Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................
Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный педагогический университет
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
специалиста
( подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................. |
3 | |
Глава 1. тЕОРЕТИЧЕские аспекты проблемы страхов,
их причин и способов коррекции у детей
старшего дошкольного возраста ………........................... |
7 | |
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе…… |
7 | |
1.2. Причины и особенности проявления страхов
у детей старшего дошкольного возраста...................... |
15 | |
1.3. Сказкотерапия как
средство для устранения |
24 | |
Выводы по первой главе ........................ |
33 | |
Глава 2. Экспериментальное
исследование распространения страхов
у детей старшего дошкольного возраста .............................. |
35 | |
2.1. Организация исследования
и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста...................... |
35 | |
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении................... |
48 | |
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………… |
57 | |
Выводы по второй главе ........................ |
65 | |
Заключение ................... |
67 | |
Библиография.................. |
70 | |
Приложение .............................. |
74 |
Введение
Актуальность исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее
опасной из всех эмоций. Обширные
области исследований, посвящённых
страху, создают основания для
дальнейшего понимания этой
Проблема преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
В связи с выше сказанным, к сожалению,
в большинстве случаев страхи
возникают по вине самих родителей, поэтому
необходимо предупредить возможность
проявления и оградить детей от страхов,
вызванных семейными неурядицами, душевной
черствостью или, наоборот, чрезмерной
опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Необходимость данного исследования определяется противоречием между:
Из противоречий вытекает проблема исследования: каким образом использование метода сказкотерапии может влиять на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
Объект исследования: процесс эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в форме страхов.
Предмет исследования: сказкотерапия как способ коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если будет разработана и реализована программа психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии, то будет наблюдаться положительная динамика в их преодолении.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Этапы исследования:
I этап – теоретико-аналитический (май – август 2010 г). На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме страхов, его детерминанты и механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, гипотеза, концептуальный аппарат, логика и организация исследования.
II этап– эмпирический (сентябрь-ноябрь 2010 г.). Было проведено констатирующий этап исследование, в ходе которого изучались особенности страхов в старшем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на устранение страхов у детей старшего дошкольного возраста
III этап (декабрь 2010 г.) – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы методик диагностики для изучения проблемы распространенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. Программа психолого – педагогической коррекции может быть использована педагогами детских дошкольных учреждений в своей деятельности.
База исследования: МДОУ «Солянский детский сад №1» Черлакского района Омской области, группа детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание исследовательского поиска и полученные результаты. Работа состоит из введения, двух глав, поглавных выводов, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. тЕОРЕТИЧЕские аспекты проблемы страхов, их причин и способов коррекции у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе |
Понятие страха разрабатывалось
многими исследователями и
Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].
Ю.А. Неймер, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [15, c.102].
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [5, с.305].
Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].
Известный физиолог И.П.
В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчука мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].