Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:56, контрольная работа
Основные подходы к пониманию этноса и культуры
Существует два основных подхода к пониманию этноса и культуры:
как политической общности граждан определенного государства
и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
Адаптеры, (почесывание носа, покусывание губ) помогают нашему телу адаптироваться к окружающей обстановке, но со временем могут и утратить эту функцию. правилам их использования индивид обучается в процессе социализации.
Иллюстраторы - связаны с содержанием речи, визуально подчеркивают или иллюстрируют то, что слова пытаются выразить символически. Различия - в частоте и правилах использования. Нек культуры поощряют экспрессию (в жестикуляции) - еврейская и итальянская культуры, но манера в каждой имеет свой нац колорит. В других культурах индивидов с детства приучают быть сдержанными при использовании жестов как иллюстраторов речи: в Японии считается похвальным умеренность и сдержанность в движениях, жесты японцев едва уловимы
Все культуры выработали жесты-символы, имеющие собственное когнитивное значение, т.е. способные самостоятельно передавать сообщение, хотя они часто и сопровождают речь. Итак, между символическими жестами в разных культурах существуют весьма значительные различия.
Исследование в голландии - студенты не только определили значение большинства «намекающих» жестов, использованных китайцами и курдами, но и отметили, что подобные жесты представлены в их собственной культуре. Но некоторые из «договорных» жестов не были правильно интерпретированы никем.
Поза - в Америке движение с выпрямленным телом - сила, агрессивность и доверие, согбенная фигура - могут «прочитать» потерю статуса». в Японии «выпрямившие поясницу» - высокомерные.
В мировой науке проанализированы погребальные ритуалы в традиц обществах - стереотипизированные элементы вербального (крики, плачи, песнопения) и невербального (мимика, слезы, жесты) поведения не являются стихийным выражением индив эмоций, а носят публичный и соц характер. Так, прежде всего соц явлением предстает вытье по покойнику в русской деревне.
18.
Основные характеристики
Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.
Пример внутригрупп фаворитизма – этноцентризм – предпочтение своей этнической группы. Определение дал в 1906 г. У.Самнер, этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее»
Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума». Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, пр.
М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:
■ восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»;
■ рассмотрение.обычаев своей группы в качестве универсальных;
■ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;
■ представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп
Среди исследователей нет единодушия в отношении к ЭЦ. Советские обществоведы полагали, что ЭЦ – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают ЭЦ негативным соц-психол явлением, с неприятием всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собств группы.
Но хотя ЭЦ часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.
ЭЦ изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Так, Бруэр и Кэмпбелл обнаружили ЭЦ у всех исследованных 30 общностей в 3 странах восточной Африки, где степень выраженности ЭЦ варьировалась. При оценке групповых достижений фаворитизм был значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения.
ЭЦ, при кот некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру - благожелательным или гибким.
Степень выр-ти зависит от особенностей культуры - существуют данные, что представители коллективистических культур более ЭЦ, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например, полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.
При анализе необходимо учитывать соц факторы - влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных соц условиях ЭЦ м становиться дисфункциональным. Это воинственный ЭЦ, где люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим. Он выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Он неблагоприятен и для личностного роста. Китайцы - их родина – «пуп Земли», СССР - «начинается Земля, как известно, от Кремля».
В исследовании, в последние годы СССР, испытуемые – студенты из 10 стран – должны были «заселить» необитаемую планету жителями своей и еще 8 стран, используя для этого «пустую» карту 2 полушарий. У советских студентов были выявлены неблагоприятные тенденции: они размещали свою страну либо на целом полушарии, либо в центре рисунка, так, что она граничила со всеми другими государствами и получала львиную долю территории. Последний вариант является ярким выражением феномена «пупа Земли» и был обнаружен у молодых людей еще из двух стран – Ирана и Египта. Для ост испытуемых, даже США, было характерно стремление каким-то образом объединить страны на новой планете. А каждый пятый участник исследования даже поместил в центре рисунка чужую страну – нейтральную (Австрию, Швейцарию) или достигшую наивысших достижений в экономике (Японию).
Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – «категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей» (Bar-Tal, 1990, р.65). Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами или представляют ведьмами, вампирами, демонами. Это переводит их в категорию «нелюдей» и позволяет поступать так, как запрещено поступать с себе подобными – с людьми.
В качестве примеров этноцентристской делегитимизации Бар-Тал приводит отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии.
Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. 1- стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. 2 - соц каузальная атрибуция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже (1896–1980). Он проанализировал – как две стороны одного процесса – формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.
Трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества. Во-вторых, даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться.
С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутри-групповой ориентации». В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенной группе.
Этнический стереотип – частный случай социального, это т.е. упрощенный образ этнических групп.
Свойства этнических стереотипов:
Эмоционально-оценочный характер – ряд предпочтений, оценок, настроений, связанных с когнитивным ядром стереотипов. Приписывание представителям чужих этнических групп стереотипов презрения, своим этническим группам стереотипов восхищения, плюс амбивалетные стереотипы зависти и патернализма. Зависть характеризует отношение к представителям высокостатусных, компетентных, но холодных групп, патернализм – низкостатусных, некомпетентных, но теплых
Функции стереотипизации (Тэшфел)
Психологические
Социально-психологические
Социальные
Психологическими функциями стереотипизации являются:
упрощение и систематизация обширной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды;
сохранение и защита ценностей индивида.
Основные социально-психологические функции стереотипизации –
межгрупповая дифференциация – как правило, оценочная в пользу своей группы –
поддержание позитивной групповой идентичности. и осуществляемое с ее Помощью
Социальные функции стереотипизации:
объяснение существующих отношений между группами в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам.
сохранения существующих отношений, - объяснение и оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений.
Т.о. основная функция социальной атрибуции – формирование, поддержание или усиление групповой идентичности. Стратегия, позволяющая сохранить позитивную групповую идентичность, состоит в использовании этноцентрических атрибуций, в которых индивиды оказывают предпочтение представителям своей группы.
Этнический конфликт – это любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов
В психологии межэтнических конфликтов исследуются три основные проблемы:
Как конфликты возникают
Как протекают
Как их можно урегулировать
Как возникают межэтнические конфликты
Различают:
Социалогический подход – взаимосвязь отдельной статификации общества с этнической принадлежностью населения.
Политологический подход – трактовка роли элит в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта.
Термин «культурный шок» (Оберг) исходит из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами – потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Симптомы культурного шока весьма разнообразны: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, недостаток уверенности в себе, бессонница, чувство изнеможения, злоупотребление алкоголем и наркотиками, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям.