, попросите
его показать картинку, которую
вы назовете. Покажите ребенку
куклу и попросите его
20. Показывая ребенку картинки, спросите у него: «Кто летает? Кто говорит «мяу»? Разговаривает? Поет? Скачет галопом?» Засчитывается, если ребенок называет две—четыре картинки из пяти.
21. Спросите
реоенка: «что ты делаешь,
22. Спросите
ребенка: «Что ты делаешь с
чашкой? Для чего нужен стул? Как
пользуются карандашом?» В
23. Засчитывается, если ребенок сказал, сколько кубиков на листе (один—пять).
24. Попросите
ребенка положить кубик на
стол, под стол, перед вами, позади
вас. Не помогайте ему ни
пальцем, ни движением головы,
ни взглядом. Засчитывается четыре
правильно выполненных
25. Спросите
ребенка: «Что такое мячик?
Озеро? Стол? Лошадь? Банан? Занавеска?
Забор? Потолок?»
26. Спросите
ребенка: «Если лошадь большая,
27. Поднимаясь по ступенькам, ребенок может придерживаться за стену или перила, но без помощи взрослого.
28. Ребенок
должен бросить мяч на
29. Ребенок должен прыгнуть с места на расстояние 21—25 см.
Оценка результатов тестирования
Психомоторное развитие задержано, если:
получено два и более «негативных» ответа по любым двум и более подуровням оценки из четырех;
по одному подуровню получено два «негативных» ответа, а по другому один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».
Имеется умеренное отставание психомоторного развития, если.
по
одному из четырех подуровней имеется
два и более «негативных»
по любому из четырех подуровней получен один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».
Психомоторное развитие считается соответствующим возрасту (нормальным), если результаты тестирования не относятся к предыдущим двум категориям.
В России подобная методика оценки психомоторного развития детей пока не получила широкого распространения.
Существует много других таблиц для оценки развития ребенка, разработанных различными отечественными и зарубежными авторами. Их можно найти в различных учебниках и монографиях по педиатрии. Можно рекомендовать книгу В. И. Гордеева и Ю. С. Александровича «Качество жизни — новый инструмент оценки развития детей» (2001), в которой собраны основные тесты, позволяющие наиболее полно охарактеризовать развитие ребенка и оценить его интеллект в разные периоды жизни.
http://med.claw.ru/Book12/2.