Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, доклад
Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.
Средние величины длины тела девочек в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann
Возраст |
Средний рост родителей, см | |||||||||
161 |
163 |
165 |
167 |
169 |
171 |
173 |
175 |
177 |
178 | |
0 |
47,3 |
48,9 |
49,0 |
49,2 |
49,2 |
48,8 |
49,7 |
49,1 |
49,0 |
47,5 |
1мес. |
53,0 |
53,4 |
54,2 |
52,0 |
53,3 |
53,1 |
53,5 |
53,2 |
55,8 |
52,8 |
3 мес. |
57,4 |
58,4 |
59,6 |
57,4 |
59,4 |
щ 59,6 |
59,4 |
58,0 |
61,5 |
57,6 |
6 мес. |
64,4 |
64,7 |
65,6 |
65,7 |
64,6 |
66,5 |
66,6 |
67,4 |
67,3 |
65,8 |
9 мес. |
68,2 |
69,0 |
70,2 |
70,1 |
69,8 |
71,5 |
71,5 |
71,0 |
72,2 |
69,8 |
1 год |
72,3 |
73,0 |
73,8 |
74,0 |
74,0 |
75,2 |
75,5 |
74,6 |
77,3 |
73,2 |
1,5 года |
78,8 |
79,5 |
80,6 |
81,4 |
80,2 |
81,7 |
82,6 |
81,6 |
84,0 |
81,0 |
2 года |
84,6 |
84,0 |
86,5 |
87,4 |
85,5 |
88,8 |
88,7 |
88,2 |
89,5 |
87,6 |
2,5 года |
89,1 |
87,2 |
91,0 |
91,6 |
89,9 |
93,2 |
92,9 |
92,6 |
93,9 |
92,0 |
3 года |
93,2 |
90,4 |
94,5 |
95,8 |
93,8 |
97,1 |
96,5 |
96,5 |
98,5 |
96,2 |
3,5 года |
96,7 |
93,5 |
98,3 |
99,6 |
97,8 |
101,4 |
100,3 |
102,0 |
102,4 |
103,0 |
4 года |
100,1 |
96,8 |
102,4 |
103,5 |
103,9 |
104,9 |
104,0 |
103,8 |
105,8 |
104,3 |
4,5 года |
103,5 |
100,2 |
106,0 |
106,7 |
105,8 |
108,6 |
107,5 |
107,4 |
109,4 |
108,0 |
5 лет |
106,8 |
103,5 |
108,9 |
109,9 |
109,1 |
111,6 |
110,9 |
111,0 |
112,6 |
111,7 |
5,5 лет |
110,0 |
107,0 |
112,2 |
113,2 |
112,0 |
114,8- |
114,4 |
114,2 |
115,8 |
115,4 |
6 лет |
113,2 |
110,2 |
115,0 |
116,2 |
115,0 |
118,2 |
117,8 |
117,3 |
119,1 |
118,8 |
6,5 лет |
116,1 |
113,4 |
117,8 |
119,4 |
117,6 |
121,6 |
121,2 |
120,8 |
122,6 |
122,3 |
7 лет |
118,8 |
116,5 |
120,6 |
122,4 |
120,2 |
124,4 |
124,4 |
124,0 |
125,0 |
125,5 |
7,5 лет |
121,7 |
119,4 |
123,5 |
125,7 |
122,9 |
127,6 |
127,6 |
127,3 |
127,8 |
128,7 |
8 лет |
124,6 |
122.4 |
126,3 |
128,8 |
125,8 |
130,7 |
130,8 |
130,2 |
130,8 |
132,0 |
8,5 лет |
127,3 |
125,5 |
129,4 |
131,8 |
128,5 |
133,8 |
133,8 |
133,4 |
133,9 |
135,0 |
9 лет |
130,1 |
128,6 |
132,2 |
134,7 |
131,4 |
137,1 |
136,7 |
136,4 |
137,0 |
138,2 |
9,5 лет |
132,7 |
131,6 |
135,6 |
137,5 |
134,2 |
140,2 |
139,8 |
139,8 |
139,9 |
140,9 |
10 лет |
136,0 |
135,1 |
139,0 |
140,3 |
136,9 |
143,8 |
142,9 |
143,1 |
143,8 |
143,6 |
10,5 лет |
139,1 |
138,5 |
142,3 |
143,2 |
140,0 |
146,4 |
146,0 |
146,6 |
147,7 |
146,4 |
11 лет |
141,9 |
141,6 |
145,9 |
146,0 |
143,4 |
150,3 |
149,0 |
149,6 |
151,3 |
149,4 |
11,5 лет |
145,0 |
144,8 |
149,4 |
148,9 |
146,6 |
153,2 |
152,1 |
152,8 |
155,3 |
152,2 |
12 лет |
148,0 |
147,8 |
152,8 |
151,8 |
150,3 |
156,4 |
155,2 |
155,8 |
159,0 |
154,9 |
12,5 лет |
150,8 |
151,1 |
155,8 |
154,4 |
154,0 |
159,0 |
158,2 |
158,8 |
161,1 |
158,0 |
13 лет |
152,9 |
154,2 |
158,8 |
157,0 |
157,0 |
161,0 |
161,1 |
161,7 |
162,3 |
160,5 |
13,5 лет |
154,5 |
157,2 |
161,0 |
159,1 |
159,0 |
163,0 |
163,3 |
164,0 |
163,0 |
162,5 |
14 лет |
155,4 |
158,8 |
161,7 |
160,9 |
160,4 |
163,7 |
165,0 |
165,9 |
163,9 |
164,1 |
14,5 лет |
155,7 |
159,4 |
162,2 |
162,5 |
161,5 |
164,0 |
166,2 |
167,4 |
164,5 |
166,5 |
15 лет |
155,9 |
159,8 |
162,6 |
163,7 |
162,2 |
164,0 |
167,1 |
168,4 |
165,0 |
166,5 |
15,5 лет |
156,1 |
160,1 |
162,7 |
164,7 |
162,9 |
164,0 |
167,5 |
169,2 |
165,3 |
167,8 |
16 лет |
156,0 |
160,5 |
162,8 |
165,5 |
163,4 |
164,1 |
167,8 |
169,7 |
165,5 |
168,7 |
16,5 лет |
156,1 |
160,7 |
162,9 |
166,1 |
163,8 |
164,2 |
167,8 |
170,3 |
165,6 |
169,4 |
17 лет |
156,2 |
160,8 |
163,0 |
166,5 |
164,0 |
164,3 |
167,9 |
170,9 |
165,7 |
170,0 |
17,5 лет |
156,2 |
160,9 |
163,0 |
166,9 |
164,2 |
164,4 |
167,9 |
171,4 |
165,7 |
170,4 |
18 лет |
156,2 |
161,0 |
165,0 |
167,2 |
164,3 |
164,4 |
167,9 |
171,8 |
165,7 |
170,8 |
ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша с его старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.
Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка л месяцев, нормальное развитие s-месячм ш и реиенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.
Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».
При
оценке развития ребенка следует
иметь в виду тот факт, что заключение
об успешном овладении ребенком тем
или иным навыком можно дать только
тогда, когда малыш способен совмещать
его с другим необходимым действием.
Например, ребенок при взятии ложки
должен пытаться зачерпнуть в нее
пищу, а затем направлять руку с
ложкой в направлении открытого
рта. Только в таком случае можно
сказать, что ребенок начинает овладевать
навыком еды с ложки
Для
успешного психомоторного развития
огромное значение имеет постоянное
общение ребенка с матерью
и членами семьи. Правильное, постепенно
усложняющееся общение с
Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным таблицам
Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее нами в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.
Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка.
В
крайнем левом столбике указан возраст,
далее — набор умений и навыков,
которые должны появиться у ребенка
в данном возрасте. В качестве эталона
взяты показатели нормального среднего
уровня развития. С возрастом количество
показателей в одном
Если
позволяют возможности, то можно
попытаться предложить малышу сдать
экстерном «экзамен» за следующий
возрастной срок. При этом вы с удивлением
можете обнаружить, что ребенок уже
выполняет задания следующего возрастного
рубежа! Это значит, что ваш малыш
развивается с опережением
Аналогично
этому, если ребенок не выполняет
каких-либо заданий для своего возраста,
можно облегчить ему задачу. Поднявшись
выше по таблице, отыщите признаки этой
линии развития в более младшем
возрасте и проверьте, выполняет
ли ребенок это облегченное
Обнаружив
у ребенка отставание в развитии,
прежде всего следует исключить
причины воспитательного
Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.
Развитие ребенка на первом году жизни
Мес |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка в месяцах | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
1 |
A3 |
Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой |
• |
|
|
|
|
|
АС |
Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач |
• |
|
|
|
|
| |
ДО |
Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе |
• |
|
|
|
|
| |
РА |
При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки |
• |
|
|
|
|
| |
Э |
Первая улыбка при общении со взрослым |
• |
|
|
|
|
| |
2 |
РН |
Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны |
|
• |
|
|
|
|
A3 АС |
Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы |
|
• |
|
|
|
| |
ДО |
Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову |
|
• |
|
|
|
| |
РА |
Крик интонационно выразительный. Начальное гуление |
|
• |
|
|
|
| |
Э |
Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым |
|
• |
|
|
|
| |
3 |
РН |
Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги |
|
|
• |
|
|
|
A3 |
Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете |
|
|
• |
|
|
| |
ДО ДР |
Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча |
|
|
• |
|
|
| |
РА |
Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление |
|
|
• |
|
|
| |
Э |
Комплекс «оживления» |
|
|
• |
|
|
| |
4 |
РН |
Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус |
|
|
|
• |
|
|
A3 АС |
Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку |
|
|
|
• |
|
| |
ДО ДР |
Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку |
|
|
|
• |
|
| |
РА |
Певучее
продолжительное гуление |
|
|
|
• |
|
| |
СП |
Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде |
|
|
|
• |
|
| |
5 |
РН |
Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного |
|
|
|
|
• |
|
ДО |
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук |
|
|
|
|
• |
| |
ДР |
Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот |
|
|
|
|
• |
| |
РА |
Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр. |
|
|
|
|
• |
| |
СП |
Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха |
|
|
|
|
• |
| |
6 |
A3 |
Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки |
|
|
|
|
|
• |
додр |
При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку |
|
|
|
|
|
• | |
РА |
Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги |
|
|
|
|
|
• | |
н |
Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки |
|
|
|
|
|
• | |
эсп |
По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание. |
|
|
|
|
|
• |
| ||||||||
Meс |
Ведущие линии развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка в месяцах | |||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |||
7 |
до |
Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки |
• |
|
|
|
|
|
ДР |
Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку |
• |
|
|
|
|
| |
РП РА |
На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет |
• |
|
|
|
|
| |
Н |
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый |
• |
|
|
|
|
| |
СП |
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес |
• |
|
|
|
|
| |
8 |
A3 |
Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии |
|
• |
|
|
|
|
ДО |
Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает |
|
• |
|
|
|
| |
РП РА |
Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет |
|
• |
|
|
|
| |
Н |
Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их |
|
• |
|
|
|
| |
СП И |
Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. |
|
• |
|
|
|
| |
9 |
до ДР |
Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку |
|
|
• |
|
|
|
РП |
По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов |
|
|
• |
|
|
| |
РА |
Богатое
разнообразие звукосочетаний при лепете.
Иптопацноппо-выразнтсльпая |
|
|
• |
|
|
| |
Н |
Спокойно относится к высаживанию на горшок |
|
|
• |
|
|
| |
СП |
Подражает
взрослому или ребенку в |
|
|
• |
|
|
| |
10 |
до |
Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы |
|
|
|
• |
|
|
ДР |
По
просьбе и самостоятельно с удовольствием
выполняет рапсе известные |
|
|
|
• |
|
| |
РП |
По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки |
|
|
|
• |
|
| |
РА |
Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя |
|
|
|
• |
|
| |
СП |
Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми |
|
|
|
• |
|
| |
11 |
до |
Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры |
|
|
|
|
• |
|
ДР |
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком |
|
|
|
|
• |
| |
РП |
Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела |
|
|
|
|
• |
| |
РА |
Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова |
|
|
|
|
• |
| |
СП |
Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных |
|
|
|
|
• |
| |
12 |
до |
Первые самостоятельные шаги без поддержки |
|
|
|
|
|
• |
ДР |
Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку |
|
|
|
|
|
• | |
РП |
Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке |
|
|
|
|
|
• | |
РА |
Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения |
|
|
|
|
|
• | |
СР |
Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики |
|
|
|
|
|
• |