Коррекции страхов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 88.14 Кб (Скачать файл)

Данная таблица показывает, что существуют достоверные отличия  у групп с высокой и нормальной самооценкой по уровню тревожности, у «Группы-3» уровень тревожности  значительно ниже, чем у «Группы-2».

Взаимосвязь тревожности  и самооценки мы отслеживали так  же по тесту школьной тревожности  Филлипса.

 

Таблица 4

 Средние показатели по t-критерию Стьюдента по «Группе-1» и «Группе-2»

 

Показатели

Средние показатели по «Группе-1»

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05)

 

Общая тревожность в школе

68,17

49,36

0,0004

 

Переживание социального  стресса

47,25

35,18

0,0228

 

Фрустрация потребности  в достижении успеха

45,83

34,91

0,0590

 

Страх самовыражения

53,83

37,55

0,0028

 

Страх ситуации проверки знаний

71,92

51,09

0,0040

 

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

40,00

29,09

0,0478

 

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

33,33

27,27

0,2070

 

Проблемы и страхи в  отношениях с учителями

59,25

37,77

0,0050

 
         

Группа с низкой самооценкой  имеет тревожность значительно  выше, чем группа с нормальной самооценкой. Взаимосвязь низкой самооценки и  высокой тревожности можно уловить  в следующих факторах: общая тревожность  в школе (общее эмоциональное  состояние ребенка, связанное с  различными формами его включения  в жизнь школы); переживание социального  стресса (эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контакты, прежде всего  со сверстниками); страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страх проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок); проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

Так же нами были проанализированы усредненные показатели школьной тревожности  по тесту Филлипса по «Группе-3» и по «Группе-2».

Таблица 5

Средние показатели по t- критерию Стьюдента по «Группе-3» и

по «Группе-2»

 

Показатели

Средние показатели по «Группе-3»

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05)

 

Общая тревожность в школе

29,42

49,36

0,0001

 

Переживание социального стресса

22,26

35,18

0,0020

 

Фрустрация потребности  в достижении успеха

19,00

34,91

0,0004

 

Страх самовыражения

17,00

37,55

0,0000

 

Страх ситуации проверки знаний

30,21

51,09

0,0011

 

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

29,47

29,09

0,9409

 

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

25,26

27,27

0,6275

 

Проблемы и страхи в  отношениях с учителями

25,05

37,77

0,0051

 
         

Данная таблица показывает, что у «Группы-3» показатель тревожности  значительно ниже, чем у «Группы-2»  в ситуациях: общей тревожности  в школе; переживание социального  стресса; фрустрация потребности в  достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний.

Наши исследования показали, что большинство детей младшего школьного возраста испытывают чувство  страха по отношению к тем или  иным сферам жизни. В свою очередь  страхи оказывают значительное влияние  на самооценку детей младшего школьного  возраста. Особенно много страхов  младших школьников лежит в области  учебной деятельности. Это в свою очередь существенно сказывается  на их успеваемости и самооценке. Самым  распространенным из страхов по отношению  к учебной деятельности является страх ситуации проверки знаний. Такие  показатели как высокая тревожность  и низкая самооценка могут привести к тому, что эти дети чаще входят в число наименее популярных, так  как часто крайне не уверены в  себе, замкнуты, малообщительны, или  же напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Причиной их не популярности является безынициативность из-за неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе, чувство неполноценности либо агрессивности. Такой ребенок нередко становится эгоцентричным, отчужденным, будет обижаться, жаловаться, фальшивить и обманывать. Это может способствовать формированию у него отрицательного отношения к детям, к людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению. Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Они слишком неуверенны в себе, обладают низкой самооценкой, а это очень серьезное нарушение, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальному поведению. Таким детям очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не в состоянии сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут оценки от взрослого. Низкая самооценка как правило, бывает связана с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо ведет себя. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Так же не уверены в себе и родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводит к низкой самооценки у ребенка.

Вывод по второй главе

Таким образом наши исследования показали, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Это подтверждено методиками: «ТДА», «РНЖ», «ДДЧ», тест школьной тревожности Филлипса, методика исследования самооценки «Лесенка». Как правило, у тревожных детей формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и самооценка ребенка младшего школьного возраста взаимосвязана с наличием у него тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дубровина И.В. О единстве  обучения и воспитания младшего  школьника // Вопросы психологии 2008. № 6. 
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 
3. Практикум по возрастной психологии: Учеб пособие – под Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2006. 
4. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. – Июль. – 2005. 
5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Ж. «Психологическая наука и образование» 2008, №2. 
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж., 2008. 
7. Рудьева Д.Г. Динамика становления уровня тревожности и адекватности самооценки у младших школьников в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий: Автореф. Дис. Канд. Психол. наук. – М., 2008. 
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПб.: Питер, 2007. 
9. Мэй Р. Проблема тревоги. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2008. 
10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.–СПб: Питер, 2007. 
11. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. 
12. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. журн. Т.26, №2, 2006. 
13. Шлягина Е.И., Бархатова А. Толерантность в общении: копинг-стратеги или личностная диспозиция. Общение-2008: На пути к энциклопедическому знанию. Материалы международной конференции 19-21 октября 2006 года, психологический институт РАО, Москва, 2008. 
14. Шлягина Е.И., Львова Е.Н., Полянина М. И. Дифференциальная психология толерантности: новые горизонты. Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества, 18-21 сентября 2007., Ростов-на-Дону.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекции страхов младших школьников