Коррекции страхов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 88.14 Кб (Скачать файл)

Ведущий страх в младшем школьном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают и понимают. Большое количество страхов у детей младшего школьного  возраста связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения.

 

 

 

1.3.  Теоретическое обоснование взаимосвязи самооценки и страхов младших школьников

Одной из проблем школы  является воспитание гармоничной личности, сохранение и укрепление ее психологического здоровья, т.к. наблюдается стремительный  рост детей, переживающих эмоциональное  неблагополучие. 
В современной школе растет число тревожных детей, в том числе младшего школьного возраста, на это указывают ряд отечественных авторов, которые занимались проблемой тревожности (Прихожан А.М, Неймарк М.З., Свинина Н. Л. и др.). 
Проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывает отпечаток не только на состояние психического здоровья младшего школьника, но и оказывает влияние на успешность ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Высоко тревожные школьники неспособны оценить результаты собственной деятельности, постоянно нуждаются в оценках других людей, что затрудняет становление их субъектности в учебной деятельности. Такие дети очень беспокойны, неуверенны в себе, эмоционально неустойчивы. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Как правило, у тревожных школьников формируется неадекватная самооценка (СО), чаще заниженная. В то же время типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, раздражительности, что еще больше повышает уровень их тревожности. 
Все это дезорганизует учебную деятельность, и, следовательно, может оказать неблагоприятное влияние на формирование личности младшего школьника. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности поможет психологам своевременно оказывать психологическую поддержку ребенку в условиях обучения, разрабатывать психокоррекционные программы по снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. 
Существует большое количество работ (Прихожан A.M., Кисловская В.Р.и др.), посвященных изучению тревожности младших школьников, но, как правило, в этих работах изучалась тревожность, возникающая при поступлении в школу. Актуальность данной работы состоит в том, что связь различных аспектов школьной тревожности с СО личности мало изучены, особенно применительно к младшим школьникам, заканчивающим начальную школу. Это и определило выбор темы нашего исследования. 
Мы попытались выяснить, каковы особенности тревожности учащихся третьего класса с разным уровнем самооценки. 
Наше предположение заключалось в том, что между уровнем тревожности и самооценкой младших школьников существует значимая связь, а именно высокому уровню тревожности соответствует неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка. 
Для изучения уровня и характера тревожности мы использовали тест школьной тревожности Филлипса, который позволяет выявить не только общий уровень тревожности младшего школьника, но и характер тревожности по следующим факторам: 1) общая тревожность в школе; 2) переживания социального стресса; 3) фрустрация потребности в достижении успеха; 4) страх самовыражения; 5) страх ситуации проверки знаний; 6) страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8) проблемы и страхи в отношениях с учителями. 
Для диагностики самооценки нами была использована методика А.М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя». Данная методика относится к числу проективных рисуночных, следовательно, адекватна для диагностики самооценки младшего школьника. 
В ходе проведенной работы установлено, что у высоко тревожных младших школьников формируется неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка. 
При исследовании уровня тревожности младших школьников нами было выделено три группы детей: с высоким уровнем, повышенным и низким. Обнаружилось, что высоко тревожные младшие школьники имеют неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Высокий уровень тревожности мешает таким школьникам построить позитивные отношения с учителем и со сверстниками. Эти дети находятся в постоянном перенапряжении, что мешает полноценному развитию личности. Высоко тревожные дети испытывают страх при демонстрации своих возможностей, в ситуации проверки знаний. Это осложняет процесс становления ведущей в этом возрасте деятельности. 
Для испытуемых с повышенной тревожностью характерна адекватная высокая самооценка, они не испытывают трудностей в осуществлении социальных контактов с учителем и со сверстниками, но испытывают напряжение в ситуациях проверки знаний и при необходимости самораскрытия. 
И, наконец, результаты исследования показали, что практически все испытуемые с невысоким уровнем тревожности обладают адекватной самооценкой, причем у большинства она высокая. У младших школьников с низкой тревожностью и адекватной самооценкой создается благоприятная ситуация для осуществления ведущих отношений и становления ведущей деятельности, что способствует гармоничному развитию личности. 
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично. Статистическая связь между уровнем тревожности и самооценкой обнаружена у детей с высоким и низким уровнями тревожности (r=0,5 и r=-0,7 соответственно), а также у этих учащихся обнаружена корреляция самооценки с фактором 4 (страх самовыражения, r=0,35). Эти данные согласуются с выводами др. психологов (Прихожан А. М. и др.). Но, в отличие от других исследований, в нашем не обнаружена значимая статистическая связь между уровнем тревожности и самооценкой в группе школьников с повышенным уровнем тревожности. 
Для того, чтобы личность младшего школьника полноценно развивалась, родители и учителя и психологи должны способствовать снижению уровня тревожности и формированию адекватной самооценки.

Глава II.     Организация и проведение исследования страхов младших школьников

 

2.1. Этапы, Методы и методики исследования

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников.

Для достижения цели нами исследовались  ученики 4-ых классов гимназии № 1 города Челябинска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика.

Для исследования взаимосвязи  страхов и самооценки личности нами применялись надежные, опробованные, хорошо зарекомендовавшие себя в  психологической практике методики.

Для выявления степени  выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности  в общении, депрессивности нами была использована проективная методика Дж. Бука «Дом - Дерево - Человек». Качественный анализ рисунка проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

На склонность к опасениям, страху, тревоге указывает наличие  следующих деталей: облака, выделение  отдельных деталей, ограничение  пространства, штриховка, линия с  сильным нажимом, много стираний, мертвое дерево, ветки похожие  на щипы, тень, идущая от дерева, больной  человек, плотная штриховка глаз, зачерченные зрачки, темные очки, большие  пустые глаза, интенсивно затушеванные волосы, подчеркнута линия основания, толстая линия фундамента, подчеркнуты  стены, отсутствие трубы.

Для выявления отношения  ребенка к своему «Я» нами была использована проективная методика «Рисунок несуществующего животного» («РНЖ»).

При анализе рисунков особое внимание уделялось штриховке, количеству стираний, размерам рисунка, месту расположения рисунка на листе.

А.Л. Венгер предлагает строить анализ работы по следующей схеме:

а) общее впечатление; б) изображение  органов чувств, конечностей, сексуальной  символики (что отражает демонстративность, тревожность, страхи, фантазирование); в) как отражены средства защиты и нападения; г) описание образа жизни.

М.Р. Битянова при анализе выделяет показатели, отражающие: а) состояние тревожности; б) психологическую защиту; в) астенизированность, низкую энергетику, депрессивность; г) агрессивность; д) низкую самооценку.

На наличие страхов  и тревожности указывают следующие  детали рисунка:

а) голова повернута влево (вероятный признак); б) большие глаза  с зачернением; в) рисунок занимает весь лист; г) избыток органов чувств; д) зачернен открытый округлый рот.

В рассказе ребенка относительно своего рисунка длинный перечень страхов или страхи, нетипичные для  животных, описание способов защиты, указание гигантского размера. Рисунок занимает весь лист. Желание стать таким, как  все. Опасения общего характера.

Для исследования уровня тревожности  ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения  с другими людьми использовался Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен («ТДА»).

Тревожность рассматривается  как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении  безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком  по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной  эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение  степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к  определенной ситуации, дает косвенную  информацию о характере взаимоотношений  ребенка со сверстниками и взрослыми  в семье, в детском саду, школе.

Данный тест в настоящее  время широко используется в работе с детьми.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую  типичную для жизни младшего школьника  ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для  мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом печальное.

Ребенок выбирает грустное или веселое лицо для главного героя картинки, исходя, обычно, из собственного самочувствия в подобных ситуациях. Не надо спрашивать у ребенка, как  он понимает то. Что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может  вызвать у него затруднения. Не следует  также и рассказывать ребенку  о том, что происходит на картинке. Важно, чтобы ребенок ориентировался на собственное понимание ситуации.

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных  ребенком. Полученный результат характеризует  уровень его тревожности. Для  вычисления индекса тревожности  в процентах следует сумму  отрицательных выборов - «А» разделить  на «N» -общее число ситуаций и  умножить на 100. ИТ - индекс тревожности.

ИТ = А * 100 %

N

Кроме того для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста нами был использован  «Тест школьной тревожности Филлипса».

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке  результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявление тревожности.

Для изучения самооценки личности была использована методика «Лесенка», разработанная для детей от 7 до 10 лет. Данная методика позволяет выявить как ребенок оценивает сам себя и как, с его точки зрения, его оценивает ближайшее окружение (родители, родственники, учителя, сверстники).

Стимульный материал представляет собой рисунок лестницы состоящей из пяти ступеней на которых на самом верху стоят самые хорошие ребята, а на нижней самые плохие. Ребенок должен определить на которой из ступеней он стоит, на которую его поставит кто-то из ближайшего окружения.

При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если ребенок ставит себя на одной из верхних ступенек, так как положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей.

2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего    эксперимента

На основании результатов  изучения самооценки, общая выборка  была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2»  из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа - 3» из 19 детей с высоким  уровнем самооценки. После этого  усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были подвергнуты  сравнительному анализу по t-критерию Стьюдента. При этом достоверными считались  различия с вероятностью ошибки p<=0,05.

При анализе экспериментального исследования, все полученные результаты были преобразованы в порядковую шкалу, т.о. мы получили таблицу с  числовыми показателями тревожности.

 

 

 

Таблица 1

Числовых показателей тревожности по использованным методикам

 

Методики

Уровни тревожности

Числовые показатели тревожности

 

«ТДА»

Пониженный

0 - 1

 
 

Нормальный

2 - 5

 
 

Повышенный

6 - 7

 
 

Высокий

8 - 14

 

«РНЖ»

Нормальный

1

 
 

Повышенный

2

 
 

Высокий

3

 

«ДДЧ»

Нормальный

1

 
 

Повышенный

2

 
 

Высокий

3

 

«Филлипс»

Нормальный

0 - 50

 
 

Повышенный

50 - 75

 
 

Высокий

75 - 100

 
       

При сравнительном анализе  результатов у нас получились следующие данные, по группам с  низкой, нормальной и высокой самооценкой, которые представлены в таблицах.

Таблица 2

Средние показатели по t-критерию Стьюдента по группам с низкой («Группа-1») и нормальной самооценкой («Группа-2»)

 

Показатели тревожности

Средние показатели по «Группе-1»

 

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05

 

По тесту «ТДА»

7,17

 

4,05

0,0000

 

По проективной методике «РНЖ»

2,42

 

1,55

0,0000

 

По проективной методике «ДДЧ»

2,42

 

1,50

0,0000

 
         

Сравнение средних показателей  тревожности по тесту «ТДА» группа детей с низкой самооценкой имеет  достоверно более высокую тревожность, чем группа с нормальной самооценкой. Эти данные так же подтверждены проективной  методикой «РНЖ», который позволяет  говорить о наличии низкой самооценки и выводит параметрический показатель выраженности тревожности. По проективной методике «ДДЧ» так же можно утверждать, что у детей с низкой самооценкой показатель тревожности значительно выше, чем у детей с нормальной самооценкой.

Для того чтобы убедиться, что существует достоверная взаимосвязь  между тревожностью и самооценкой  личности у младших школьников, по данным методикам, проанализируем усредненные  показатели по группам с высокой  самооценкой («Группа-3») и нормальной самооценкой («Группа-2»).

Таблица 3

Средние показатели по t-критерию Стьюдента по «Группе-3» и «Группе-2»

 

Показатели тревожности

Средние показатели по «Группе-3»

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05)

 

По тесту «ТДА»

2,21

4,05

0,0008

 

По проективной методике «РНЖ»

1,00

1,55

0,0000

 

По проективной методике «ДДЧ»

1,00

1,50

0,0001

 
         

Информация о работе Коррекции страхов младших школьников