Коррекция двигательно - ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель - подобрать упражнения для коррекции двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект - двигательно-ритмическая сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет - коррекция двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста ОНР 3 уровня
Гипотеза - мы предполагаем, что составленный нами комплекс коррекционных упражнений поможет скорректировать недостатки в развитии двигательно-ритмической сферы и приблизить её к норме.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие двигательно-ритмической сферы у детей в онтогенезе . . . . . .6
Особенности развития двигательно-ритмической сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Обзор методик направленных на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Содержание диагностического комплекса и анализ результатов диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Содержание комплекса коррекционных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

raspechat_kursovuyu.docx

— 139.50 Кб (Скачать файл)

◙  Достаточное развитие слухового, зрительного и двигательного  анализаторов имеет важнейшее значение для формирования музыкально-ритмической  способности, нарушение сенсомоторного развития приводит к недостаточности  чувства ритма.

Особая роль в комплексе  коррекционных мероприятий отводится  развитию двигательных функций, так  как по данным ряда авторов (Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова и др.)20 ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации.21

 

 

 

    1. Обзор методик  направленных на развитие двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III  уровня

Существуют несколько  методик проведения логоритмических  занятий с детьми с речевыми нарушениями.

Гринер В. А. в своей работе "Логопедическая ритмика для дошкольников" (1957 г.)22 говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков. "Увязать задачи этой гимнастики с задачами исправления речи – такова цель логопедической ритмики" - пишет Вера Александровна.

Автором предлагается следующая  структура занятия:

    1. Пение.
    2. Вводное упражнение.
    3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
    4. Речевое упражнение без музыкального сопровождения.
    5. Упражнения, активизирующие внимание.
    6. Упражнения, воспитывающие чувство ритма.
    7. Игра.
    8. Заключительные упражнения.

Ознакомившись с данной методикой  одним из положительных моментов можно считать то, что в занятиях Гринер В. А. особое значение придает  упражнениям с включением речевого материала. Слово вводится:

- в форме пения, которое  может быть использовано для  выработки протяжности и плавности  звука и для упорядочения дыхания;

- в форме заданий, связывающих  разговорную речь с некоторыми  элементами музыкальной речи;

- на особом месте стоят  речевые упражнения без музыкального  сопровождения (начиная с вопросно-ответной  беседой и заканчивая пересказом, нормальной спонтанной речью);

- также в двигательные  задания включается речевой материал.

Также очень важно то, что в основе всего метода лежит  музыкальный ритм, как организующий момент.

На занятиях Гринер В. А. уделяет  большое внимание и развитию высших психических функций, что, несомненно, является очень значимым в процессе развития детей с ОНР.

Однако, следует сказать  о том, что данная методика больше подходит в плане работы с детьми заикающимися. О чем свидетельствует  большой упор в работе на растормаживание  мышечного тонуса детей, на пение, которое  в структуре занятия выступает  на первое место.

Г. Р. Шашкина23, в соответствии с результатами своего исследования предлагает следующую структуру логоритмического занятия:

  1. Подготовительная часть: включает в себя ходьбу спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.
  2. Основная часть: включает в себя упражнения следующих направлений:

1) упражнения на развитие  дыхания;

2) упражнения для четкого  проговаривания гласных звуков (фонетическая  ритмика гласных звуков без  музыкального сопровождения);

3) голосовые упражнения;

4) упражнения для четкого  проговаривания слогов;

5) речевые игры;

6) речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность;

7) общие развивающие упражнения  из положения стоя;

8) упражнения для развития  речевых, мимических и тонких  движений пальцев рук;

9) общие развивающие упражнения  из положений сидя и лежа.

  1. Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.

Анализируя предложенную Шашкиной Г. Р. схему занятия, можно  отметить, что очень большое внимание уделяется развитию орального праксиса, мимики, что, несомненно, является одним  из главных положительных моментов в этой методике. Так как у детей  с ОНР наблюдается несформированность двигательной сферы, в том числе  и мелкой моторики, артикуляционной.

Также вся структура занятия  построена логически верно.

Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой  деятельности.

Таким образом, наблюдается  комплексность, взаимосвязь воспитательных, коррекционных задач, что очень  важно вообще для любого

Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко24, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

- вводные упражнения (ходьба  и маршировка в различных направлениях)

- упражнения на развития  дыхания, голоса и артикуляции

- упражнения, регулирующие  мышечный тонус

- упражнения, активизирующие  внимание

- счетные упражнения

- речевые упражнения без  музыкального сопровождения

- упражнения, формирующие  чувство музыкального размера  или метра

  - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа

- ритмические упражнения

- пение

- игра на музыкальных  инструментах

- музыкальная самостоятельная  деятельность

- игровая деятельность

- упражнения для развития  творческой инициативы

- заключительные упражнения

Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам  логопедической ритмики как к  системе постепенно усложняющихся  упражнений, заданий и разнообразных  форм работы с ребенком дошкольного  возраста, с учетом структуры его  дефекта.

В целом, следует сделать  вывод о том, что логоритмика  еще сравнительно недостаточно изученная  и развитая область. Неоспорим тот  факт, что логоритмические занятия  имеют очень большое влияние  на развитие детей и коррекцию  их речевых нарушений. Но, поскольку  единые методы не разработаны, то нет  и целостного ритмического комплекса  упражнений для детей с ОНР, для  всестороннего развития и коррекции  нарушений которых необходимы такие  занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим  прямую необходимость в продолжении  изучения данной науки и создании направлений логоритмического воздействия на детей с ОНР.25

Выводы по 1 главе

Таким образом, у большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.

Знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе, закономерностей развития психомоторных функций необходимо логопеду, психологу, дефектологу для оценки уровня развития ребенка, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска», для проведения диагностики отклонений, а также для организации коррекционных мероприятий и разработки дифференцированных приемов воспитания.

Логоритмика еще сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Неоспорим тот факт, что логоритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с ОНР, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений логоритмического воздействия на детей с ОНР.

 

 

ГЛАВА  2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III  УРОВНЯ

 

        1. Содержание диагностического комплекса и анализ результатов диагностики

 

В данной работе обследование двигательно-ритмической сферы строилось на основе схемы логоритмического обследования детей дошкольного возраста Волковой Г. А.26, с учетом принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В данном обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы, что в последующем поможет подобрать наиболее отвечающую требованиям методику.

Цель обследования – исследование двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Содержание диагностического комплекса представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание диагностического комплекса, направленного на выявление уровня развития двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

 

Серия

Задание

Задачи задания

1 Серия.

Цель: исследование психологической сферы

Задание 1.

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб

Задание 2

Исследование произвольного торможения движений.

Задание 3

Исследование распределения  внимания

Задание 4

Исследование пространственной организации движения

Задание 5

Исследование слухового  внимания

2 Серия. 

Цель: исследование двигательной сферы

Задание 1

Исследование статической координации движений

Задание 2

Исследование динамической координации движений

Задание 3

Исследование координации  движений

Задание 4

Исследование произвольной моторики пальцев рук

Задание 5

Исследование орального  праксиса:

А) исследование объема и качества движений губ;

Б) исследование объема и качества движений щек;

В) исследование объема и качества движений языка

Задание 6

Исследование произвольной мимической моторики:

А) исследование объема и качества движений мышц лба;

Б) исследование объема и качества движений мышц глаз;

В) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

3 Серия.

Цель:  исследование темпо-ритмической сферы.

Задание 1

Исследование ритмического чувства

Задание 2

Исследование темпа движений


 

Задания для исследования двигательно-ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня представлены в приложении 1.

 

Анализ результатов

Результаты 1-ой серии  экспериментального исследования.

Выполнение 1-ой серии заданий, направленных на исследование психологической  базы движения, показало, что дети ОНР 3 уровня незначительно отстают в формировании психологической базы движения.

Наибольшие затруднения  вызвало 1-ое задание, направленное на исследование двигательной памяти, переключаемости  движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Наиболее успешно было выполнено 5-ое задание, направленное на исследование слухового внимания, что  говорит о нормальном уровне развития слухового внимания у детей.

При выполнении 1-го задания, дети сразу не смогли запомнить какое движение повторять нельзя, что свидетельствует о недостаточном развитии двигательной памяти у детей с ОНР 3 уровня.

При выполнении 2-го задания  дети группы ОНР 3-го уровня часто ошибались, не сразу останавливались по сигналу, а продолжали движение, что говорит о недостаточном развитии произвольного торможения у детей с ОНР 3-го уровня.

При выполнении 3-го задания  дети испытывали трудности при единовременном выполнении движений, что свидетельствует о низком уровне развития распределения внимания и необходимости ведения работы в этом направлении.

При выполнении 4-го задания  дети испытывали затруднения в пространственной ориентации, путали стороны собственного тела, что говорит о недостаточном  уровне развития пространственной организации  движения.

Таким образом, можно отметить, что дети с ОНР отстают в  формировании психологической базы движения; недостаточно развиты такие  психические функции, как распределение внимания, ориентация в пространстве.

Результаты 2-ой серии  экспериментального исследования.

Выполнение детьми 2-ой серии  заданий, направленных на исследование двигательной сферы показало, что  при исследовании статической координации  и динамической координации движения дети показали невысокие результаты. Это свидетельствует об недостаточном уровне развития координации движения и о заметном отставании детей с ОНР 3-го уровня в формировании динамической координации.

3-е задание, направленное  на исследование координации,  переключаемости и наличия или  отсутствия движения, дети выполнили без затруднений, что говорит о достаточном уровне развития переключаемости и координации движений.

Информация о работе Коррекция двигательно - ритмической сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня