Коррекция двигательно - ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель - подобрать упражнения для коррекции двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект - двигательно-ритмическая сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет - коррекция двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста ОНР 3 уровня
Гипотеза - мы предполагаем, что составленный нами комплекс коррекционных упражнений поможет скорректировать недостатки в развитии двигательно-ритмической сферы и приблизить её к норме.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие двигательно-ритмической сферы у детей в онтогенезе . . . . . .6
Особенности развития двигательно-ритмической сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Обзор методик направленных на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Содержание диагностического комплекса и анализ результатов диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Содержание комплекса коррекционных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

raspechat_kursovuyu.docx

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Для изучения нарушений развития и рационального построения системы  коррекционно-логопедической работы с  детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления  моторики, речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка  базируются на фундаментальных физиологических  исследованиях отечественных авторов: Н.М. Сеченова, И.А Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В работах многих исследователей подчеркивается большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей.

В работах Н.М. Аскариной, М.Ю. Кистяковской2 сформулированы некоторые особенности детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций. В ходе развития детей для каждой функции определяются свои оптимальные сроки формирования, что отмечено в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, А.В. Запорожца3, Г.Л. Розенгард-Пупко4, А.А. Леонтьева, В.Н. Аванесова и др.

Рассмотрим особенности  психомоторного и речевого развития у здорового ребенка.

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн5).

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М.Ю. Кистяковская, Н.Л. Фигурин и М.М. Кольцов, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Г.Ф. Городецкая, А.В. Запорожец и другие исследователи.6

М.И. Лисиной7 было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев - двигательные реакции руки.

Е.М. Мастюкова8 описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Как показывают наблюдения Е.Ф. Архиповой9, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Отмечают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений, повторение знакомых движений взрослого, повторение новых движений.

Повторение собственных  движений выражается в том, что ребенок  начинает вертеть перед лицом  одной рукой, затем другой, затем  снова первой. Знакомые, заученные  ранее движения (например, игру в  «ладушки») ребенок имитирует очень  охотно, когда взрослый начинает проделывать  их. В конце первого - начале второго  года ребенок начинает внимательно  следить за действиями взрослого, которые  являются для него новыми, а затем  пытается проделать то же самое.

Исследования П.Я. Гальперина, Р.Я. Абрамович-Лехтман и Ф.И. Фрадкиной  показали, что все более или  менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. Предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослыми, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Р.Я. Абрамович-Лехтман описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделяет три этапа:

1) в 4-7 месяцев - формирование  простых результативных повторных  предметных действий, целенаправленных;

2) в 7- 12 месяцев - этап  соотносимого действия, манипулирование  одновременно двумя предметами;

3) в 12- 18 месяцев - этап  появления функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет  такое же действие к другим  предметам; развивается игра.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, полза10ет, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.

Развитие двигательных функций  ребенка - сложный процесс, который  определяется, с одной стороны, поэтапным  созреванием ЦНС, а с другой стороны - многообразным влиянием окружающей среды.

Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа  развития. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные навыки сформированы, становление двигательных функций  продолжается до 5-6-летнего возраста.

Темпы двигательного  развития здорового ребенка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-12 мес., другие только к 12-15 мес. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций.

В среднем и  старшем дошкольном возрасте у детей продолжают развиваться двигательные умения и навыки, физические качества (ловкость, быстрота реакции, выносливость), развивается координация движений, пространственная ориентировка, равновесие, формируются способности оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

Дети учатся правильно  прыгать с места и с разбега, осваивают разные виды метания, лазанья, движения с мячами; учатся четко  и точно, ритмично, в заданном темпе  выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной  инструкции, под музыку, перестраиваться  как из положения стоя на месте, так  и во время движения.

Дети старшего дошкольного  возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них  значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо  выражена фаза полета, заметно развивается  функция равновесия. Они легко  справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного  возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления  при прыжках, метание вдаль и  в высоту.11

Кроме того, у детей 6–7 лет  еще слабо развиты мелкие мышцы  кисти, не закончено окостенение  костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений. Формирование этих функций завершается  к 10–13 годам.

Сложно координированные движения ребенка – это, прежде всего, произвольные движения, т.е. движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля. 12

 

 

 

    1. Особенности развития двигательно-ритмической сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня

У большинства детей дошкольного  возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная  сформированность моторных функций. Как  показывает изучение анамнеза детей  с речевой патологией, особенности  моторного развития наблюдаются  у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них  неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже  возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и  т.д., у них с запозданием формируются  локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей  отмечают задержку формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности  в овладении навыками самообслуживания и др.13

Двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется  своеобразием развития, проявляющимся  в диспропорции всех компонентов  моторики и различных параметров каждого из компонента.14

У детей с ОНР на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность  общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения  детей проявляются при удержании  равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переключении с одного движения на другое, наблюдались скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. 15

При исследовании мелкой моторики у детей наблюдались явления  моторной истощаемости (усталость рук): замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу выполнения занятий. Различные синкинезии (в артикуляционном  аппарате, в мышцах лица, в противоположной  руке) дополняли картину несформированности тонких движений кистей и пальцев  рук, ручной неловкости.16

В недостаточности развития общей, артикуляционной и тонкой моторики при общем недоразвитии речи у детей 5-6 лет прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Наличие особенностей моторного  развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы  в нервно-психическом развитии ребенка  убеждают в необходимости специальной  коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная  и мимическая моторика). Эта работа, включенная органичным элементом в  ежедневные разнообразные занятия  с детьми, во все режимные моменты  специального детского учреждения, должна стать составной частью системы  коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.17

Таким образом, знание ранних этапов психомоторного развития детей  в онтогенезе, закономерностей развития психомоторных функций необходимо логопеду, психологу, дефектологу для  оценки уровня развития ребенка, для  своевременного выявления дисгармоничного  развития и определения детей  «группы риска», для проведения диагностики  отклонений, а также для организации  коррекционных мероприятий и  разработки дифференцированных приемов  воспитания.

Несмотря на многообразие и особенности психомоторного развития в норме, существуют определенные закономерности развития ребенка.

В ходе общего развития  к  пяти годам ребенок с нормальным  речевым развитием практически  овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Однако в ряде случаев к началу старшего дошкольного возраста при  сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка  может значительно отличаться от нормы.

Под общим недоразвитием  речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  понимается такая форма речевой  аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.18

Среди невербальных симптомов  в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении  ребенком предметным миром с раннего  возраста, выступает двигательная недостаточность.

Наличие особенностей моторного  развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы  в нервно-психическом развитии ребенка  убеждают в необходимости углубленной  диагностической и специальной  коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон двигательной сферы (общая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и мимическая моторика).

Значение использования  музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и  другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека, … которая, будучи развитой, реализуется  в любой сфере деятельности и  познания…» (Э.В. Ильенков, 1984).

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относительно сформированы оказались наиболее простые компоненты музыкально-ритмических способностей. По результатам исследований К.В. Тарасовой такой уровень развития присущ здоровым детям четвертого года жизни.

Затруднения в восприятии и воспроизведении структур ритма  при выполнении заданий у многих детей объясняется недостаточностью двигательных реакций. Более высокие  результаты выявлены в тех заданиях, где для изолированного восприятия и воспроизведения были предложены отдельные структурные компоненты ритма, а не целостная ритмическая  структура. В тех заданиях, где  детям приходилось учитывать  все составляющие ритмических структур в комплексе, они показали более  низкие результаты.19

 По данным Славиной-Бурниной Л. Н. трудности, которые испытывают дети с недоразвитием речи при восприятии и воспроизведении ритмических структур в различных видах деятельности, во многом связаны с состоянием у них двигательной сферы.

 Г.А Волкова выделяет  следующие особенности развития  ритмических способностей у детей  с нарушениями речи:

◙  Овладение ритмической  способностью детей с общим недоразвитием  речи проходит те же основные этапы, что  и у нормально развивающихся  дошкольников; она имеет сложную  структуру и складывается покомпонентно  и в той же последовательности, но в разных пределах и в разные возрастные сроки.

◙  Чувство ритма у  детей с общим недоразвитием  речи отличается вариативностью. Следует  отметить, что ритм движений и речи нарушен, практически, при всех речевых  расстройствах.

Информация о работе Коррекция двигательно - ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня