Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................
Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................
Рассказывание, обсуждение, обыгрывание сказок – это не что иное, как профилактика, психологическое закаливание. В жизни каждого человека бывает множество неоднозначных ситуаций. Его обманывают, к нему поворачиваются спиной, его искушают и предают. Ежедневно на него обрушивают потоки деструктивной информации. Конечно немало радостей и открытий, достижений и приятных встреч, но к переживанию радостей взрослые и сами в силах подготовить ребенка. Но вот к переживанию тревоги и стресса ребенка начнут готовить сказки [5 ,с.4].
К примеру
в сказках «Колобок», «Теремок»
Сказки
используются для
Чаще всего
психокоррекционные сказки, истории
или сюжеты мудрые и
Следовательно,
с помощью такой сказочной
истории ребенок воспринимает
события своей реальной жизни
как бы со стороны, познает
альтернативные модели
Для сказок,
предназначенных детям, еще не
достигшим пятилетнего
При
использовании сказкотерапии в
работе с детьми педагог,
Таким образом, сказкотерапию можно считать воспитательной системой, предметом которой выступает процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни.
Страх - неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Это эмоциональное состояние, по мнению некоторых ученых, рассматривается как естественное. В старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие абстрактного мышления. Следовательно, можно говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что более распространенными причинами появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Причины детских страхов могут быть непосредственно связаны с личными особенностями матери. Страх обостряет чувства, приносит душевные и физические страдания ребенку, отсюда возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.
Одним из методов
коррекции страхов является
Глава 2. Экспериментальное исследование распространенности страхов у детей старшего дошкольного возраста
Наше исследование мы относим к категории опытно-экспериментальных в связи с тем, что данное исследование осуществлялось посредством констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента в естественных условиях «МДОУ «Солянский детский сад №1» Черлакского района Омской области». Все этапы данного исследования осуществлялись с учётом исходных положений, отражённых в теоретической части исследования.
Целью экспериментальной работы явилась реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников посредством сказкотерапии. В ходе опытно-экспериментальной работы необходимо было решить следующие задачи: провести диагностику наличия страхов у старших дошкольников; разработать программу коррекции страхов у старших дошкольников посредством сказкотерапии; осуществить проверку результативности реализации программы и сделать выводы об эффективности работы в целом.
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был осуществлён нами в 2010 году, были задействованы дети подготовительной группы (6-7 лет), всего 30 детей подготовительной группы.
Использовались следующие
Беседа
с ребенком, направленная на выявление
дневных страхов (по А.И.
Цель беседы: выявить количество и виды страхов у детей старшего дошкольного возраста. Суметь сохранить естественность ситуации и контакт с ребенком, позволить ему говорить совершенно свободно.
В индивидуальной беседе ребенку задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?» и далее перечисляются страхи, (приложение 1).
Методика проективного рисования проводилась индивидуально с каждым обследуемым ребенком. После рисования содержание каждого рисунка в обязательном порядке обсуждалось при беседе с ребенком, уточнялись детали, выявлялись дополнительные страхи, которые ребенок не нарисовал, но которые тревожат его. Обсуждение могло продолжиться в виде беседы, направленной на выявление страхов (по А.И. Захарову). В том случае, если у ребенка наступало состояние выраженного утомления, беседа переносилась на следующий день. Анкетирование родителей проводилось во время родительского собрания. Если родитель по каким-то причинам отсутствовал, то анкета выдавалась в другой день на дом, с предварительными комментариями о правилах ее заполнения.
Методика проективного рисования по теме «Что мне снится, страшное и чего я боюсь днем?».
Рисуя, ребенок дает выход
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недосказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее значение страха в психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя
Цель проведения данной методики: отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Материал: цветные мелки, альбомный лист.
Анкетирование родителей, выявляющее наличие страхов у детей.
Анкетирование – эмпирический
социально - психологический метод
получения информации на основании
ответов на специально
Анкетирование может быть
Цель анкетирования родителей: подтвердить или опровергнуть, уточнить детали информации, полученной при беседе с детьми.
Родителям опрошенных детей была предложена анкета для выяснения, чего больше всего боится их ребенок. Текст анкеты представлен, в (приложении 2). Перед началом анкетирования, родителям давалась следующая инструкция: «Уважаемые родители! Прошу Вас принять участие в исследовании чувства страха у детей старшего дошкольного возраста. Прошу отметить в анкете группы страхов по отношению к Вашему ребенку».
В анкетировании принимали
участие все родители. Большинство
из них положительно
Анализ результатов методики проективного рисования выявил, что 30% детей нарисовали страхи.. 70 % детей не нарисовали страхи, или нарисовали какие-то нейтральные картинки –природу, цветочки. Результаты методики проективного рисования на констатирующем этапе экспериментальной работы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования распространенности страхов у детей
старшего дошкольного возраста методикой проективного
рисования на констатирующем этапе экспериментальной работы
Анализ полученных результатов (протокол в приложении) выявил скрытые детские страхи. В рисунках отразилось эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими.
Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты.
Особенно ярко выражен страх в рисунках у Ольги У. и у Виталия Е., выполненных в черном цвете. У Ольги У. нарисовано большое лохматое чудовище, с огромными глазами, а у Виталия Е. крупный паук, висящий на ниточке.
Анализ
рисунка Ярослава Ч. показал
наличие у ребенка высокого
уровня эмоциональной