Как оценить развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, доклад

Описание работы

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже не медики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

Файлы: 1 файл

Физиология.docx

— 4.60 Мб (Скачать файл)

 

 

Средние величины длины тела девочек в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

Возраст

Средний рост родителей, см

161

163

165

167

169

171

173

175

177

178

0

47,3

48,9

49,0

49,2

49,2

48,8

49,7

49,1

49,0

47,5

1мес.

53,0

53,4

54,2

52,0

53,3

53,1

53,5

53,2

55,8

52,8

3 мес.

57,4

58,4

59,6

57,4

59,4

щ 59,6

59,4

58,0

61,5

57,6

6 мес.

64,4

64,7

65,6

65,7

64,6

66,5

66,6

67,4

67,3

65,8

9 мес.

68,2

69,0

70,2

70,1

69,8

71,5

71,5

71,0

72,2

69,8

1 год

72,3

73,0

73,8

74,0

74,0

75,2

75,5

74,6

77,3

73,2

1,5 года

78,8

79,5

80,6

81,4

80,2

81,7

82,6

81,6

84,0

81,0

2 года

84,6

84,0

86,5

87,4

85,5

88,8

88,7

88,2

89,5

87,6

2,5 года

89,1

87,2

91,0

91,6

89,9

93,2

92,9

92,6

93,9

92,0

3 года

93,2

90,4

94,5

95,8

93,8

97,1

96,5

96,5

98,5

96,2

3,5 года

96,7

93,5

98,3

99,6

97,8

101,4

100,3

102,0

102,4

103,0

4 года

100,1

96,8

102,4

103,5

103,9

104,9

104,0

103,8

105,8

104,3

4,5 года

103,5

100,2

106,0

106,7

105,8

108,6

107,5

107,4

109,4

108,0

5 лет

106,8

103,5

108,9

109,9

109,1

111,6

110,9

111,0

112,6

111,7

5,5 лет

110,0

107,0

112,2

113,2

112,0

114,8-

114,4

114,2

115,8

115,4

6 лет

113,2

110,2

115,0

116,2

115,0

118,2

117,8

117,3

119,1

118,8

6,5 лет

116,1

113,4

117,8

119,4

117,6

121,6

121,2

120,8

122,6

122,3

7 лет

118,8

116,5

120,6

122,4

120,2

124,4

124,4

124,0

125,0

125,5

7,5 лет

121,7

119,4

123,5

125,7

122,9

127,6

127,6

127,3

127,8

128,7

8 лет

124,6

122.4

126,3

128,8

125,8

130,7

130,8

130,2

130,8

132,0

8,5 лет

127,3

125,5

129,4

131,8

128,5

133,8

133,8

133,4

133,9

135,0

9 лет

130,1

128,6

132,2

134,7

131,4

137,1

136,7

136,4

137,0

138,2

9,5 лет

132,7

131,6

135,6

137,5

134,2

140,2

139,8

139,8

139,9

140,9

10 лет

136,0

135,1

139,0

140,3

136,9

143,8

142,9

143,1

143,8

143,6

10,5 лет

139,1

138,5

142,3

143,2

140,0

146,4

146,0

146,6

147,7

146,4

11 лет

141,9

141,6

145,9

146,0

143,4

150,3

149,0

149,6

151,3

149,4

11,5 лет

145,0

144,8

149,4

148,9

146,6

153,2

152,1

152,8

155,3

152,2

12 лет

148,0

147,8

152,8

151,8

150,3

156,4

155,2

155,8

159,0

154,9

12,5 лет

150,8

151,1

155,8

154,4

154,0

159,0

158,2

158,8

161,1

158,0

13 лет

152,9

154,2

158,8

157,0

157,0

161,0

161,1

161,7

162,3

160,5

13,5 лет

154,5

157,2

161,0

159,1

159,0

163,0

163,3

164,0

163,0

162,5

14 лет

155,4

158,8

161,7

160,9

160,4

163,7

165,0

165,9

163,9

164,1

14,5 лет

155,7

159,4

162,2

162,5

161,5

164,0

166,2

167,4

164,5

166,5

15 лет

155,9

159,8

162,6

163,7

162,2

164,0

167,1

168,4

165,0

166,5

15,5 лет

156,1

160,1

162,7

164,7

162,9

164,0

167,5

169,2

165,3

167,8

16 лет

156,0

160,5

162,8

165,5

163,4

164,1

167,8

169,7

165,5

168,7

16,5 лет

156,1

160,7

162,9

166,1

163,8

164,2

167,8

170,3

165,6

169,4

17 лет

156,2

160,8

163,0

166,5

164,0

164,3

167,9

170,9

165,7

170,0

17,5 лет

156,2

160,9

163,0

166,9

164,2

164,4

167,9

171,4

165,7

170,4

18 лет

156,2

161,0

165,0

167,2

164,3

164,4

167,9

171,8

165,7

170,8


 

 

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем  сложно, так как опыт у всех людей  различен. У многодетных родителей  есть прекрасная возможность сравнивать малыша с его старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок  динамично развивается, обретая  все новые и новые навыки. Поэтому  то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка л месяцев, нормальное развитие s-месячм ш и реиенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера  — от оценки мышечного тонуса и  удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой  моторики, из которой формируется  умение писать, шить, вышивать. К сфере  психомоторного развития относятся  и социальные контакты малыша от узнавания  голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно  обозначается «ведущими линиями  развития».

При оценке развития ребенка следует  иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем  или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать  его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки  должен пытаться зачерпнуть в нее  пищу, а затем направлять руку с  ложкой в направлении открытого  рта. Только в таком случае можно  сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью  и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом  является прекрасным основанием для  гармоничного развития его психики  и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить  процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале  темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в  приобретении новых двигательных навыков  ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать  слабоумие и полная социальная дезадаптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.

 

Оценка психомоторного развития ребенка  по оценочным таблицам

Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее нами в  1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.

Табличная оценка психомоторного развития ребенка  охватывает первые семь лет жизни. Для  удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка.

В крайнем левом столбике указан возраст, далее — набор умений и навыков, которые должны появиться у ребенка  в данном возрасте. В качестве эталона  взяты показатели нормального среднего уровня развития. С возрастом количество показателей в одном оцениваемом  периоде возрастает, так как расширяется  диапазон линий развития малыша. Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые  в каждом из 12 месяцев жизни. Для  удобства были отобраны по пять признаков  в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Если  позволяют возможности, то можно  попытаться предложить малышу сдать  экстерном «экзамен» за следующий  возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже  выполняет задания следующего возрастного  рубежа! Это значит, что ваш малыш  развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким  ведущим линиям развития!

Аналогично  этому, если ребенок не выполняет  каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем  возрасте и проверьте, выполняет  ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет  хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо  видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком  направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить  причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии  ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать  и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного  утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр  и невропатолог.

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует  ли возрастной норме развитие ребенка.

 

Развитие ребенка на первом году жизни

Мес

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

1

2

3

4

5

6

1

A3

Удерживает  в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АС

Прислушивается  и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО

Кратковременно  приподнимает и удерживает голову лежа на животе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

При общении  со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Первая  улыбка при общении со взрослым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

РН

Все безусловные  рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п  непостоянны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A3 АС

Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО

Хороню  держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Крик  интонационно выразительный. Начальное  гуление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Быстро  отвечает улыбкой при общении  со взрослым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

РН

Угасают рефлексы новорожденного, в том числе  автоматическая ходьба. Исчезает реакция  выпрямления туловища при опоре  па ноги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A3

Плавно  следит н длительно сосредоточивает  взгляд на неподвижном предмете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО

ДР

Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Крик  с отчетливой интонацией. Певучее  гуление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Комплекс  «оживления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

РН

Исчезают  рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический  гинертопус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A3 АС

Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает  руку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО  ДР

Поворачивается  с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в  руках игрушку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

Комплекс  оживления со смехом при эмоциональном  общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

РН

Исчезают  все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО

Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДР

Полный  объем движений руки. Берет игрушку  из рук взрослого. Захватывает игрушку  двумя руками, тянет ее в рот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Продолжительно  певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н  пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

Различает близких н чужих, строгий и  ласковый тон. Адекватная реакция оживления  или страха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

A3

Оптическая  реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

додр

При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает  в руках игрушку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Появляются  короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

Ест с  ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эсп

По-разному  реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Meс

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

7

8

9

10

11

12

7

до

Самостоятельно  сидит. Встает на четвереньки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДР

Долго рассматривает, перекладывает в  руках игрушку, стучит и размахивает  ею, бросает игрушку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП  РА

На  вопрос «где» повсюду разыскивает  знакомый предмет и указывает  па пего пальнем. Подолгу активно  лепечет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую  держит взрослый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем  вступить в контакт. Появляется познавательный интерес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

A3

Узнает, различает и показывает пальцем  близких людей на фотографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО

Уверенно  сидит, сам встает на колени, ползает  на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП

РА

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до  свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный  лепет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и  пр. и грызет их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП  И

Играет  в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

до

ДР

Хорошо  ходит у опоры, переступает при  поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП

По  просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает  свое имя, поворачивается пазов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Спокойно  относится к высаживанию на горшок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

до

Хорошо  стоит и ходит у опоры, придерживаясь  за псе одной рукой. Поднимается  и спускается с невысокой лестницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДР

По  просьбе и самостоятельно с удовольствием  выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП

По  просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

Голосом и жестам и сигнализирует о  своих нуждах, любит находиться в  компании с другими детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

до

Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь  за опору, может делать несколько  шагов без опоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДР

Складывает  пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП

Понимает  первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

Начинает  понимать слово «нельзя». Не одинаково  относится к разным детям п  взрослым, очень любит трогать животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

до

Первые  самостоятельные шаги без поддержки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДР

Собирает  пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РП

Выполняет простые поручения. Очень любит  слушать чтение книг, показывает пальцем  знакомых героев и предметы в книжке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РА

Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СР

Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Как оценить развитие ребенка