Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................

Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Последний.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

    Рассказывание, обсуждение, обыгрывание сказок – это не что иное, как профилактика, психологическое закаливание. В жизни каждого человека бывает множество неоднозначных ситуаций. Его обманывают, к нему поворачиваются спиной, его искушают и предают. Ежедневно на него обрушивают потоки деструктивной информации. Конечно немало радостей и открытий, достижений и приятных встреч, но к переживанию радостей взрослые и сами в силах подготовить ребенка. Но вот к переживанию тревоги и стресса ребенка начнут готовить сказки [5 ,с.4].

     К примеру  в сказках «Колобок», «Теремок»  четко прослеживается стрессовый  фактор. В одной героя съедают,  в другой – все герои разбегаются,  потеряв дом. Вот оно – первое  прикосновение с суровыми законами  жизни, законами силы, власти, манипуляции. И «Колобок», и «Теремок», и «Курочка ряба» - это сказки предупреждения социальной реальности. Предупрежден значит защищен. Предупрежден, значит вооружен. На примере героев попавших в затруднительное положение из-за своей глупости, беспечности, неграмотности, сказка показывает ребенку последствия незрелых легкомысленных поступков. Таким образом сказки не нагоняют на ребенка страхи, не повышают уровень его тревожности, а, во-первых, формируют нормальный социальный тонус ребенка, обязательный для самореализации; во-вторых, они дают ребенку четкие модели эффективного и неэффективного поведения [6].

     Сказки  используются для корректировки  тех или иных черт характера  ребенка, которые затрудняют его  жизнь. То есть такие сказки  помогают преодолеть эмоциональные и поведенческие затруднения; сложности во взаимоотношениях с окружающими; повышенную тревожность и страхи; пониженную самооценку [15].

     Чаще всего  психокоррекционные сказки, истории  или сюжеты мудрые и творческие  родители для своего ребенка  сочиняют сами, интуитивно придерживаясь определенного алгоритма.

  1. Выбирается герой, близкий ребенку по возрасту, житейскому опыту, со сходными переживаниями, описываются его приключения.
  2. Герой сказочной истории попадает в пренеприятнейшую ситуацию.
  3. Он пробует найти из нее выход – его поиски и мытарства приводят на новые знания и опыт (о помощниках и провокаторах, об ответственности и безответственности, о принятии заботы о себе и самостоятельности выбора).
  4. Благодаря этому приобретенному опыту, герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
  5. Сказка должна хорошо заканчиваться.

     Следовательно,  с помощью такой сказочной  истории ребенок воспринимает  события своей реальной жизни  как бы со стороны, познает  альтернативные модели поведения,  учится находить позитивный опыт в происходящем. Такие сказки становятся важнейшим приобретением ребенка, фундаментом для формирования багажа семейных и общечеловеческих ценностей [5]. Применение психокоррекционных сказок ограничено возрастом, обычно их используют до достижения ребенком 11 – 13 лет [15].

     Для сказок, предназначенных детям, еще не  достигшим пятилетнего возраста, самыми лучшими персонажами являются  игрушки и животные. Начиная с  пяти лет, их место занимают  сказочные персонажи – феи,  волшебники, принцы и принцессы. Еще более взрослым детям становятся интересны истории о реальных людях. 

      При  использовании сказкотерапии в  работе с детьми педагог, педагог-психолог  должен руководствоваться двумя  основными принципами. Чем короче  история, тем больше в ней скрытого смысла. Чем больше сказок впитывает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни [6].

     Таким образом,  сказкотерапию можно считать  воспитательной системой, предметом которой выступает процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий,  приобретение знаний о законах жизни.

Выводы по первой главе

Страх - неотъемлемое эмоциональное  проявление нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Это эмоциональное состояние, по мнению некоторых ученых, рассматривается как естественное. В старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие абстрактного мышления. Следовательно, можно говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов.

Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что более распространенными причинами появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Причины детских страхов могут быть непосредственно связаны с личными особенностями матери. Страх обостряет чувства, приносит душевные и физические страдания ребенку, отсюда возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.

 Одним из методов  коррекции страхов является сказкотерапия. В этом направлении работали М. Осорина, Т. Зинкевич – ЕвстигнееваТ. Грабенко и другие. События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность проявить значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Победа добра в сказке обеспечивает ребенку психологическую защищенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование распространенности страхов у детей старшего дошкольного возраста

Наше исследование мы относим к категории опытно-экспериментальных в связи с тем, что данное исследование осуществлялось посредством констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента в естественных условиях «МДОУ «Солянский детский сад №1» Черлакского района Омской области». Все этапы данного исследования осуществлялись с учётом исходных положений, отражённых в теоретической части исследования.

Целью экспериментальной работы явилась реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников посредством сказкотерапии. В ходе опытно-экспериментальной работы необходимо было решить следующие задачи: провести диагностику наличия страхов у старших дошкольников; разработать программу коррекции страхов у старших дошкольников посредством сказкотерапии; осуществить проверку результативности реализации программы  и сделать выводы об эффективности работы в целом.

2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был осуществлён нами в 2010 году, были задействованы дети подготовительной группы (6-7 лет), всего 30  детей подготовительной группы.

