Коррекции страхов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 88.14 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Человека, который бы никогда  не испытывал чувство страха, найти  нелегко. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до "эмоционального паралича". Страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера, определяются как устойчивые страхи.

Страх лежит в основе многих симптомов нарушенного поведения  младшего школьника.

Проблемой страхов младшего школьного  возраста занимались многие ученые. Широко раскрыл причины детских страхов  Боулби [18, с.124]. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха.

Проблему страхов исследовал Речмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.

Методы и приемы для снятия тревожности  младших школьников разработаны  у А.М. Прихожан. Тревожность как  свойство личности во многом обуславливает  поведение субъекта. Когда уровень  тревожности превышает оптимальный, можно говорить о повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У них формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки. Ребенок боится совершить ошибку, т.к. он неуверен в себе, а это порождает у него тревогу и депрессию.

Объект:  страхи младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 

Предмет: методы коррекции страхов младших школьников.

        Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что страхи младших школьников взаимосвязаны с уровнем самооценки, чем выше самооценка, тем меньше проявления страхов у детей младшего школьного возраста. Поэтому своевременная коррекция будет способствовать снижению уровня страхов.

Цель: Выявить методы коррекции страхов младших школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов младших школьников.
  2. Изучить психологические причины формирования детских страхов. 
  3. Рассмотреть взаимосвязь уровня самооценки и страхов младших школьников.
  4. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению     страхов у   младших школьников. 

 

 

Методы:

- анализ литературы,

- рисуночный метод,

- тестирование,

- сравнительный анализ полученных  результатов исследования.

Методологической  основой нашего исследования являются труды А.М. Прихожан, П.А. Тиллих. В качестве конкретных методик использовались рисуночный метод «Рисунок несуществующего животного», методика исследования личности «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука, тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен («ТДА»), тест школьной тревожности Филлипса, тест «Лесенка». Полученные данные были подвергнуты статистической обработке сравнение по t-критерию Стьюдента с определением вероятности ошибки (p).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Страхи младших школьников как

психолого-педагогическая проблема.

 

1.1.Страхи младших школьников в психолого-педагогической            литературе.

          Страх преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх, как отмечает А.И. Захаров, является неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, так как предотвращал опасные для жизни "безрассудные и импульсивные действия человека" [14, с. 15].

По мере развития психики  человека и усложнения форм его жизни  страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать целую гамму  чувств и переживаний.

В своей основе страх является совершенно нормальной эмоцией, он также  неотделим от жизни, как радость, любовь, печаль и гнев. Однако страх  имеет гораздо большее значение, чем другие переживания человека: он защищает нас, людей, от того, чтобы  мы не попадали в ситуации, за которые  мы должны были бы при определенных обстоятельствах расплачиваться своей  жизнью. Он учит нас, как поступать  в случаях возникновения опасности, учит выбирать правильную тактику поведения. Без этого важнейшего чувства  человечество не смогло бы выжить. В  сущности, при возникновении опасности  человек имеет две возможности: напасть, т.е. действовать активно, либо пуститься в бегство. Какую из них он выберет, зависит от многих факторов, в том числе и от размеров угрозы, располагаемого опыта борьбы с ней, от своей физической и духовной конституции и своего воспитания.

Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих  методологических подходов к его  коррекции представляется необходимым  знакомство с теоретическими аспектами  данной проблемы.

В рамках исследуемой проблемы необходимо определить понятийно-категориальный аппарат, на котором будет основываться дальнейшая логика изложения.

Страх принадлежит к категории  фундаментальных эмоций человека. В  психологическом словаре под  редакцией А.В.Петровского даётся следующее определение: "Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности" [34, с. 407].

В психологическом словаре  можно получить следующую информацию: "Страх, в психологии отрицательная  эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.) [37, с. 187].

"Страх - это специфическое  острое эмоциональное состояние,  особая чувственная реакция, проявляющаяся  в опасной ситуации. Страх вызывается  всегда конкретной и близкой,  уже наступившей опасностью" (Спиваковская А.) [44, с. 14].

"Страх - аффективное  (эмоционально заостренное) отражение  в сознании конкретной угрозы  для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный  характер и сопровождается определенными  физиологическими изменениями высшей  нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока" (Захаров А.И.) [13, с. 10].

Наиболее широко проблема страха рассматривается в западной психологии в рамках четырех психологических  подходов.

Первый - обращает внимание на поведенческие основы страха и  связан с бихевиористским направлением (Айзенк Г., Бандура А., Спилбергер Ч., Уотсон Дж.). Страх рассматривается как феномен, имеющий условно рефлекторную основу, основанный на переживании травматического опыта. Так, Дж. Уотсон, признающий, что страх является одной из базовых врожденных эмоций, считал, что в процессе развития ребенка характер страха изменяется - он начинает возникать на основе условных рефлексов. В область рассмотрения данного подхода попадают аспекты страха, связанные в основном с реакцией испуга, избегания и не затрагиваются проблемы осмысления и ценностной интерпретации страха [40, с. 105].

Второй - связан с психоаналитической традицией и последующим ее развитием  различными авторами (Адлер А., Салливен Г.С., Фрейд А., Фрейд З., Хорни К., Юнг К.Г.). Главным объектом исследования здесь является феномен, обозначенный З. Фрейдом как "невротический страх" (в ряде переводов он называется "тревогой"), то есть страх, не связанный с реальной объективной опасностью. Причина возникновения невротического страха определялась различными авторами данного направления в зависимости от того, в чем они видели доминанту развития личности. Если для одних исследователей характерно представление о том, что невротический страх рождается в результате вытеснения жизненно важных энергетических импульсов, происходящего вследствие слабости "Я", то для других, основанием является внутренняя специфика тревоги, которая порождает необходимость ее вытеснения. Большинство последователей З.Фрейда отмечали в феноменах страха и тревоги не только индивидуально-психологический, но и социальный аспекты их возникновения [45, с. 120].

Третий подход основан  на положениях философии экзистенциализма (Камю А., Кьеркегор С., Сартр Ж..-П., Тиллих П., Хайдеггер М., Шестов Л.). Страх рассматривается как важнейшая характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека. Различные авторы уделяют внимание преимущественно "смыслу" страха, то есть его месту в общей системе метафизического, психологического или биологического существования индивида (Кемпински А., Мэй Р., Риман Ф.), обосновывая положительные аспекты страха, связанные с развитием "Я" [40, с. 106].

Четвертое направление связано  с концепцией гуманистической психологии (Маслоу А., Оклендер В., Перлз Ф., Роджерс К.), где страх рассматривается как негативный феномен, мешающий процессу самоактуализации личности из-за того, что он возникает при фрустрации потребности в безопасности (одной из базовых потребностей по А.Маслоу). Источником тревоги являются различные проявления неконгруэнтности (Роджерс К. "не-естественности" бытия; так, например, тревогу порождает отсутствие осознания "здесь-и-сейчас" и, как следствие, подвластность психики человека, как катастрофическим ожиданиям, так и деструктивным воспоминаниям [47, c.57].

В отечественной психологии представления о страхе широко разрабатывались  в рамках психиатрической проблематики (Карвасарский Б.Д., Свядощ А.М., Ушаков Г.К.) и в концепциях авторов, занимающихся проблемой функционирования человека в критических и экстремальных условиях, в ситуации стресса (Короленко Ц.П., Китаев-Смык Л.В., Лебедев В.И., Мухина В.С.). Исследователи преимущественно уделяли внимание рассмотрению страха, связанного с реальной угрозой для жизнедеятельности человека. В данном контексте страх рассматривался как феномен, обусловленный особенностью социальной среды индивида, и подчеркивалась важность преодоления страха.

