Командообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Команда - это союз единомышленников; группа людей, сплотившихся вокруг лидера, вокруг общей цели и единых ценностей.
Процесс организации формирования команды, требует максимальной отдачи профессионалов компании в течение долгого времени, привлечения к работе психологов, тренеров и лидеров. Формирование команды - первый шаг по лестнице благополучия любой компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
ПОНЯТИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЕ………………………………….3
ТИПЫ КОМАНД………………………………………………………………....14
ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ…………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...29

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_rabota_po_komandoobrazovaniyu.docx

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная сеть может быть двух основных типов: централизованная и децентрализованная.

Централизованная сеть характеризуется тем, что коммуникативный центр выступает не только как хранитель информации, но и как регулятор основных коммуникативных потоков в команде, через него осуществляется взаимодействие членов команды друг с другом. Можно говорить о двух видах централизованной сети: радиальной и иерархической (рис. 3).

Рисунок 3. Централизованные модели коммуникаций

Существенным отличием децентрализованных сетей является "коммуникативное равенство" всех членов команды, а коммуникативный центр играет роль держателя информации, к которой все имеют доступ. Основными видами децентрализованной сети являются круговая и многоканальная модели (рис. 4). [5]

Рисунок 4. Модели децентрализованных сетей

2 ТИПЫ КОМАНД

 

Под командой понимается совокупность людей, которые:

  • ощущают свою целостность;

  • чувствуют свою обособленность от "остального мира";

  • стремятся к достижению определенной цели, иногда осознанной, иногда нет.

Сотрудники, которые эпизодически встречаются в частном порядке, так как испытывают потребность в неформальном общении, признании или в досуге, организуемом неофициально, образуют группу, но не команду, поскольку их встречам недостает регулярностии взаимных обязательств.

Члены психотерапевтической группы, регулярно встречающиеся для обсуждения собственных жизненных проблем, не являются командой, так как у них нет интегрирующей, направленной вовне задачи.

Несколько воспитательниц одного и того же детского сада, самостоятельно ведущие каждая свою группу, могут, правда, координировать и согласовывать свою работу друг с другом; но они не образуют команду, так как выполняют одинаковые функции, принципиально независимые друг от друга. [6]

Образование и развитие команд естественно и неизбежно, поскольку:

- Руководители создают их для выполнения какой-либо работы (это могут быть проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед командой, может не всегда осознаваться ее членами;

- Люди сами спонтанно формируют команды для защиты своих интересов (это могут быть профсоюзы, политические партии, лоббистские группы);

- Люди могут удовлетворить многие свои потребности только в случае принадлежности к какой-либо команде (древний человек мог убить, а следовательно, и съесть мамонта, только с группой охотников; по темной улице люди предпочитают ходить компанией; в коллективе люди лучше обучаются).

 

Таким образом, принадлежность к команде помогает человеку:

  • удовлетворить свои социальные потребности;

  • сформировать себя как личность;

  • получить помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации;

  • получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды;

  • получить право участвовать в совместной деятельности, приносящей определенную, не обязательно финансовую, выгоду.

Можно утверждать, что в основе создания команд лежат три базовые идеи.

1. Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.

2. Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.

3. Члены команды принимают утверждение, что совместная работа более эффективна.

Команды могут быть как формальными, так и неформальными. Формальная команда - это команда, которая является частью формализованной структуры организации. Как бы малы они ни были, это — формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит как подразделение в организационную структуру и штатное расписание предприятия.

Существуют различные типы формальных групп:

Группа руководителя, состоящая из руководителя предприятия и непосредственных заместителей и помощников руководителя. Типичную команду составляют директор компании со своими заместителями. Такую же группу образуют директор магазина розничной торговли и заведующие различными его отделами, либо заведующий каким-либо отделом и его продавцы. Однако несмотря на то, что они входят в его цепь команд, продавцы не являются членами командной группы президента компании, потому что они не подчинены ему напрямую.

Функциональная группа, объединяющая руководителя и специалистов функционального подразделения (службы, отдела, бюро, группы), которые реализуют общую функцию управления и имеют близкие профессиональные цели и интересы. Например, отдел качества заинтересован в сокращении процента брака и приемке продукции с первого предъявления.

Производственная группа, включающая в себя руководителя и рабочих, занятых изготовлением определенного вида деталей (работ) на нижнем уровне управления (звено, бригада, участок). Члены группы совместно работают над одним заданием, стимулируются за конечный результат, а различия между ними связаны с разделением видов работ между членами группы в зависимости от квалификации рабочих. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

Комитет — это группа внутри организации, которой делегируются полномочия высшего звена руководства для выполнения какого-либо проекта или задания. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением, и в их состав могут входить работники других организаций (главы администрации районов, крупные ученые, общественные деятели). Главное отличие комитета от других формальных структур заключается в групповом принятии решений, что иногда является наиболее эффективным средством решения сложных проблем и достижения целей.

Все командные, производственные, функциональные группы, а также комитеты должны эффективно работать — как единый слаженный коллектив. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

 Неформальной является  команда, не входящая в состав  формальной организационной структуры. Их могут возглавлять люди, вообще  не имеющие формальной власти, но влияние этих команд на  достижение целей организации  может быть очень велико. Такие  команды стремятся:

  • быть небольшими;

  • выработать свой собственный признак, который может быть отражен в названии, поведении, ритуалах.

В. Михеев в своей работе, посвященной проектным группам, выделяет команду проекта и управленческую команду (табл. 2) [7].

 

 

 

 

 

 

Таблица 2  Примеры классификации команд

№ п/п

Назначение команды

Содержание работы

Вид команды

Форма и время существования

 

1.

Реинжиниринг

Управление процессами глубоких преобразований (фактическое создание "новой" компании)

КП

Временная

 

2.

Развитие продуктов и процессов

Управление развитием новых продуктов и организационным развитием компании

УК

Постоянная

 

3.

Антикризисное управление

Выведение компании из кризисной ситуации

КП

Временная

 

4.

Обеспечение производственной деятельности

Управление и исполнение производственной работы

УК

Постоянная

 

5.

Решение проблем, содействие и помощь

Оценка и разрешение организационных и возникающих проблем

КП

Временная

 

6.

Бэнчмаркетинг

Маркетинг деятельности аналогичных предприятий и выработка стратегии на достижение лучших результатов

УК

Постоянная

 

7.

Управление проектом внедрения

Проектирование и введение в действие нового оборудования (технологий)

КП

Временная

 

8.

Группа качества

Внедрение и осуществление всеобщего управления качеством

УК

Постоянная

 

9.

Инновации

Проектирование, разработка и реализация новых идей и инициатив в организации

КП

Временная

10.

Аудит и контроллинг

Оценка эффективности организации и процессов

УК

Постоянная

11.

Развитие нового бизнеса

Проектирование, формирование и развитие нового для компании рискованного бизнеса

КП

Временная

12.

Управление текущей деятельностью

Принятие и осуществление управленческих решений высокого уровня

УК

Постоянная


 

 

Также различными авторами выделяются интра- и кросс-функциональные команды, команды для решения актуальных проблем, автономные, проектные, оперативные, предпринимательские, производственные команды, команды улучшения качества, менеджерские команды, самостоятельные творческие группы и т.п. Соответственно, это ведет к различной интерпретации характеристик и особенностей рабочих команд. При этом иногда различные наименования команд соответствуют идентичным командам, например crossfunctional и task forc.

В качестве основных критериев классификации рабочих команд предлагается использовать следующие:

1. членство: какие  категории сотрудников организации  входят в состав рабочей команды;

2. цели и функции: какие цели и задачи ставятся  перед рабочей командой; какие функции выполняет команда;

3. жизненный цикл: какова продолжительность периода  времени существования рабочей  команды;

4. управление: каким образом осуществляется руководство рабочей командой;

5. взаимодействие: какие формы отношений используются в процессе функционирования рабочей команды;

6. методы: какими способами и средствами пользуются команды для достижения поставленных целей.

В соответствии с приведенными критериями можно выделить десять типов команд:

• Интрафункциональные команды: информация и функции разделены между членами команды; структура и состав варьируются при изменении области приложения.

• Оперативные команды: временное объединение специалистов различного профиля для решения актуальных проблем и выработки рекомендаций; периодические кратковременные встречи (1-2 часа в неделю); практическая деятельность не входит в компетенцию команды.

• Кроссфункциональные команды: фокусируются на совершенствовании некоторого процесса; обычно привлекаются специалисты из различных подразделений организации; часто такие команды трансформируются в самоуправляемые или самонаправляемые команды.

• Предпринимательские команды: специализируются на наблюдении за процессом производства специфического продукта или сегментом клиентов, поддержании и совершенствовании системы, ориентированной на потребителя.

• Исполнительные команды менеджеров: создаются для выработки стратегических решений и руководства; лидером команды, как правило, является первое лицо организации.

• Координационные команды менеджеров: создаются в условиях сетевой организации для выработки стратегических решений и координации рабочих команд нижнего уровня.

• Самоуправляемые команды: имеют большие права, полномочия и ответственность по вопросам, не связанным с функциями постановки целей и планирования; внешние контакты обеспечиваются менеджерами или другими подразделениями.

Информация о работе Командообразование