Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель - подобрать упражнения для коррекции двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект - двигательно-ритмическая сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет - коррекция двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста ОНР 3 уровня
Гипотеза - мы предполагаем, что составленный нами комплекс коррекционных упражнений поможет скорректировать недостатки в развитии двигательно-ритмической сферы и приблизить её к норме.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие двигательно-ритмической сферы у детей в онтогенезе . . . . . .6
Особенности развития двигательно-ритмической сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Обзор методик направленных на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Содержание диагностического комплекса и анализ результатов диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Содержание комплекса коррекционных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
◙ Достаточное развитие слухового, зрительного и двигательного анализаторов имеет важнейшее значение для формирования музыкально-ритмической способности, нарушение сенсомоторного развития приводит к недостаточности чувства ритма.
Особая роль в комплексе
коррекционных мероприятий
Существуют несколько методик проведения логоритмических занятий с детьми с речевыми нарушениями.
Гринер В. А. в своей работе "Логопедическая ритмика для дошкольников" (1957 г.)22 говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков. "Увязать задачи этой гимнастики с задачами исправления речи – такова цель логопедической ритмики" - пишет Вера Александровна.
Автором предлагается следующая структура занятия:
Ознакомившись с данной методикой одним из положительных моментов можно считать то, что в занятиях Гринер В. А. особое значение придает упражнениям с включением речевого материала. Слово вводится:
- в форме пения, которое
может быть использовано для
выработки протяжности и
- в форме заданий, связывающих разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи;
- на особом месте стоят
речевые упражнения без
- также в двигательные
задания включается речевой
Также очень важно то, что в основе всего метода лежит музыкальный ритм, как организующий момент.
На занятиях Гринер В. А. уделяет большое внимание и развитию высших психических функций, что, несомненно, является очень значимым в процессе развития детей с ОНР.
Однако, следует сказать о том, что данная методика больше подходит в плане работы с детьми заикающимися. О чем свидетельствует большой упор в работе на растормаживание мышечного тонуса детей, на пение, которое в структуре занятия выступает на первое место.
Г. Р. Шашкина23, в соответствии с результатами своего исследования предлагает следующую структуру логоритмического занятия:
1) упражнения на развитие дыхания;
2) упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения);
3) голосовые упражнения;
4) упражнения для четкого проговаривания слогов;
5) речевые игры;
6) речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность;
7) общие развивающие упражнения из положения стоя;
8) упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук;
9) общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа.
Анализируя предложенную
Шашкиной Г. Р. схему занятия, можно
отметить, что очень большое внимание
уделяется развитию орального праксиса,
мимики, что, несомненно, является одним
из главных положительных моментов
в этой методике. Так как у детей
с ОНР наблюдается
Также вся структура занятия построена логически верно.
Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой деятельности.
Таким образом, наблюдается комплексность, взаимосвязь воспитательных, коррекционных задач, что очень важно вообще для любого
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко24, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:
- вводные упражнения (ходьба
и маршировка в различных
- упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции
- упражнения, регулирующие мышечный тонус
- упражнения, активизирующие внимание
- счетные упражнения
- речевые упражнения без музыкального сопровождения
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
- ритмические упражнения
- пение
- игра на музыкальных инструментах
- музыкальная самостоятельная деятельность
- игровая деятельность
- упражнения для развития творческой инициативы
- заключительные упражнения
Автор акцентирует внимание
на необходимости подхода к
В целом, следует сделать вывод о том, что логоритмика еще сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Неоспорим тот факт, что логоритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с ОНР, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений логоритмического воздействия на детей с ОНР.25
Выводы по 1 главе
Таким образом, у большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.
Знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе, закономерностей развития психомоторных функций необходимо логопеду, психологу, дефектологу для оценки уровня развития ребенка, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска», для проведения диагностики отклонений, а также для организации коррекционных мероприятий и разработки дифференцированных приемов воспитания.
Логоритмика еще сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Неоспорим тот факт, что логоритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с ОНР, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений логоритмического воздействия на детей с ОНР.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
В данной работе обследование двигательно-ритмической сферы строилось на основе схемы логоритмического обследования детей дошкольного возраста Волковой Г. А.26, с учетом принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В данном обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы, что в последующем поможет подобрать наиболее отвечающую требованиям методику.
Цель обследования – исследование двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Содержание диагностического комплекса представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание диагностического комплекса, направленного на выявление уровня развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Серия |
Задание |
Задачи задания |
1 Серия. Цель: исследование психологической сферы |
Задание 1. |
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб |
Задание 2 |
Исследование произвольного торможения движений. | |
Задание 3 |
Исследование распределения внимания | |
Задание 4 |
Исследование пространственной организации движения | |
Задание 5 |
Исследование слухового внимания | |
2 Серия. Цель: исследование двигательной сферы |
Задание 1 |
Исследование статической координации движений |
Задание 2 |
Исследование динамической координации движений | |
Задание 3 |
Исследование координации движений | |
Задание 4 |
Исследование произвольной моторики пальцев рук | |
Задание 5 |
Исследование орального праксиса: А) исследование объема и качества движений губ; Б) исследование объема и качества движений щек; В) исследование объема и качества движений языка | |
Задание 6 |
Исследование произвольной мимической моторики: А) исследование объема и качества движений мышц лба; Б) исследование объема и качества движений мышц глаз; В) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз | |
3 Серия. Цель: исследование темпо-ритмической сферы. |
Задание 1 |
Исследование ритмического чувства |
Задание 2 |
Исследование темпа движений |
Задания для исследования двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня представлены в приложении 1.
Анализ результатов
Результаты 1-ой серии экспериментального исследования.
Выполнение 1-ой серии заданий, направленных на исследование психологической базы движения, показало, что дети ОНР 3 уровня незначительно отстают в формировании психологической базы движения.
Наибольшие затруднения вызвало 1-ое задание, направленное на исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
Наиболее успешно было выполнено 5-ое задание, направленное на исследование слухового внимания, что говорит о нормальном уровне развития слухового внимания у детей.
При выполнении 1-го задания, дети сразу не смогли запомнить какое движение повторять нельзя, что свидетельствует о недостаточном развитии двигательной памяти у детей с ОНР 3 уровня.
При выполнении 2-го задания дети группы ОНР 3-го уровня часто ошибались, не сразу останавливались по сигналу, а продолжали движение, что говорит о недостаточном развитии произвольного торможения у детей с ОНР 3-го уровня.
При выполнении 3-го задания дети испытывали трудности при единовременном выполнении движений, что свидетельствует о низком уровне развития распределения внимания и необходимости ведения работы в этом направлении.
При выполнении 4-го задания дети испытывали затруднения в пространственной ориентации, путали стороны собственного тела, что говорит о недостаточном уровне развития пространственной организации движения.
Таким образом, можно отметить, что дети с ОНР отстают в формировании психологической базы движения; недостаточно развиты такие психические функции, как распределение внимания, ориентация в пространстве.
Результаты 2-ой серии экспериментального исследования.
Выполнение детьми 2-ой серии заданий, направленных на исследование двигательной сферы показало, что при исследовании статической координации и динамической координации движения дети показали невысокие результаты. Это свидетельствует об недостаточном уровне развития координации движения и о заметном отставании детей с ОНР 3-го уровня в формировании динамической координации.
3-е задание, направленное на исследование координации, переключаемости и наличия или отсутствия движения, дети выполнили без затруднений, что говорит о достаточном уровне развития переключаемости и координации движений.