Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 11:43, контрольная работа
Команда - это союз единомышленников; группа людей, сплотившихся вокруг лидера, вокруг общей цели и единых ценностей.
Процесс организации формирования команды, требует максимальной отдачи профессионалов компании в течение долгого времени, привлечения к работе психологов, тренеров и лидеров. Формирование команды - первый шаг по лестнице благополучия любой компании.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
ПОНЯТИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЕ………………………………….3
ТИПЫ КОМАНД………………………………………………………………....14
ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ…………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...29
Процессы командообразования в организациях из-за своей сложности с трудом поддаются изучению и целенаправленному управлению, поскольку для того, чтобы выявить истинные факторы регуляции организационного поведения, необходимо проникать в глубинные слои межличностных отношений.
В конце ХХ века внимание западных специалистов и практиков в области менеджмента было обращено именно к проблеме формирования эффективных групп, поскольку именно командные формы работы обеспечивали жизнеспособность проектных и матричных организационных структур, способность людей работать в группе, эффективность команд управления, команд самоуправления, проблемных команд, кружков качества.
Мередит Белбин – сотрудник лаборатории исследования проблем обучения в промышленности (Кембридж), свыше десяти лет посвятил изучению условий, необходимых для успешной деятельности команд. Предположение Белбина состоит в том, что каждый из членов рабочей группы играет двойную роль.
Первая роль, функциональная, связана с формальной спецификой деятельности группы. Вторая, которую Белбин назвал "командной ролью", гораздо менее очевидна, однако именно она существенно важна для успешной деятельности группы. М. Белбину удалось создать модель, подтвержденную необычно большим количеством экспериментальных данных. Путем обширных и тщательно разработанных экспериментов с рабочими группами он выделил и описал восемь командных ролей, которыми характеризуется все "ролевое разнообразие" группы.
Эти восемь ролей условно (в литературе эти роли переводятся по-разному, поэтому здесь даны их английские названия) были названы так: председатель (Сoordinator), оформитель решений (Shaper), новичок со свежим взглядом (Plant), советник (судья) (Monitor Evaluator), практик-организатор (Company Worker), разведчик ресурсов (Resource Investigator), душа группы (Team Worker) и доводчик (Finisher). Краткие характеристики всех ролей представлены в таблице 1.
Таблица 1. |
Личностные характеристики людей, которых целесообразно включать в состав руководящих групп (по М. Белбину) | ||
Название типа личности |
Характерные черты личности |
Положительные качества |
Приемлемые недостатки |
Председатель |
Умеренный экстраверт. Спокоен, уверен в себе, с развитым самообладанием (лидер-координатор) |
Способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности, без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели |
Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности |
Оформитель решений |
Экстраверт, реагирующий на требования внешней среды. Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других (лидер-активатор) |
Напористость, готовность бороться с инертностью, неэффективностью, благодушием и самообманом |
Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпеливость |
Новичок со свежим взглядом |
Интроверт. Индивидуалистичен, неортодоксален, с серьезным складом ума (генератор идей) |
Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность, критичное мышление |
Склонность витать в облаках, невнимание к практическим деталям и к протоколу |
Советник (судья) |
Трезвость, осторожность, малая эмоциональность (аналитик) |
Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость, неторопливость, объективность |
Неспособность увлечься самому и увлечь других |
Практик-организатор |
Человек команды. Консервативен, с развитым чувством долга и предсказуемым поведением (организатор практических работ) |
Стабильность, низкий уровень тревоги. Организационные способности, практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность |
Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям |
Разведчик ресурсов |
Экстраверт. Склонность к энтузиазму, любознательность, коммуникабельность – (коммуникатор) |
Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом. Легко разрешает возникающие трудности |
Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальная увлеченность |
Душа группы |
Экстраверт без склонности к доминированию. Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми (эмоциональный лидер) |
С готовностью отвечает на нужды людей и на требования, выдвигаемые ситуацией. Способствует формированию атмосферы дружной работы |
Нерешительность в критические моменты |
Доводчик |
Интроверт. Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться (регламентатор) |
Способность доводить дело до конца. Педантичность. Взыскательность |
Тенденция тревожиться по пустякам. Нежелание предоставлять коллегам достаточную свободу действий |
При подборе команды непременно следует включать в нее людей, личностные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек, кто-то из работников может совмещать психологические роли, главное, чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает предпосылки для эффективного партнерского взаимодействия, обеспечивающего результаты трудовой деятельности, соответствующие интересам организации.
В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать ее состав в свете рассматриваемых восьми ролей. Возможно, что в коллективе не хватает сотрудника, который мог бы играть какую-либо из важных ролей. Тогда необходимо подобрать такого человека или попытаться обучить других членов группы выполнять соответствующие функции.
Именно поэтому при комплектовании команды особое внимание следует уделить подбору людей на роль председателя.
Идеальный председатель представляет собой хорошего менеджера, знающего, как использовать ресурсы, способного общаться с людьми, но в то же время никогда не теряющего контроля над ситуациями, способного принимать самостоятельные практические решения. Как метко охарактеризовал председателя один из членов исследовательской группы М. Белбина, "это человек, терпимый настолько, чтобы всегда выслушивать других, но достаточно сильный для того, чтобы отвергнуть их советы". Именно председатель, хорошо знающий цели команды и разбирающийся в людях, может обеспечить подбор всех остальных членов группы. [3]
Хорошо сработанная команда чрезвычайно эффективна и практически непобедима. Эффект команды достигается за счет следующих факторов:
Наличие указанных факторов повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.
Таким образом, эффект команды основан на высокой мотивации ее членов работать вместе на общий результат.