Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................

Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Последний.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)




Министерство образования и науки  Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

 

 

Факультет педагогики и  психологии детства

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

специалиста

 

 

                                                                                               Выполнила студентка

                                                                                       51 группы

                                                                                        Пецына Наталья Викторовна

                                                                                         ________________________                

                                                                                               ( подпись)                                                          

                                                                                                        

                                                                                        Научный руководитель:

                                                                                        к.п.н.,  доцент 

                                                                                        Сенченко Наталья Викторовна

                                                                                         _________________________

                                                                                                ( подпись)

                                                                                       Выпускная работа защищена

                                                                                         «         »                          2011 г.

                                                                                        Оценка                        .

                                                                                       Председатель ГАК           .

                                                                                        _____________________

        ( подпись)

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Омск  2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ..................................................................................................................

3

Глава 1. тЕОРЕТИЧЕские аспекты проблемы страхов, их причин и способов коррекции у детей старшего дошкольного возраста ………...................................................................

 

7

 

1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……

7

 

1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................

 

15

 

1.3. Сказкотерапия как  средство для устранения страхов  у детей старшего дошкольного возраста.................................................................

 

24

     

Выводы по первой главе .......................................................................................

33

   

Глава 2. Экспериментальное  исследование распространения страхов  у детей старшего дошкольного возраста ...............................................................................

 

35

 

2.1. Организация исследования  и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................

 

35

 

2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................

 

48

 

2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………

57

Выводы по второй главе .......................................................................................

65

Заключение ................................................................................................................

67

Библиография.............................................................................................................

70

Приложение ...............................................................................................................

74


Введение

Актуальность исследования. Психологическое  здоровье детей  зависит от социально-экономических,  экологических,  культурных,  психологических и многих других факторов.

По  мнению Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной,  ребёнок как самая чувствительная  часть  социума  подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

 Страх является наиболее  опасной из всех эмоций. Обширные  области исследований, посвящённых  страху, создают основания для  дальнейшего понимания этой важной  эмоции.

Проблема преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.      

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с  возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему  миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить  эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

В связи с выше сказанным, к сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому необходимо предупредить возможность проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.                                                   

Необходимость данного  исследования определяется противоречием между:

  • потребностью современного общества в психическом и  психологическом здоровье детей и нарастающими негативными тенденциями, связанными с ростом эмоционального и психического неблагополучия детей, выражающихся в тревожности, страхах;

Из противоречий вытекает проблема исследования: каким образом использование метода сказкотерапии может влиять на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.

Объект исследования: процесс эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в форме страхов.

Предмет исследования: сказкотерапия как способ коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.

        Гипотеза исследования: если будет разработана и реализована программа психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии, то будет наблюдаться положительная динамика в их преодолении.

В соответствии с целью  и гипотезой определены задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
    2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Разработать и реализовать программу коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.
    4. Определить результативность программы психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

При решении  поставленных задач применялись  следующие методы исследования:

  1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
  2. Эмпирические: беседа, анкетирование

Этапы исследования:

I этап – теоретико-аналитический (май – август 2010 г). На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме страхов, его детерминанты и механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, гипотеза, концептуальный аппарат, логика и организация исследования.

II этап– эмпирический (сентябрь-ноябрь 2010 г.). Было проведено констатирующий этап исследование, в ходе которого изучались особенности страхов в старшем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на устранение страхов у детей старшего дошкольного возраста

III этап (декабрь 2010 г.) – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования системы методик диагностики для изучения проблемы распространенности страхов у детей старшего дошкольного возраста.  Программа  психолого – педагогической коррекции может быть использована педагогами детских дошкольных учреждений в своей деятельности.

База исследования: МДОУ «Солянский детский сад №1» Черлакского района Омской области,   группа детей старшего дошкольного возраста.

Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание исследовательского поиска и полученные результаты. Работа состоит из введения, двух глав, поглавных выводов, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. тЕОРЕТИЧЕские аспекты проблемы страхов, их причин и способов коррекции у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1. Подходы  к изучению страхов в психологической литературе


Понятие страха разрабатывалось  многими исследователями и имеет  разные трактовки.

       Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].          

Ю.А. Неймер, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [15, c.102].                   

В.Даль в «Толковом  словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [5, с.305].   

Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].

 Известный физиолог И.П.Павлов  трактует страх как «проявление  естественного рефлекса, пассивно-оборонительной  реакции с лёгким торможением  коры больших полушарий. Страх  основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, c.570].              

В современном словаре  по психологии под редакцией В.В. Юрчука мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].       

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии