Коррекция двигательно - ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель - подобрать упражнения для коррекции двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект - двигательно-ритмическая сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет - коррекция двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста ОНР 3 уровня
Гипотеза - мы предполагаем, что составленный нами комплекс коррекционных упражнений поможет скорректировать недостатки в развитии двигательно-ритмической сферы и приблизить её к норме.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие двигательно-ритмической сферы у детей в онтогенезе . . . . . .6
Особенности развития двигательно-ритмической сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Обзор методик направленных на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Содержание диагностического комплекса и анализ результатов диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Содержание комплекса коррекционных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

raspechat_kursovuyu.docx

— 139.50 Кб (Скачать файл)

4-ое задание, на исследование  произвольной моторики пальцев рук: в целом, можно судить о недостаточном уровне развития произвольной моторики пальцев рук у детей с ОНР 3-го уровня.

При исследовании мимики, все  дети показали очень низкие результаты при формировании мимических поз, что  говорит о крайне недостаточном  уровне развития мимических движений у детей с ОНР.

При выполнении заданий на исследование двигательной сферы, дети испытывали различные затруднения, допускали ошибки. Выполняя задания  на исследование координации движения, дети раскачивались, помогали себе руками и ногами, что говорит о недостаточном  уровне развития статической и динамической координации движения.

При исследовании произвольной моторики пальцев рук были отмечены нарушения темпа движений детьми, нарушения единовременности выполнения движений, что говорит о недостаточном уровне развития мелкой моторики пальцев рук.

Во время выполнения проб на исследование орального праксиса, дети показали небольшой диапазон движений губ и языка. В целом, можно  сказать о недостаточности развития орального праксиса.

Таким образом, анализируя результаты 2-ой серии эксперимента, можно говорить об отставании детей с ОНР в  формировании мимических поз, в развитии координации движения и произвольной моторики пальцев рук, в развитии орального праксиса. И о необходимости ведения работы в этих направлениях.

Результаты 3-ей серии  эксперимента, направленной на исследование темпо-ритмической сферы.

Результаты, полученные после первого задания, направленного на исследование чувства ритма, говорят о заметном отставании детей с ОНР в развитии чувства ритма.

2-е задание, направленное на исследование чувства темпа: чувство темпа у детей с ОНР развито лучше чувства ритма, однако и оно имеет свои недостатки.

При выполнении данных заданий  дети испытывали трудности при повторении ритмического рисунка, допускали ошибки при воспроизведении, нарушали темп (чаще всего замедляли), некоторые  вообще не смогли его повторить, что  говорит о низком уровне развития чувства ритма и чувства темпа  и необходимости ведения работы в этом направлении.

Таким образом, исследование показало, что наиболее лучше у  детей с ОНР развиты: двигательная память, произвольное торможение, слуховое внимание. Незначительно отстают  в: развитии пространственной организации, статической координации. На низком уровне развития находятся такие функции, как: распределение внимания, динамическая координация, моторика пальцев рук, оральный и мимический праксис, чувство ритма и темпа.

Связь движения с речью  была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее  влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М. М. Кольцовой (1973 г.) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей со значительным поражением верхних конечностей.

Эти данные и результаты нашего исследования определяют необходимость  сочетать логопедическую работу с развитием  функции руки и общей моторики ребенка.

 

2.2. Содержание  комплекса коррекционных занятий

В соответствие с результатами проведенного исследования основными  направлениями воздействия могут  являться следующие: формирование психологической  базы движения, формирование двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической  сферы.

Таблица 2

Основные направления  работы по коррекции двигательно-ритмической  сферы у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня

 

Направление работы

Задачи

Средства работы

1. Формирование психологической базы движения

- Развивать высшие психические функции;

- развивать эмоционально-волевую  сферу;

- воспитывать личностные  качества (волю, инициативность,..)

- Упражнения, активизирующие внимание;

- упражнения в игре  на инструментах;

- музыкальная самостоятельная  деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы

2. Формирование двигательной  сферы

- Развивать, формировать и корректировать оральный праксис;

- развивать и формировать  двигательные умения и тонкую  моторику пальцев рук;

- развивать мимическую мускулатуру

- Ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие  артикуляции;

- речевые упражнения без  музыкального сопровождения;

- упражнения в игре  на инструментах;

- музыкальная самостоятельная  деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения на развитие  тонкой моторики пальцев рук;

- упражнения на развитие  мимической мускулатуры;

- общие развивающие упражнения

3. Формирование музыкально-ритмической сферы

- Развивать и формировать речевое дыхание, голос;

- развивать чувство ритма и темпа

- Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса;

- упражнения для развития  чувства музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- музыкальная самостоятельная  деятельность;

- игра на инструментах (духовых)


 

При составлении коррекционных  занятий мы опирались на игры и упражнения, предложенные Р.Л. Бабушкиной и О.М.Кисляковой («Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи»). Содержание коррекционных занятий по развитию двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня представлено в таблице №3. В приложении №2 представлено описание игр.

