Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель - подобрать упражнения для коррекции двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект - двигательно-ритмическая сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет - коррекция двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста ОНР 3 уровня
Гипотеза - мы предполагаем, что составленный нами комплекс коррекционных упражнений поможет скорректировать недостатки в развитии двигательно-ритмической сферы и приблизить её к норме.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие двигательно-ритмической сферы у детей в онтогенезе . . . . . .6
Особенности развития двигательно-ритмической сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Обзор методик направленных на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Содержание диагностического комплекса и анализ результатов диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Содержание комплекса коррекционных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
4-ое задание, на исследование произвольной моторики пальцев рук: в целом, можно судить о недостаточном уровне развития произвольной моторики пальцев рук у детей с ОНР 3-го уровня.
При исследовании мимики, все дети показали очень низкие результаты при формировании мимических поз, что говорит о крайне недостаточном уровне развития мимических движений у детей с ОНР.
При выполнении заданий на исследование двигательной сферы, дети испытывали различные затруднения, допускали ошибки. Выполняя задания на исследование координации движения, дети раскачивались, помогали себе руками и ногами, что говорит о недостаточном уровне развития статической и динамической координации движения.
При исследовании произвольной моторики пальцев рук были отмечены нарушения темпа движений детьми, нарушения единовременности выполнения движений, что говорит о недостаточном уровне развития мелкой моторики пальцев рук.
Во время выполнения проб на исследование орального праксиса, дети показали небольшой диапазон движений губ и языка. В целом, можно сказать о недостаточности развития орального праксиса.
Таким образом, анализируя результаты 2-ой серии эксперимента, можно говорить об отставании детей с ОНР в формировании мимических поз, в развитии координации движения и произвольной моторики пальцев рук, в развитии орального праксиса. И о необходимости ведения работы в этих направлениях.
Результаты 3-ей серии эксперимента, направленной на исследование темпо-ритмической сферы.
Результаты, полученные после первого задания, направленного на исследование чувства ритма, говорят о заметном отставании детей с ОНР в развитии чувства ритма.
2-е задание, направленное на исследование чувства темпа: чувство темпа у детей с ОНР развито лучше чувства ритма, однако и оно имеет свои недостатки.
При выполнении данных заданий дети испытывали трудности при повторении ритмического рисунка, допускали ошибки при воспроизведении, нарушали темп (чаще всего замедляли), некоторые вообще не смогли его повторить, что говорит о низком уровне развития чувства ритма и чувства темпа и необходимости ведения работы в этом направлении.
Таким образом, исследование показало, что наиболее лучше у детей с ОНР развиты: двигательная память, произвольное торможение, слуховое внимание. Незначительно отстают в: развитии пространственной организации, статической координации. На низком уровне развития находятся такие функции, как: распределение внимания, динамическая координация, моторика пальцев рук, оральный и мимический праксис, чувство ритма и темпа.
Связь движения с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М. М. Кольцовой (1973 г.) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей со значительным поражением верхних конечностей.
Эти данные и результаты нашего исследования определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции руки и общей моторики ребенка.
2.2. Содержание
комплекса коррекционных
В соответствие с результатами
проведенного исследования основными
направлениями воздействия
Таблица 2
Основные направления
работы по коррекции двигательно-
Направление работы |
Задачи |
Средства работы |
1. Формирование психологической базы движения |
- Развивать высшие психические функции; - развивать эмоционально- - воспитывать личностные качества (волю, инициативность,..) |
- Упражнения, активизирующие внимание; - упражнения в игре на инструментах; - музыкальная самостоятельная деятельность; - игровая деятельность; - упражнения для развития творческой инициативы |
2. Формирование двигательной сферы |
- Развивать, формировать и корректировать оральный праксис; - развивать и формировать двигательные умения и тонкую моторику пальцев рук; - развивать мимическую мускулатуру |
- Ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие артикуляции; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения в игре на инструментах; - музыкальная самостоятельная деятельность; - игровая деятельность; - упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук; - упражнения на развитие мимической мускулатуры; - общие развивающие упражнения |
3. Формирование музыкально-ритмической сферы |
- Развивать и формировать речевое дыхание, голос; - развивать чувство ритма и темпа |
- Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса; - упражнения для развития чувства музыкального темпа; - ритмические упражнения; - музыкальная самостоятельная деятельность; - игра на инструментах (духовых) |
При составлении коррекционных занятий мы опирались на игры и упражнения, предложенные Р.Л. Бабушкиной и О.М.Кисляковой («Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи»). Содержание коррекционных занятий по развитию двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня представлено в таблице №3. В приложении №2 представлено описание игр.
Таблица 3
Содержание коррекционных занятий по развитию двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
№ занятия |
Задачи занятия |
Упражнения |
Занятие 1 |
|
|
Занятие 2 |
|
|
Занятие 3 |
|
|
Занятие 4 |
|
|
Занятие 5 |
|
|
Занятие 6 |
|
|
Занятие 7 |
|
|
Занятие 8 |
|
«Мимическая зарядка»
|
Занятие 9 |
|
|
Занятие 10 |
|
|
Занятие 11 |
|
|
Занятие 12 |
|
|
Занятие 13 |
|