Контрольная работа по «Этнопсихология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Основные подходы к пониманию этноса и культуры
Существует два основных подхода к пониманию этноса и культуры:
как политической общности граждан определенного государства
и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

Файлы: 1 файл

Этно_вопросы_ИСАА_2012.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Исследование личности в целом:

Пример etic исследования: Личностные тесты – «Личностный опросник Айзенка» (ECQ) и «Большая пятерка» (BigFive).

Айзенк выделил 3 характеристики личности и вокруг этих характеристик выстроил опросник. Шкалы невротизма - эмоциональной нестабильности, экстраверсия/интроверския и психотизм (неконтактность).

Исследования показали, что эти три измерения встречаются во многих культурах, т.е. выражены в людях независимо от их культурной принадлежности.

Большая пятерка опирается на иную схему исследования – модель, которая разрабатывается из самоописания людей.

В культурах США, Голландии, Герании, италии, Китая, Филиппиноы, Япония обладают следующими чертами: экстраверсия; доброжелательность; сознательность (совестливость); эмоциональная стабильность; интеллектуальная свобода или открытость новому опыту)

Некоторые авторы полагают, что эта модель тесно связана с языковыми закономерностями стран. Сложность в том, что в Китае, Японии люди описывают себя не через глобальные характеристики, а через определенные описания действий. Опросник позволяет измерить насколько выражены эти характеристики в человеке.

В России тоже проводилась такая процедура и получилось, что фактора совпали:

Экстраверсия;доброжелательность;сознательность;интеллектуальная свобода

А с эмоциональной стабильностью сложились проблемы. У нас это воспринималось, как ригидность. Пятый факто назвали как;- инфантильно-романтическое самопринятие.

В целом можно сказать, что для российских респондентов этот фактор является важной характеристикой личности и оценивается скорее в плюс, а не в минус.

Сейчас есть попытки разработать какие-то культурно-специфические модели личности. Их называют местные теории личности или индигенные теории личности.

В качестве примера рассмотрим модель африканской личности, которую разработал И Сау. Он работал в психиатрической клинике и обнаружил, что некоторые традиционные практики лечения нетрадиционные оказываются эффективными. Он простроил модель:

Внешний слой – телесная оболочка, тело человека

Следующий слой – источник физиологической энергии (ощущение повышения активности, понижения активности)

Потом - источник психической энергии, наша способность размышлять, делать выводы, наши эмоциональные состояния и проч.

«Ядро» - духовный источник. Самостоятельная структура личности. В христианской культуре похожим понятием будет Божья искра – то, что дано человеку.

Гармонично, когда все эти части вместе. И каждый из этих уровней связан с элементами внешнего мира. Источник физиологической энергии связан с общиной. Источник психической энергии связан с семьей и родом.Духовный источник связан с миром предков, он позволяет нам чувствовать преемственность, осмысленность своего существования.У здорового человека все эти оси взаимосвязаны. Когда заболевает, оси нарушаются. Здесь он видел потенциал этих больных для лечения.

 

  1. Исследования этнической ментальности

 

Очень долго изучали «национальный характер», сейчас все чаще начинают изучать «ментальность». В свое время для выделения предмета своих исследовательских интересов этот термин выбрали французские историки школы «Анналов», предпочтя его «коллективным представлениям», «коллективному бессознательному» и другим более или менее близким по смыслу понятиям.

По их мнению, менталъностъ – это «система образов, ...которые ...лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей».

Про нац характер

Изучают давно, исследований много проведено.

В разное время разные исследователи вкладывают разное в изучение. Некоторые рассматривали через набор определенных личностных черт, другие через темперамент рассматривали, третьи говорили о ценностях – набор ценностей есть особенность национального характера. Некоторые выводили характер, выводящие его через набор определенных отношений человека к чему-либо (отношение к власти, к труду). Есть много вариантов, неоднородных, но все пытаются вывести что-то общее на основе национальной темы.

Важные моменты:

Нац характер не рассматривается, как сумма индив-х характеров, а фиксация типических черт –кот в мин степени присутствуют у всех представителей этого народа.

Уникальны не черты и не их сумма, а структура. Иерархия, значимость, понимание этих черт в культуре. Например, трудолюбие характерно и для немцев и для японцев. Но понимание и структура этой черты будет разной. Так в немецкой культуре труд должен быть поэтапен, регламентирован и т.п. В японии трудолюбие по другому характеризуется – это трудоголизм, они живут этой работой и на работе.

Сами черты характера нельзя понимать в отрыве от каких-либо условий. Черты характера можно принять, понять лишь в соотнесении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических, географических условий, от образа жизни народа и его религиозных верований.

Среди подходов к интерпретации нац характера ведущим следует считать соц-исторический, отстаивающий принцип соц или культурного детерминизма.

Пример – исслед-я «загадочной русской души». Его особенности выводились из гипотезы свивания британского культурантрополога Дж. Горера, в популяризации большую роль сыграли М. Мид и Э. Эриксон, использовавший ее в работе «Легенда о юности Максима Горького», где он попытался ответить «действительно ли рус душа – спеленутая?».

Впрочем, сторонники гипотезы свивания вовсе не утверждают, что практика тугого пеленания детей является осн причиной автократических политических институтов царизма и сталинизма, или что она привела к формированию маниакально-депрессивной базовой личности рус народа. Напротив, они подчеркивают, что не стоит ограничиваться единственной однонаправленной цепью причинности. Сам Горер скорее довольствуется тем, что рассматривает свивание младенцев как один из способов, которым русские «информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти».

А Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждает, что он «получил усиление» именно в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации детей с другими элементами русской культуры. В русс культуре он выделяет несколько паттернов, имеющих одинаковую форму – чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формирование личности русс человека, по его мнению, оказал влияние ритм крестьянской жизни в холодном климате – смена относительной бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобождение ... после весенней оттепели».

В психологической антропологии существуют попытки исследования не только русского, но и других нац характеров через выявление способов воспитания детей и особенностей детского опыта. Во время и после 2 мировой войны в США появилось много работ по японскому и немецкому национальным характерам.

Так, Р. Бенедикт попыталась объяснить противоречие японского характера, книга «Хризантема и меч»: присущие японцам чувство прекрасного и фанатизм в преданности властям, а особенно – императору. Причину жестокости японских «эстетов» она видела в особенностях социализации в Японии, где с самого детства ребенок осознает подчиненность своих желаний интересам группы и любыми способами стремится избежать позора для себя и своей семьи.

Когда культурантропологи при исследовании национального характера использовали более «объективные» методы (глубинные интервью и психологическое тестирование), они теряли целостное представление о характере народа и, как и психологи, составляли «набор» качеств. В частности, К. Клакхоном были выделены качества, присущие, по его мнению, русским: «сердечность, человечность, зависимость от прочных социальных контактов, эмоциональная нестабильность, иррациональность, сила, недисциплинированность, потребность подчиняться власти».

Про ментальность

Сейчас наряду с национальным характером начинают изучать ментальность.

Это особая мера понимания себя. В социальной псхиологии есть близкое понятие «социальное представление».

Поворот к теме ментальности происходит т.к. ментальность может быть принята, сконструирована в ходе воспитания, нахождения в определенной культурной среде. Ментальность конструируется, здесь достаточно активная роль человека и здесь разделяемые взглады – не те, которые я придумываю, а которые разделяют многие люди. Мы можем делать выводы об особенностях поведения людей.

Ментальность более часто используется как более современный, более перспективный термин, и часто за исследованием ментальности прослеживаются те же исследования характера.

Исследовали шведскую ментальность и выявили черту дактик. Дактик – компетентность. И ментальность шведов определяется наличием этой черты.

Работы С.В. Лурье (род. 1961) – антрополог российский.

Предложила исследовать ментальность с т.з. трех стержневых компонентов:

локализация источника добра, кто и что источник. Для большинства народов – некоторое содержание «мы» образа

- локализация источников зла. Это  «они» или враги, кот угрожают  добру.

- представление о способе действий  при котором добро побеждает  зло.

- представление о вероятности с которой добро побеждает зло. Измерение дает возможность для оценки уровня оптимизма/пессимизма. Это эмоц фон.

В отношении русского народа:

Мы – община/род в широком смысле – непосредственные люди, находящиеся в окружении. Они – бюрократический аппарат, государство.

В системе русской ментальности важнейшим способом действия, ведущим к победе добра над злом, является не закон, устанавливаемый «врагом»-государством, а милосердие.

Особенность русс ментальности – вероятность победы есть в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной- пессимизм.

 

  1. Общая характеристика основных «измерений» культуры

Культура нас интересует не как культурологов, а с той т.з. как она влияет поведение человека. Культура влияет только на социальное поведение, задавая определенные рамки, векторы. Есть ряд регуляторов: нормы и ценности. Долгое время изучались в основном нормы. Ценности рассматривались, как составляющие норм. Сейчас ценности рассматриваются самостоятельно. Нормы, которые нам наиболее интересны: - традиции, - обычаи. Выделяют нравы, ритуалы

Традиции – некие устойчивые формы поведения, которые передаются из поколения в поколение и отражают особенности отношения человека к миру. Долгое время ценности включались в эти самые традиции. Традиции – это нравственные нормы, ценности, интересы, убеждения, и т.д.

Обычаи – устойчивые формы/стереотипы поведения, регламентирующие определенные сферы жизни человека. Например Семейные обычаи или обычаи ухаживания.

Традиции и обычаи интерпретируются особым образом, как некий источник форм социального поведения. Мы на них смотрим и пытаемся понять, что их объединяет. В этнопсихологии эти нормы предполагают сосбой некие измерения культуры. Есть определенные шкалы, измерения, в соответствии с которыми мы можем эту культура рассматривать. Еще Рут выделяла культуры вины и культуры стыда.

Есть позитивные регуляторы, способствующие вести нам себя орпделенным обрзаом, а есть негативные регуляторы – что людей ограничивает в их формах поведения. Она выделила культуры вины и культуры стыда и на примере США и Японии полагала, что это является значимым измерением, которое эти культуры принципиально отличает. ППолучаетя, о традиции и обыча внутри этих культур определяются в рамках этих двух полюсов. В наиболее общем понимании у Бенедикт вина и стыд – два механизма, обеспечивающих соблюдение нормы. Некая интериорезированная оценка. Вина – ориентация на самооценку, а стыд на самооценку.

В японской культуре принадлежность к группе более важна, чем индивидуальность и эта общая значимость группы пронизывает все сферы отношений: и деловые и политические и т.д. И именно поэтому стыд оказывается эффективным воздействием. В японской школе есть серьезное наказание – исключение из школы на неделю.

И совсем все по другому в культурах вины. Они строятся совершенно по иным принципам. Она берет культуру, но не современную культуру, а культуру переселенцев (пуританскую культу). Здесь человек в ходе социализации интериоризирует стыд. У человека поэтапно постепенно формируется оценка внутренняя. На смену стыду приходит категория совести, некая внутренняя моральна яинстанция. И все воспитание строится на том, чтобы внешний стыд перерос в совесть. На этом и наказания строились, строгие дисциплинарные требования. В культурах вины эти требования строгой дисциплины. «Хороший мальчик или девочка так себя не ведут». Есть ограничения, которые рассматриваются как универсальные.

В культурах стыда таких требованиях меньше. Кстати стыд формируется не перед всеми. Не все имеют право стыдыть человека. Стыдить могут свои. Свои – некие входящие в образ «мы». Поэтому за рамками этих норм можно вести себя по другому.

Как преодолевается:

В американской культуре чувство вины – большая роль церкви, большая роль таинства исповеди. С тем чтобы человек снял себя этот груз и суицидом дело не закончил. Культура вины направляет человека совершенно иначе, нежели культура стыда.

Позднее выснилось, что дихотомическое деление на вину и стыд не самое лучше решение. Вообще это европейское измерение. Есть определенная тенденция, чтобы рассматривать некоторые культуры более развитыми или менее развитыми в зависимости от наличия или отсутствия стыда. Само противопоставление оказывается не совсем удачным, т.к. и в Америке чувство стыда не чуждо. Как и в Японии вина переживается.

На данный момент можно выделить, опираясь на работы У. и К. Стефаннов. Они исследовали многие исследования и выявили 11 измерений культруы, которые исследуются чаще всего.

Эти 11 измерений:

индивидуализм/коллективизм, т.е. ориентация на индивидуальные или групповые цели.

маскулинность/феминность, т.е. насколько она соответствует, ценности и особенности культуры ассоциируются с мужскими или женскими.

степень неравенства между выше и нижестоящими, т.н. дистанция власти. Т.е. насколько большое расстояние – действуют на равных и насколько это может влиять на социальное поведение.

степень контекстности культуры – это различия по тому, насколько важны и разработаны информационные/коммуникативные сети.

степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм. Важное измерение, потому что для социального поведении мы и смотрим про низкую толерантность и высокую…

Информация о работе Контрольная работа по «Этнопсихология»