Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:56, контрольная работа
Основные подходы к пониманию этноса и культуры
Существует два основных подхода к пониманию этноса и культуры:
как политической общности граждан определенного государства
и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
Как правило, проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации визитеров.
Первый этап, называемый «медовым месяцем», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами.
На втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать свое негативное воздействие - некомфортными жилищные условия, психологические факторы: чувства взаимного непонимания с местными жителями и непринятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период «чужак» пытается убежать от реальности, общаясь преимущественно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями об «ужасных аборигенах».
На третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться в новой среде визитеры-неудачники «выходят из нее» – возвращаются домой раньше положенного срока. Однако намного чаще визитеры получают социальную поддержку окружения и преодолевают культурные различия – изучают язык, знакомятся с местной культурой.
На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.
Пятый этап характеризуется полной – или долгосрочной, по терминологии Берри, – адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и мы можем говорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации индивида на родине.
Итак, пять этапов адаптации формируют U-образную кривую: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.
Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде можно разделить на индивидуальные и групповые.
К индивидуальным относятся:
1. Индивидуальные различия – демографические и личностные.
Возраст - быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс часто оказывается мучительным, очень тяжелым испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей.
Пол - результаты некоторых исследований свидетельствуют, что женщины из традиционных культур имеют больше проблем в процессе адаптации, чем мужчины.
Образование - чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока.
В целом, можно считать доказанным, что успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди.
2. Обстоятельства жизненного опыта индивида – на адаптацию положительно влияют:
Готовность мигрантов к переменам
Реализм ожиданий, их соответствие реальному опыту пребывания в инокультурной среде
Наличие доконтактного опыта – знакомство с историей, культурой, условиями жизни в определенной стране.
Установление дружеских отношений с местными жителями.
Групповые факторы:
1. Степень сходства или различия между культурами.
Чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации.
2. Особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры.
Менее успешно адаптируются представители культур, где сильна власть традиций и поведение в значительной мере ритуализировано, – граждане Кореи, Японии, Стран Юго-Восточной Азии.
3. Особенности страны пребывания, прежде всего способ, которым «хозяева» оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию. Или – как японцы – отгораживаются от них трудно пробиваемой стеной.