Коррекции страхов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 88.14 Кб (Скачать файл)

Третий подход фиксируется  на типичных характеристиках возрастной картины мира. Авторы (Гарбузов В.И., Захаров А.И., Чередникова М.П.) отмечают, что экспериментальным путем  выявляется появление и активизация  страха смерти у детей 5-8 лет. Причина  его возникновения лежит в  особенностях развития детской картины  мира - у ребенка происходит осознание  смерти как таковой, как конечности жизни.

В четвертой группе взглядов обосновывается существование у  детей страха, связанного с символическими структурами сознания (Джерсилд А., Захаров А.И., Мухина В.С., Холл С., Холмс Ф., Чередникова М.П., Юнг К.Г.). Авторы считают, что характерный для детей этого возраста страх различных мифологических персонажей является отражением мифологичности детского сознания. Этот подход обращает внимание на то, что данные страхи являются страхами-заместителями, которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Таким образом, исследователями  отмечается ряд возрастных особенностей содержания страха. Наиболее общей  возрастной характеристикой страха у детей 7-10 лет является тенденция  к его символизации. Образы страха в этом возрасте зачастую являются символами, имеющими истоком культурно-исторические традиции, преломляющимися в детской психике посредством знаково-символической функции.

Другие возрастные страхи, - смерти и социальных ситуаций, - зачастую представлены в сознании ребенка  через замещающие их мифологические образы страха (Гарбузов В.И., Захаров  А.И., Чередникова М.П., Юнг К.Г.).

Представляет интерес  определение профессора А.И.Захарова, в котором он отмечает значение страха: "Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и  избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности" [13, с. 12].

Итак, в психологической  и медицинской литературе страх  классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений). По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Страхи бывают возрастные (психологические) и клинические (патологические).

Возрастные страхи, по мнению А.И.Захарова, в некоторой степени  отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок  боится остаться один, без поддержки  близкого лица (в 7 мес.), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес.). Далее  он боится боли, высоты, гигантских (в  его представлении) животных, временами  он преисполнен суеверного ужаса  перед Бабой Ягой и кощеем как  символом зла и жестокости. Далее  он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у  первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные  для них явления природы. Человек  не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путём научения в процессе формирования личности, выражая определённые ценности, принятые в той или иной общественной среде [13, с. 14].

Возрастные (психологические) страхи у здоровых детей обусловлены  недостаточной информированностью о внешнем мире. Такие страхи всегда детерминированы, быстро проходят, не вызывая видимой дезадаптации. Клинические (патологические) страхи не всегда психологически понятны имеют выраженный и стойкий характер, приводят к дезадаптации детей или входят в структуру определённого заболевания. Повышенную склонность к страхам имеют дети с врождённой детской нервностью, резидуально-органической патологией, тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами. Иногда у детей с выраженной умственной отсталостью, шизофренией отмечается понижение склонности к страхам по сравнению со здоровыми. В детском возрасте психологические и патологические страхи не всегда можно чётко дифференцировать.

Чаще всего у детей  встречаются ночные страхи и навязчивые

страхи - фобии - навязчивое состояние в виде непреодолимой  боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций и т.д.

Невропатия - наиболее распространённый вид врождённой нервности у детей, в происхождении которой играет роль наследственный фактор и стресс матери во время беременности.

Страх условно делится  на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Щербатых Ю. отмечает, что  личностно обусловленный страх  предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой  обстановке или при контактах  с незнакомыми людьми. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга [48, с. 87].

Несмотря на то, что страх - это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и  патологический уровни. Обычно страх  кратковременен, обратим, исчезает с  возрастом, не затрагивает глубоко  ценностные ориентации человека, существенно  не влияет на его характер, поведение  и взаимоотношения с окружающими  людьми. Некоторые формы страха имеют  защитное значение, поскольку позволяют  избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх  указывают его крайние, драматические  стороны выражения (ужас, эмоциональный  шок, потрясения) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает  Дж. Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [5, с. 25].

Причины страха могут быть разделены на 4 класса:

Внешние процессы и события.

Этот раздел будет посвящен главным классам событий, вызывающих страх или включающих нейронные  процессы, активизирующие эту эмоцию.

Врожденные детерминанты.

Грэй разделил все причины  страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно выработанные сигналы опасности, причины, возникающие  в социальном воздействии [49, с. 4].

Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных  стимулов, а незнакомые лица или  предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула  в ожидаемом месте и во времени  как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного  времени, являются эволюционно выработанными  сигналами опасности [49, с. 4].

Дж. Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет "природными стимулами и их производными". Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Дж. Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими [5, с. 22].

Дж. Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он также показал другие природные стимулы страха, например, внезапные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества [5, с. 23].

Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Дж. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии рационализацией страха грома.

Рэчмен даёт прекрасное описание процессов научения культурным детерминантам страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли [49, с. 9].

В принципе, любая эмоция может вызвать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, "внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению". Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом [13, с. 31].

1.2 Возрастные особенности страхов младших школьников.

Во многих цивилизациях дети в своём  развитии испытывают ряд страхов. Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение  особенностей их психического и личностного  развития. По мнению Захарова А.И., возникают  они, как правило, под действием  следующих факторов: наличие страхов  у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.

Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье  мать, а не отца. Очень чувствительны  дети младшего школьного возраста к  конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто  ссорятся, ругаются, то число этих страхов  выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки  в возрасте 6 - 7 лет чаще всего  реагируют появлением страхов на конфликт родителей [13, с. 35].

Эмоциональная чувствительность детей  к конфликту родителей имеет  тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек  число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между  родителями.

Биологические предпосылки.

Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это  эмоциональная чувствительность и  связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких  людей выражается в их эмоциональной  ранимости и уязвимости, когда  они "всё близко принимают к  сердцу и легко расстраиваются", будучи неспособными к агрессивным  ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому  выражению своих чувств и переживаний - они " всё держат в себе" [13, с. 36].

Большинство детей проходят в своём  психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят  переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся  в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический  путь передачи страхов. Вероятность  появления страхов у детей  всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так  же, когда родители пользуются у  детей авторитетом и когда  между ними существует тесный эмоциональный  контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые  страхи, точнее опасения, могут внушаться  детям навязываемой или системе  целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые  общие свойства реагирования.

Невротические страхи.

Характеризуются большей эмоциональной  интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным  влиянием на формирование характера  и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

Захаров А.И. отмечает, что невротические  страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего  боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в  семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как  источник безопасности, авторитета и  любви. С 6 -7 лет ребёнок идёт в  школу. Социальная позиция школьника  налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления  в школу у детей наблюдается  уменьшение количества страхов, что  как раз и обусловлено новой  социальной позицией школьника, которая  уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и инстинктивно опосредованные формы страха [13, с. 37-38].

Информация о работе Коррекции страхов младших школьников