• Самонаправляемые команды в производстве
и сервисе: обеспечивают производственный
процесс или сервисные функции.
• Самонаправляемые команды в интеллектуальной
сфере: команды, связанные с разработкой
новых изделий, процессов, технологий.
• Виртуальные команды: интеллектуальные
команды, контактирующие посредством
компьютерных сетей. [7]
3 ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ
Командообразование, или тимбилдинг
(англ. Team building — построение команды) —
термин, обычно используемый в контексте
бизнеса и применяемый к широкому диапазону
действий для создания и повышения эффективности
работы команды. Идея командных методов
работы, заимствована из мира спорта, и
стала активно внедряться в практику менеджмента
в 60 - 70 годы XX века. В настоящее время командообразование
представляет собой одну из перспективных
моделей корпоративного менеджмента,
обеспечивающих полноценное развитие
компании, и является одним из наиболее
эффективных инструментов управления
персоналом. Командное строительство
направлено на создание групп равноправных
специалистов различной специализации,
сообща несущих ответственность за результаты
своей деятельности и на равной основе
осуществляющих разделение труда в команде.
Составляющие процесса командообразование
1. Формирование и развитие
навыков командной работы (team skills),
которые являются основой системы внедрения
командного менеджмента. Сюда можно отнести
следующие навыки:
гармонизация общей цели с целями
персональными;
принятие ответственности за
результат команды;
ситуационное лидерство (лидерство
под задачу) и гибкое изменения стиля в
соответствии с особенностями задачи;
конструктивное взаимодействие
и самоуправление;
принятие единого командного
решения и его согласование с членами
команды;
2. Формирование командного
духа (в англоязычной литературе
– team spirit), то есть совокупности психологических
феноменов, характеризующих неформальные
отношения сотрудников к коллегам и организации.
Развитие командного духа, по сути, представляет
собой комплекс мер, направленных на:
усиление чувства сплоченности,
формирование устойчивого чувства «мы»;
развитие доверия между сотрудниками,
понимание и принятие индивидуальных
особенностей друг друга,
создание мотивация на совместную
деятельность;
создание опыта высокоэффективных
совместных действий;
повышение неформального авторитета
руководителей;
развитие лояльности участников
программы по отношению к организации.
3. Формирование команды (team
building – создание команды) - механические
действия, по подбору, оптимизации структуры
команды и функционально-ролевого распределения:
эффективное использование
сильных сторон состава Команды;
распределение ролей в команде
для оптимального достижения результатов;
формирование новой структуры
при слиянии, поглощении, реструктуризации
предприятия;
создание рабочей обстановки
при формировании проектных команд;
налаживание горизонтальных
связей внутри коллектива, региональных
подразделений.
В сфере управления персоналом
под этим термином понимают короткое (от
2 часов до 3 дней) мероприятие по улучшению
работы в команде: корпоративные программы,
верёвочный курс, корпоративные праздники.
Косвенно под категорию мероприятий, которые
приводят к эффекту командообразования
относятся также празднование дня рождения
сотрудников, дня рождения компании, Нового
Года. Одним из эффектов таких мероприятий
становится общая сплоченность коллектива,
что является составляющей работы с командным
духом.
Под командной формой организации
работ, в общем случае, понимается объединение
определенной группы профессиональных
работников в автономный самоуправляемый
коллектив с целью решения поставленной
задачи (производственной или интеллектуальной)
более оперативно, эффективно и качественно,
чем при традиционной организации работ.
При этом поставленная задача может иметь
различный временной характер в зависимости
от специфики и условий основной сферы
деятельности организации, фирмы, предприятия,
учреждения.
Она может носить разовый, эпизодический
характер. Это может быть постоянная работа
с автономным функционально и технологически
законченным циклом операций от исходного
состояния до конечного результата, например,
водолазные работы, буровые бригады и
т.п. В других случаях деятельность команды
может быть постоянно направлена на решение
различных задач в экстремальных условиях
(например, бригады МЧС, разведгруппы,
команды каскадеров и т.п.).
Обычные формы организации
работ на предприятии, в фирме, учреждении
определяются традиционной вертикальной
централизованной структурой организационного
управления. Основная форма оплаты работ
— заработная плата, размер которой установлен
штатным расписанием организации.
Командная форма организации
работ используется в случае непредвиденного
нарушения привычного технологического
ритма работ (резкое сокращение сроков,
проявление неожиданных препятствий,
новых явлений и т.п.). Использование командной
формы организации работ требует дополнительных
материальных ресурсов для сверхнормативного
поощрения членов команды и связано с
определенным риском руководства, в случае
если команда не справится с поставленной
задачей.
Команда — это автономный самоуправляемый
коллектив профессионалов, способный
оперативно, эффективно и качественно
решать поставленные перед ним задачи.
Основные признаки команды:
эффективное конструктивное
межличностное взаимодействие; профессионализм
каждого сотрудника;
положительное мышление, а,
следовательно, ориентация на общий успех;
способность согласованно работать
на общий результат;
нефиксированное, гибкое и мобильное
распределение функций между членами
команды.
Хорошо сработанная команда
чрезвычайно эффективна и практически
непобедима. Эффект команды достигается
за счет следующих факторов:
Самостоятельное регулирование
интенсификации труда: для членов команды
не существует нормированного рабочего
дня; команда самостоятельно нормирует
свой рабочий день в зависимости от сроков
достижения намеченной цели;
Сокращение потерь рабочего
времени путем достижения высокой степени
организации труда внутри команды: взаимозаменяемость,
активная личная инициатива, конструктивная
коммуникация, рациональное распределение
ролей, работа на опережение;
Все новые идеи обсуждаются
со всеми членами команды, решение принимается
совместно.
Наличие указанных факторов
повышает мотивацию и самоотдачу всех
членов команды.
Таким образом, эффект команды
основан на высокой мотивации ее членов
работать вместе на общий результат.
Принципы работы
команды:
Принципы составляют основу
командообразования, задают определенные
законы при организации команд.
Добровольность вхождения в
команду – ключевой принцип формирования команды. В состав команды может быть
включен только тот кандидат, кто добровольно
изъявил готовность войти в состав команды
на основе осведомленности и понимания
всех условий ее деятельности.
Коллективное исполнение работы
– каждый член команды выполняет ту часть
общего задания, которую ему поручила
команда, а не ту, что он обычно исполнял
по заданию административного начальства.
Коллективная ответственность
– вся команда теряет в доверии, стимулировании,
в общественном признании, если задание
не выполнено по вине любого из членов
команды.
Ориентированность оплаты труда
на конечный результат общекомандной
работы – все члены команды, независимо
от занимаемых должностей, премируются,
если команда в целом работала эффективно,
и штрафуются, если команда не достигла
результата.
Достойная значимость стимулирования
команды на конечный результат – руководство
должно обладать информацией о стимулах,
значимых для кандидатов в члены команды.
На основании этой информации составляется
"фонд стимулирования". В качестве
достойных стимулов могут выступать не
только деньги, но другие способы поощрения,
основанные на хобби, амбициях и предпочтениях
кандидатов. Нередко общественное признание
оказывается более ценным стимулом, чем
материальная оплата.
Автономное самоуправление
команды - деятельностью членов команды
управляет ее руководитель (лидер), а не
административное начальство организации.
Повышенная исполнительская
дисциплина – каждый член команды
отвечает за конечный общекомандный результат.
Данный принцип добровольно принимается
каждым членом команды.
Команда проходит несколько
стадий в своем развитии:
Первый этап. Подготовительный. На этом этапе члены команды
«притираются» друг к другу. Каждый работает
самостоятельно, совместная работа практически
не выполняется. На подготовительном этапе
создается материально-техническая база
для работы команды. Участники команды
присматриваются друг к другу, оценивают
друг друга, изучают свои должностные
обязанности, взаимодействие между другими
членами команды, официально-деловые отношения.
Объединяют людей только частные цели
и поставленные перед ними задачи, общих
целей и ценностей нет, они только формируются.
Работа выглядит организованной. На данном
этапе команда зависит от руководства
и его подхода к формированию команды.
Лидер должен создать комфортные
условия для взаимодействия сотрудников,
устанавливать между ними связи. Сотрудники
в свою очередь должны быть нацелены на
взаимные отношения.
Второй этап. Организационный. В команде начинает формироваться
структура подчинения. Создаются небольшие
группировки, появляются разногласия.
Климат на этом этапе нестабилен, как правило,
сопровождается спорами и конфликтами.
На этом этапе начинает вырабатываться
система наказаний и поощрений, вырабатываются
традиции команды, появляется система
ценностей, и формируется общая цель. Проявляются
сильные и слабые стороны участников,
происходит борьба за лидерство. Определяется
формальный и неформальный лидер команды.
На втором этапе важно грамотное
вмешательство в деятельность команды.
От правильности выстроенной структуры
компании зависит ее эффективность.
Руководитель должен помогать
сотрудникам разбираться в причинах конфликта,
конструктивно разрешать проблемы, обучать
сотрудников эффективному взаимодействию.
В задачи сотрудников на этом
этапе входит самоанализ, определение
своих сильных и слабых сторон, поиск причин
конфликтов и нацеленность на их разрешение.
Члены команды должны стремиться самостоятельно
регулировать конфликты, без помощи окружающих.
Третий этап. Экспериментальный. На этом этапе сотрудники уже
знают возможности каждого, и определяют,
как лучше использовать потенциал каждого
человека. Пересматриваются сформированные
ранее правила, традиции и меры, корректируются
для достижения лучшего результата. Вмешательство
руководителей уже не требуются, команда
воспитывает своих членов самостоятельно.
На этапе формируются общие цели команды,
и каждая личность соотносит свои цели
с целями коллектива.