В основе отечественных психологических  концепций практически всегда лежит  конкретизация понятий страха и  тревоги (Астапов В.М., Захаров А.И., Прихожан А.М.). При этом тревога понимается как недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением  угрозы; страх же интерпретируется как четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное  с реальностью.

Содержание страха всегда связано как с реальной ситуацией  опасности, так и с культурно-историческими  традициями. Ряд авторов отмечают, что культура во многом обусловливает  содержание группового и индивидуального  сознания (Выготский Л.С., Леви-Стросс К., Лебедева Н.М., Малиновский Б., Мид М., Мосс М.).

Культурно-исторически детерминированный, архаический способ осмысления мира приводит к возникновению в традиционных обществах "мистического" страха реально не существующих объектов. При этом часто осознается "нереальность" данных объектов, что является дополнительным "пугающим" фактором. Проведенный нами анализ литературы (Зеленин Д.К., Мелетинский Е.М., Пропп В.Я., Рыбаков Б.А., Тайлор Э., Токарев С.А. и др.) позволяет говорить о единой структурно-типологической основе "мифологических" страхов, присутствующих в традиционных культурах. В качестве таких страхов могут выступать как "воображаемые" животные (или их духи), драконообразные существа, так и "фантастические нелюди", являющиеся "волшебными" фигурами, схожими и с животным и с человеком.

Культурно-историческая обусловленность  содержания детских возрастных страхов  тесно связана со знаково-символической  функцией сознания. Используя ее, воображение ребенка не только "отыгрывает" различные "воображаемые" страхи, но и осуществляет самостоятельные преобразования "пугающих" образов.

Вхождение в широкое социальное пространство возлагает на ребенка  новые требования и ставит его  перед решением личностных задач, требующих  большей гибкости. Использование  знаково-символической функции позволяет  ребенку 7-10 лет расширить свои возможности, связанные с эмоциональным отражением внешнего мира [48, с. 59].

Выделяется три, последовательно  возникающих в онтогенезе, вида знаково-символической  деятельности (Выготский Л.С., Мухина В.С., Сапогова Е.Е.): замещение, моделирование и экспериментирование. Знаково-символическая функция непосредственно отражается на детских страхах у младших школьников. Ребенок оперирует образами-заместителями (например, "монстром") и через экспериментирование "освобождается" от собственного страха, связанного с реальными предметами. Так знаково-символическая функция сознания выступает как феномен, лежащий в основании терапевтического процесса (Мухина В.С.) [26, с. 55].

В психологических исследованиях  представлен широкий спектр взглядов на возрастные типологические особенности  содержания страха у детей в младшем  школьном возрасте, которые можно  представить в виде следующих  подходов.

Первые два обращают внимание на внутренние или внешние характеристики онтогенеза, приводящие к возникновению  данных особенностей. Третий и четвертый  подход направлены на анализ содержания страха с точки зрения типичного  психологического развития ребенка, причем в одном из них преимущественное значение придается возрастной картине  мира, а в другом - развитию знаково-символической  функции сознания.

Внутренние психологические  характеристики развития ребенка лежат  в фокусе внимания психоаналитического  подхода (Клейн М., Тайсон Ф., Тайсон Р., Фрейд А., Фрейд З.), где основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. Отмечается, что в этом возрасте у ребенка формируется "Сверх-Я" и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха: на смену страха внешнего мира приходит внутренний страх самого себя или "тревога Сверх-Я" по А. Фрейд [45, c. 62]

Вторая позиция основана на анализе внешних, социальных предпосылок  формирования содержания страха. Здесь  исследователи как отечественные, так и зарубежные (Захаров А.И., Лебединский В.В., Прихожан А.М., Салливен Г.С., Селли Д.) обращают внимание на изменение социальной ситуации развития ребенка, на особенности его взаимодействия с внешним миром. Содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.

Информация о работе Коррекции страхов младших школьников