         Использовались следующие диагностические  методики:

  1. Беседа с ребенком, направленная на выявление дневных страхов, разработанная А.И. Захаровым.
  2. Проективное рисование по теме «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем?».
  3. Анкетирование родителей, выявляющее наличие страхов у детей.

      Беседа  с ребенком, направленная на выявление  дневных страхов (по А.И. Захарову).

       Цель беседы: выявить количество  и виды страхов у детей старшего дошкольного возраста. Суметь сохранить естественность ситуации и контакт с ребенком, позволить ему говорить совершенно свободно.

        В индивидуальной беседе  ребенку   задается    вопрос:  «Скажи, пожалуйста, ты боишься или  не боишься?» и далее перечисляются  страхи, (приложение 1).

   Методика проективного рисования проводилась индивидуально с каждым обследуемым ребенком. После рисования содержание каждого рисунка в обязательном порядке обсуждалось при беседе с ребенком, уточнялись детали, выявлялись дополнительные страхи, которые ребенок не нарисовал, но которые тревожат его. Обсуждение могло продолжиться в виде беседы, направленной на выявление страхов (по А.И. Захарову). В том случае, если у ребенка наступало состояние выраженного утомления, беседа переносилась на следующий день. Анкетирование родителей проводилось во время родительского собрания. Если родитель по каким-то причинам отсутствовал, то анкета выдавалась в другой день на дом, с предварительными комментариями о правилах ее заполнения.

        Методика проективного рисования по теме «Что мне снится, страшное и чего я боюсь днем?».

        Рисуя, ребенок дает выход своим  чувствам и переживаниям, желаниям  и мечтам, перестраивает свои  отношения в различных ситуациях  и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего значения.

       Рисование  страхов детьми не приводит  к его усилению, а наоборот, снижает  напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недосказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее значение страха в психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны,  не говоря уж об одобрении самого воспитателя

       Цель  проведения данной методики:  отобразить  наиболее   яркий   страх.  Какой   именно  детям   не  объясняется,   каждый   ребенок    должен   выбрать   его   сам. Ни  в  коем  случае  нельзя  торопить  ребенка   с   выполнением   задания,   так  как  мысли  о  том,   как   изобразить   страх,   подразумевают   встречу  с  ним,   контакт,   соприкосновение,  что   само  по  себе  уменьшает   остроту  его  восприятия.

      Материал: цветные мелки, альбомный лист.

    Анкетирование родителей, выявляющее наличие страхов у детей.

         Анкетирование – эмпирический  социально - психологический метод  получения информации  на основании  ответов на специально подготовленные  и соответствующие основной задаче  исследования вопросы. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма - открытые и закрытые, 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа), 4) количество и порядок следование вопросов.

        Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям -   репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. В данном случае анкетирование проводилось в индивидуальной и групповой форме.

        Цель анкетирования родителей:  подтвердить или опровергнуть, уточнить  детали  информации, полученной при  беседе с детьми.

        Родителям опрошенных детей была предложена анкета для выяснения, чего больше всего боится  их ребенок. Текст анкеты представлен, в (приложении 2). Перед началом анкетирования, родителям давалась следующая инструкция: «Уважаемые родители! Прошу Вас принять участие в исследовании чувства страха у детей старшего дошкольного возраста. Прошу отметить  в  анкете группы страхов по отношению к Вашему ребенку».

        В анкетировании  принимали  участие все родители. Большинство  из них  положительно откликнулось  на предложение  участвовать   в анкетировании.  Эксперимент  заинтересовал всех.  С  некоторыми  родителями анкетирование проводилось индивидуально.

  Анализ результатов методики проективного рисования выявил, что   30%  детей нарисовали   страхи.. 70 % детей не нарисовали страхи, или нарисовали какие-то нейтральные картинки –природу, цветочки. Результаты методики проективного рисования на констатирующем этапе экспериментальной работы представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования распространенности страхов  у детей

старшего дошкольного  возраста методикой проективного

рисования на констатирующем этапе экспериментальной работы

       

 Анализ  полученных  результатов  (протокол в приложении) выявил скрытые детские страхи. В рисунках  отразилось эмоциональное состояние ребенка,  особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. 

          Анализируя рисунки некоторых  детей, мы получили следующие  результаты.

  Особенно   ярко   выражен   страх  в рисунках   у  Ольги У. и  у Виталия  Е.,  выполненных    в  черном  цвете.     У  Ольги   У.  нарисовано    большое   лохматое  чудовище, с  огромными   глазами, а у Виталия Е.  крупный паук, висящий на ниточке. 

      Анализ  рисунка Ярослава Ч. показал  наличие у ребенка высокого  уровня эмоциональной тревожности.  А именно, на рисунке мальчик  изобразил линию земли, что  подчеркивает чувство тревоги, неуверенность в себе, его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). При рисовании ребенок использовал размашистую штриховку, которая выходит за контур. Это свидетельствeт о трудностях в социальных контактах и чрезмерном эмоциональном напряжении. При рисовании мальчик сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует, прикрывал рисунок рукой. Рисунок получился очень крупный, как бы “запачканный”, что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности.

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии