Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, дипломная работа
Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.
Данная таблица показывает,
что существуют достоверные отличия
у групп с высокой и нормальной
самооценкой по уровню тревожности,
у «Группы-3» уровень
Взаимосвязь тревожности и самооценки мы отслеживали так же по тесту школьной тревожности Филлипса.
Таблица 4
Средние показатели по t-критерию Стьюдента по «Группе-1» и «Группе-2»
Показатели |
Средние показатели по «Группе-1» |
Средние показатели по «Группе-2» |
Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05) |
|
Общая тревожность в школе |
68,17 |
49,36 |
0,0004 |
|
Переживание социального стресса |
47,25 |
35,18 |
0,0228 |
|
Фрустрация потребности в достижении успеха |
45,83 |
34,91 |
0,0590 |
|
Страх самовыражения |
53,83 |
37,55 |
0,0028 |
|
Страх ситуации проверки знаний |
71,92 |
51,09 |
0,0040 |
|
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
40,00 |
29,09 |
0,0478 |
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
33,33 |
27,27 |
0,2070 |
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
59,25 |
37,77 |
0,0050 |
|
Группа с низкой самооценкой
имеет тревожность значительно
выше, чем группа с нормальной самооценкой.
Взаимосвязь низкой самооценки и
высокой тревожности можно
Так же нами были проанализированы усредненные показатели школьной тревожности по тесту Филлипса по «Группе-3» и по «Группе-2».
Таблица 5
Средние показатели по t- критерию Стьюдента по «Группе-3» и
по «Группе-2»
Показатели |
Средние показатели по «Группе-3» |
Средние показатели по «Группе-2» |
Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05) |
|
Общая тревожность в школе |
29,42 |
49,36 |
0,0001 |
|
Переживание социального стресса |
22,26 |
35,18 |
0,0020 |
|
Фрустрация потребности в достижении успеха |
19,00 |
34,91 |
0,0004 |
|
Страх самовыражения |
17,00 |
37,55 |
0,0000 |
|
Страх ситуации проверки знаний |
30,21 |
51,09 |
0,0011 |
|
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
29,47 |
29,09 |
0,9409 |
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
25,26 |
27,27 |
0,6275 |
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
25,05 |
37,77 |
0,0051 |
|
Данная таблица показывает, что у «Группы-3» показатель тревожности значительно ниже, чем у «Группы-2» в ситуациях: общей тревожности в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний.
Наши исследования показали,
что большинство детей младшего
школьного возраста испытывают чувство
страха по отношению к тем или
иным сферам жизни. В свою очередь
страхи оказывают значительное влияние
на самооценку детей младшего школьного
возраста. Особенно много страхов
младших школьников лежит в области
учебной деятельности. Это в свою
очередь существенно
Вывод по второй главе
Таким образом наши исследования показали, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Это подтверждено методиками: «ТДА», «РНЖ», «ДДЧ», тест школьной тревожности Филлипса, методика исследования самооценки «Лесенка». Как правило, у тревожных детей формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и самооценка ребенка младшего школьного возраста взаимосвязана с наличием у него тревожности.
1. Дубровина И.В. О единстве
обучения и воспитания
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.
Учебник. – М.: Педагогическое общество
России, 2007.
3. Практикум по возрастной психологии:
Учеб пособие – под Головей Л.А., Рыбалко
Е.Ф. – СПб.: Речь, 2006.
4. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного
отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский
практический психолог. – Июль. – 2005.
5. Прихожан А. М. Причины, профилактика
и преодоление тревожности //Ж. «Психологическая
наука и образование» 2008, №2.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная
динамика. – Воронеж., 2008.
7. Рудьева Д.Г. Динамика становления уровня
тревожности и адекватности самооценки
у младших школьников в условиях внедрения
здоровьесберегающих технологий: Автореф.
Дис. Канд. Психол. наук. – М., 2008.
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПб.:
Питер, 2007.
9. Мэй Р. Проблема тревоги. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2008.
10. Хорни К. Невротическая личность нашего
времени.–СПб: Питер, 2007.
11. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.:
Изд-во ЭКСМО, 2005.
12. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные
различия в стратегиях совладающего поведения
// Психол. журн. Т.26, №2, 2006.
13. Шлягина Е.И., Бархатова А. Толерантность
в общении: копинг-стратеги или личностная
диспозиция. Общение-2008: На пути к энциклопедическому
знанию. Материалы международной конференции
19-21 октября 2006 года, психологический институт
РАО, Москва, 2008.
14. Шлягина Е.И., Львова Е.Н., Полянина М.
И. Дифференциальная психология толерантности:
новые горизонты. Материалы IV Всероссийского
съезда Российского психологического
общества, 18-21 сентября 2007., Ростов-на-Дону.