Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:56, контрольная работа
Основные подходы к пониманию этноса и культуры
Существует два основных подхода к пониманию этноса и культуры:
как политической общности граждан определенного государства
и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
3. Зрительные иллюзии
К постановке вопроса о межкультурных различиях в подверженности зрительным иллюзиям привели результаты исследования У. Риверса, опубликованные в 1905 г. В настоящее время эта проблема
В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции.
Первая из них заключается в подчеркивании различий между культурами. Ее крайним полюсом является максимизация межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов.
Релятивизм не означает явного или скрытого расизма, в котором его сторонников нередко обвиняют.
Вторая тенденция заключается в абсолютизации сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Сторонников абсолютизма мало волнует проблема этноцентризма и, как следствие, игнорируется возможность того, что особенности культуры исследователей влияют на их концепции.Но есть и более сложный случай проявления абсолютистских тенденций, полярно противоположный только что описанному.
Сторонники «абсолютизма наоборот», ярким представителем которого является американский психолог М.Коул (см. Коул, Скрибнер, 1977), рассматривают культуры как равные и одинаковые, а наличие различий объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психоло- -гическими явлениями. Впрочем, подобные концепции можно рассматривать и как крайний случай еще одного направления в этнопсихологии – универсализма.
Сторонники третьей тенденции отстаивают универсализм – единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями. Исследователи этого направления полагают, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. Иными словами, культура «играет разные вариации на общую тему» (Berryetal., 1992, p.258), а сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. В исследованиях универсалистов проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Используются стандартные методики, но обязательно адаптированные к каждой изучаемой культуре. Главный вопрос, который ставят перед собой исследователи: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир человека. Ответив на него, можно, по их мнению, приблизиться и к пониманию того, какие психологические понятия действительно являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре. Исследования обычно проводятся в русле eticподхода. Но многие ученые, в том числе, как уже упоминалось, Г. Триандис, в последние годы поставили под сомнение его достижимость и предложили комбинированный etic– emic– eticподход ( см. с. 41 наст. изд.). Об исследованиях Триандиса у нас пойдет разговор в дальнейшем, а в этой главе универсалистский подход будет рассмотрен на примере взглядов создателя школы этнологического структурализма К. Леви-Строса.
Архивные исследования
Полевые исследования
Экспериментальные исследования
Архивные исследования
Герберт Барри (анализ 104 культур).
Выделил 6 тем, которые возникают в воспитании детей:
Послушание (подчинение взрослым);Ответственность;
Барри обнаружил, что эти 6 категорий не являются независимыми друг от друга. Являют собой 2 кластера.
Послушание, ответственность и заботливость объединяются в обучение уступчивости.
Следующие три категории – обучение самоутверждению.
Полевые исследования «дети шести культур» Дж. Уайтинг и Беатрис Уайтинг.
Под их руководством проходило исследование «дети 6 культур». Несколько лет оно продолжалось. Включало несколько этапов.
Изучали 6 культур: Япония, Кения, Индия, Мексика, Филиппины, США.
В этих культурах был выбран небольшой город (в каждой из культур). Рядовые провинциальные города.
Были выбраны в каждом городе семьи с детьми. Сначала изучали матерей 6 культур (изучался стиль материнского воспитания). На следующем этапе изучали детей. Выборка была следующая – в каждом городе изучали по 6 мальчиков и 6 девочек. И было 2 возрастных группы: от 3 до 6 лет и от 7 до 11 лет.
Это было наблюдение за детьми в естественных условиях. Систематическое наблюдение, по заранее продуманному плану. Схема была разработана общая. По этой схеме было нестандартизированное наблюдение. Было собрано более 150 интеракций по каждому ребенку. Поэтому несмотря на небольшую выборку получился большой массив данных. Проанализировав эти интеракции вывели 12 категорий:
Поступает дружественно, Оскорбляет, Предлагает помощь, Делает замечания, Предлагает поддержку, Добивается господства, Ищет внимания, Ищет помощи, Ответственно советует, Дружески нападает, Прикасается, Нападает.
Эти 12 категорий наблюдаются во всех 6 культурах. Более того во всех культурах проявление дружелюбия было на 1 месте.
Эти культуры были отобраны не случайным образом. Они сравнивались друг с другом по 2 факторам: степень сложности социально-экономической системы (были общества более сложнее и менее сложные). Сложные культуры – США, Япония, Индия. Простые культуры – Филиппины, Кения, Мексика
Преобладающая структура семьи (нуклеарные и расширенные семьи).
Нуклеарные семьи – Мексика, США, Филиппины
Большие семьи – Индия, Кения, Япония
Оказалось, что эти культурные факторы связаны с аспектами взаимодействия.
Результаты:
- Есть корреляция между
- Есть корреляция между
Рут Бенедикт делала нечто большее, чем просто описывала поведение людей как продукт той или иной культуры. Она стремилась описать культуру как психологическую целостность. Как заметил Филипп Бокк, культурный паттерн "интегрирует различные элементы, предоставленные историей, давая каждому новое начение, подобно тому, как каждый индивидуум интегрирует различные жизненные навыки в связную систему личности". Причем схожесть между структурой культуры и структурой личности не обязательно проявляет себя в этнографических описаниях поведения членов культуры. Она может быть выражена только посредством тонкой скрупулезной сравнительной работы и мыслительной интеграции многих уровней культуры. В результате этого манипулирования культура уподобляется личности. А индивид представляет собой предельное средоточие культуры — “микрокосм культуры”.
Рут Бенедикт (которая в этом своем аспекте
значительно повлияла и на концепции многих
других антропологов), подразумевала не
обыкновенную пластичность человеческое
природы: социальное и культурное окружение
фактически лепит из личности все, что
ей угодно, личность становится как бы
частью культуры. “Бенедикт не имела хорошо
разработанной и интегрированной концепции
индивидуальной психологии и пренебрегала
проблемой личностного развития. Предметом
ее внимания была психологическая согласованность
различных институций, возникших в обществе.
Более того, онанеделалаясногоконцептуально
История псих антропологии. Опирается на культурную антропологию или этнологию. Среди культуры антропологов в 20 – 23 гг ученые заинтересовались психоанализом. И на стыке возникло направление - культура и личность. Ф. Боас. – школа Культура и Личность. Предполагалось что личность – это структурная смысловая единица, кот определяет культуру. Идеи исследовать развитие, формирование личность (детей) в разном обществе. Это возврат к индивидуальной психологии. Рут Бенедикт. Концепция конфигураций культур. В 30 гг 20 века. Идея – каждая культура обладает своим паттерном (нечто что ее объединяет). И этот паттерн можно увидеть, исследовать. Его можно анализировать с точки зрения осн идеи – культурная детерминанта (- это некая доминирующая идея. Близка к понятия соц установки – готовности действовать каким – то образом.). опирается на идее Ницше. Предлагает выделять 2 культурные детерминанты (Сравнивала индейцев разных племен):
– аполонический тип культуры. (индейцы поэбло) – осн установка – избегание крайностей. Ориентирована на созерцательность, на интеллектуальное познание окружающего мира. В ней ценится умеренность, сбалансированность. Эти ценности прояв на разный уровнях жизни (сказания, как общаются др с др, как воспитывают детей, осуждается крайнее проявление эмоций.).
– дионисический тип культуры. Буйство, экстаз. Их волнуют крайности. То что можно поставить на грань выживания. Практика измененного сознания. Практика к самоутверждению и т.д. А дальше взаимосвязанность идей, кот помогают увидеть эту кул-ру. Формирует определенный тип личности. Эти люди обладают теми же св-ми что и культура. «личность он отбрасывает огромную тень, и эта тень и есть культура. Т.е. личность и культура равны. Это некая проекция чел.». потом она пересмотрели свои взгляды.
Абрахам Кардинер. Развивал концепция Боаса. Полагал что нужно рассматривать взаимосвязь. Концепция базовой личности или Концепция базисной личности или осн личностная структура. Сущ главенствующий тип личности в культуре. Понятие базовой личности он вкл – склонности, интересы, представления, ценности, способы взаимодействия с др людьми. Он считает что все это – определенные способы адаптации к окружающей среде. В первую очередь интересует культурная среда. Тогда возникает культурная среда и адаптация. У него есть идея о том что базовая личность как способ соц институции адаптации явл культурной средой – он понимал первичные соц институции. Это та среда в кот попадает младенец. Это способы ухода за детьми, семейная организация, и способы жизнеобеспечения, т.е за счет чего эта этническая группа выживает. Формируются особенности детей. Т сюда возникают определенные уровни и специфическая тревожность. Могут возникать неврозы, способы псих защиты, кот и позволяют адаптироваться в этих условиях. И все это явл общим для всех членов этого сообщества. Появл вторичные соц институции. Фольклор, мифы, обряды. Т.е появл взаимосвязь.
Концепция Модальной личности. К. Дюбуа, Р. Линтон.Предположение – можно выделить личность в культуре статистическим методом. То не нормальное распределение. Культура формируют предпочтительные черты. Модельная личность – наиболее распространенный тип личности. То набор св - в характера, особенности поведения, кот чаще всего встречаются у членов данного сообщества. Здесь все можно проверить, доказать, обосновать .Есть сложность – в современной науке нет общего понятия личность. Разнообразие поведения поражает. Или сведение к особенностям коммуникации, толерантность к стрессу. Т.е берутся понятия личности. Появилась идея мультимодального общества. Т.е те, где много разных модальностей личности. Надо изучать личность с точки зрения иерархии и статуса личности.
Школа Культура и личность - разные концепции. Можно выделить ключевые особенности. 1954 Джон Хонигман. Систематизировать данные об этой школе:главная задача – выяснение того как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения. emic и etic подход. Предмет исследования – чаще всего выступало – освоение индивидом культурно – заданных образцов поведения и стереотипов в ходе социализации.Методы. Осн метод – интенсивное наблюдение. Обычно включенное наблюдение. – осн инфо. Доп методы: глубинные интервью, анализ сновидений, запись автобиографий, проективные техники.
В 60 г школа теряет популярность. Ф. Хсю. Предложил выделить самостоятельное направления внутри культурной антропологии – психологическая антропология - это область исследования в этнологии имеющие психологические аспекты. Проводил отличие между культурной и псих антропологией. Псих антропология должна носить междисциплинарный характер. Псих антропология должна стать междисциплинарной наукой. Т.е должна опираться на разные науки. Необходимо изучать не культуру, а соц представления, кот совпадают с соц носителям культуры. Фокус внимания – изучается чел, судьба личности в определенных культурных условиях. 3 наиболее популярные темы: Исследование социализации детей, этнография детства;Исследование нац характера;Анализ проблем нормы и патологии в разных культурах.
Направление исследовавний культурно-специфических качеств (emic исследование) проводил Триандис он проводил кросс культурное исследование образа Я и представления о другом. Использовалась методика К. Мк Паркинга (Кто Я?) и модифицированный, когда надо было написать о другом 20 характеристик. Один из моментов, который заинтересовал Триандисаа особо – по греческой выборке есть одно качество, упоминаемое 75% респондентов. Это очень странная цифра, т.к. когда мы предлагаем отвечать «кто Я?» - это открытый вопрос и люди вольны писать что угодно, и даже 50%-е использование слова одного и того же уже есть редкость. Слово, используемое греками слово было «филотимус». Оно сложно переводимо – много качеств имеет. Выявили, что это человек доброжелательный, вежливый, надежный, гордый, щедрый, правдивый, выполняющий данные им обязательства, с развитым чувством долга. Триандис поставил исследовательский вопрос: когда мы нашли объяснения и расшиформали это культурное качество, то можем ли мы быть уверенными, что когда переведем на другой язык, поймем, что имеется в виду на самом деле. И дополнительно проводилось большое исследование, изучающее семантическое пространство. В нем было показано, что все прилагательные объяснения слова «филотимус» складываются в один фактор. Получается, что подбор прилагательных для объяснения этого слова оказался оправданным.