 

Таблица 3

Содержание коррекционных  занятий по развитию двигательно-ритмической  сферы у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня

 

№ занятия

Задачи занятия

Упражнения

Занятие 1

  • Развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления;
  • развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти;
  • развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса
  • «Приветствие»
  • «Белка»
  • «Телеграф»
  • «Муравейник»
  • «Дождик»

Занятие 2

  • Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа;
  • развитие слухового восприятия, инициативности и оригинальности мышления;
  • развитие звуковысотного слуха, координации пения и движений;
  • воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и движений
  • «Прикосновение»
  • «Звуковые картинки».
  • «Доброе утро».
  • Русская народная попевка «Лепешки»
  • «Месим, месим тесто».
  • «Змейка».

Занятие 3

  • Развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения;
  • развитие музыкально-двигательной и рече-двигательной памяти, чувства темпа, ритма;
  • развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков;
  • развитие  слухового  внимания, координации движений и музыки;
  • развитие эмпатии, произвольности движений
  • «Бабочка»
  • «Елочный хоровод»
  • «Скоро поезд отойдет»
  • «Весельчак»
  • «Вождение за нос»

Занятие 4

  • Развитие ориентировки в пространстве, развитие координации;
  • развитие эмпатии, слухового восприятия, чувства темпа и ритма.
  • развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений;
  • регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики;
  • развитие ритмического и звуковысотного слуха
  • Ходьба в различных направлениях.
  • «Сонный поезд»
  • «Звери лесные»
  • «Бра – брэ – бри – бро – бру»
  • «Олени и оленята»

Занятие 5

  • Развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия;
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • активизация восприятия, развитие слухо-двигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики;
  • развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма;
  • развитие мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций
  • Маршировка в различных направлениях
  • «Полетаем на самолете»
  • «Замри»
  • «Лес»
  • «Озвучиваем сказки»
  • «Мимическая зарядка»

Занятие 6

  • Формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа;
  • развитие слухового внимания, длительности речевого выдоха, интонационной выразительности;
  • развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, сенсорных представлений;
  • развитие слухового восприятия, выразительности движений;
  • развитие зрительно-двигательной координации.
  • развитие музыкально-двигательной и рече-двигательной памяти, чувства темпа, ритма
  • «Что - где?»
  • «Загадки»
  • «Щи из топора»
  • «Ветер и ветерок»
  • «Замри»
  • «Елочный хоровод»

Занятие 7

  • Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа;
  • развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства ритма;
  • развитие слухового восприятия, продолжительного речевого выдоха, координации речи и движений, регулирование мышечного тонуса;
  • формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа;
  • развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти
  • «Прикосновение»
  • «Танец частей тела»
  • «Дождик, лей, лей, лей!»
  • «Что-где?»
  • «Муравейник»

Занятие 8

  • Развитие ориентировки в пространстве, развитие координации;
  • выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций;
  • развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха;
  • развитие координации речи и движений, партнерских отношении, регулирование мышечного тонуса;
  • развитие слухового восприятия, ритмического чувства, звуко-слоговой структуры слова, активизация словарного запаса по теме «животные и их детеныши»;
  • развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, коммуникативных навыков
  • Маршировка в различных направлениях

«Мимическая зарядка»

  • «Ветер, ветер...»
  • «Черепаха»
  • «Мать и дитя»
  • «Скоро поезд отойдет»

Занятие 9

  • Развитие мимической моторики;
  • развитие эмпатии, умения определять самочувствие партнера и передавать его состояние с помощью движений;
  • развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства темпа и ритма;
  • развитие произвольности движений, коммуникативных навыков;
  • развитие слухового внимания, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики;
  • развитие удлиненного речевого выдоха, развитие просодических компонентов речи
  • «Доброе утро»
  • «Тень»
  • «Танец частей тела»
  • «Вождение за нос»
  • «Не зевай»
  • «Повтори-ка»

Занятие 10

  • Развитие ориентировки в пространстве, развитие координации движений;
  • развитие воображения;
  • развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции;
  • развитие координации речи и движений, чувства ритма, закрепление представлений о схеме тела;
  • развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти
  • Маршировка в различных направлениях
  • «Змейка»
  • «Регулировщик»
  • «Две руки»
  • «Муравейник»

Занятие 11

  • Развитие ориентировки в пространстве, развитие координации;
  • развитие чувства ритма, голосового диапазона;
  • развитие звуковысотного слуха, координации пения и движений;
  • развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления;
  • развитие артикуляционной моторики.
  • Маршировка в различных направлениях
  • «Белка»
  • «Лепешки»
  • «Телеграф»
  • «Говорливый ручеек»

Занятие 12

  • Развитие мимической моторики;
  • развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии;
  • развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений;
  • выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций;
  • развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношении, регулирование мышечного тонуса
  • «Доброе утро»
  • «Чудак»
  • «Щи из топора»
  • «Мимическая зарядка»
  • «Черепаха»
  • «Дождик»

Занятие 13

  • Развитие ориентировки в пространстве, развитие координации движений;
  • снятие мышечного напряжени<span class="List_0020Pa


Информация о работе Коррекция двигательно - ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня