Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................

Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Последний.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Уже к концу старшего дошкольного  возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что  перестают реагировать на излишне  требовательное отношение матери, отгораживаясь  от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободится от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания [15, c.46].

В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и  психологические предпосылки развития страха. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх  приобретал социально опосредованный характер и выражал психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия [16, c.35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сказкотерапия  как средство для устранения  страхов у детей старшего дошкольного  возраста

Сказкотерапия – это  слово, появившееся в русском  языке сравнительно недавно. И, как  свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия – это лечение сказками, для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни [32, с. 35].

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка  знаний о мире и системе взаимоотношений  в нем.  «Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности» [10, с. 7].  Другими словами сказкотерапией можно назвать процесс поиска глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки. Сказка, воздействуя на бессознательную сферу человека, является проводником между миром сознательного и бессознательного. Для того, чтобы понять, что же такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

Принято выделять три  этапа, предшествующих оформлению концепции  сказкотерапии как направления, как школы [23, с. 5].

     1. Этап спонтанного сложения и передачи историй. С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные и авторские сказки, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки – жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа (Андерсен Г. Х., братья Гримм, Родари Дж., и другие). Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной т духовной посредством увлекательной истории.

     2. Этап научного исследования метафорического материала. Начиная с XIX века, в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материала. С оформлением теории психоанализа ученые слали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг одним из первых высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга, современные сказкотерапевты склонны к мысли о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается и в настоящее время. Многие ученые и не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной.

     3.Этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы. В некоторых источниках данный этап называют психотехническим. Действительно, психологическое задание, основанное на сказке, помогает смягчить воздействие, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы познания [10].

      Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-х годах XX столетия появилась концепция комплексной сказкотерапии. Для сказкотерапевтов сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Поэтому сказкотерапия – это воспитательная система. При этом воспитание понимается как питание оси, жизненного стержня человека, развития его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать учением об общечеловеческих ценностях [23].

     Предметом сказкотерапии выступает процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий,  приобретение знаний о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы [10, с. 20]. 

     Сказку  как средство арттерапии можно  применять, начиная с четырехлетнего  возраста, так как результативным  средством воздействия сказкотерапия  становится лишь тогда, когда  человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности [11, с. 17].     Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется пять видов сказок: художественные (народные и литературные); дидактические; психокоррекционные; психотерапевтические; медитативные.

      Для  мягкого влияния на поведение  и мировоззрение ребенка, для  преодоления его психологических  проблем используются так называемые  психокоррекционные сказки. А направление,  использующее их, носит название  – психотерапевтическая коррекция [15, с. 50].

     В психокоррекции  имеется большое разнообразие  форм работы со сказкой. Это  объясняется двумя причинами.  Во-первых, сказки сами по себе  многоцветны и многогранны, что  сказывается и на методах воздействия.  Во-вторых, при помощи сказки можно решить широкий спектр задач: от лечения до воспитания или обучению чему -либо [14].

     Основными  формами работы со сказкой  являются:

  1. рассказывание сказки взрослым ребенку;
  2. рассказывание сказки самим ребенком ( рассказ о сказочных героях, пересказ сказки ребенком, рассказ сказки по кругу);
  3. рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;
  4. самостоятельное сочинение ребенком сказки.

      По мнению  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «в сказкотерапии  используются разнообразные жанры:  притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр» [10, с. 136].

     1) Притча. Как правило, именно  притча является носителем глубинной  жизненной философии. Жизненный  урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. На основе таких произведений часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются.

     2) Басня – это более короткая  форма притчи с четко сформулированной  моралью. Эволюция басни привела  этот жанр к интонации нравоучения. Однако в баснях Эзопа чистых нравоучений почти нет. В сказкотерапии полезно использовать именно их, как первоисточник этого жанра. Более поздние баснописцы Ж. де Лафонтен и И. Крылов заимствуют сюжеты у Эзопа.

     3) Легенда, былина, сага, эпос. Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.

     4) Миф. Повествует обычно о  богах и героях. С одной стороны,  в мифах  можно найти информацию о сотворении мира, с другой — описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать «энциклопедией человеческих пороков». Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам  можно ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования сложных взаимоотношений, а также для познания окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

     5)Сказка. Для сказки характерен  так называемый бродячий сюжет.  Сказки разных народов имеют  много общего. Поэтому есть все  основания говорить, что сказки  отражают общие закономерности  развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-ПО-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем [10, С. 139].

     Нужно отметить  тот факт, что под «сказкой»  в сказкотерапии понимаются любые  истории, в основе которых лежит  образная мысль – метафора. То  есть все вышеперечисленные жанры литературных произведений в данном контексте можно считать непосредственно сказкой. Сказкотерапия рассматривает сказки как место, в котором проявляются те или иные психические процессы, а благодаря парадоксальности – одному из свойств метафоры – одно явление может раскрываться через другое. Из-за использования богатых метафорических ресурсов, сказкотерапию нередко называют метафоротерапией, а сказки, которые в ней используются, сказками-метафорам [15, с. 20].

     Глубина  и точность метафоры определяют результативность сказкотерапевтических приемов. Именно метафора помогает психологу в достижении главной задачи сказкотерапии: помочь ребенку провести верные параллели между событиями, происходящими в сказочной истории и в реальной жизни. Воздействие метафоры на человеческую психику является очень глубоким и стойким, ведь она затрагивает ценностную структуру психики [15, с. 22].

     Так как сказкотерапия подразумевает  комплексное решение проблем  психологического развития личности, то можно выделить несколько функций, которые выполняется ею в этом процессе.

  1. Диагностическая функция позволяет на начальном этапе сказкотерапии узнать о человеке и его проблемах.

  1. Развивающая функция способствует формированию у человека креативности и необходимых социально-адаптивных навыков (например, общение с окружающими), становлению его индивидуальности.

  1.  Коррекционная функция позволяет корректировать душевное состояние, благодаря чему в характере и поведении человека происходит заметное улучшение. Вместе с тем, вырабатываются необходимые навыки, умения и знания, которые обязательно пригодятся личности в его дальнейшей жизни.

  1. Профилактическая функция способствует предотвращению появления отрицательных эмоциональных состояний у человека [15].

       Таким  образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия – это и поиск глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки. Она является одной из форм познания души и действенного способа формирования и коррекции эмоциональной сферы

     Сказкотерапия является самым приемлемым методом арттерапии в отношении к детям дошкольного возраста. Каждый родитель, педагог, психолог знает, что сказки читать и рассказывать ребенку надо. Но не все представляют себе значение таких процедур. В культуре воспитания принято рассказывать истории. И эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Ей не помеха ни социальные катаклизмы, ни появление новых веяний в образовании. Более того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются [6].

     Рассказывание  сказок необходимо для жизни  детей, особенно детей дошкольного  возраста, для их развития, формирования  важнейших навыков, для его  адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных) зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека: область отношений между людьми; инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов; сценарии «борьбы добра со злом» внешним и внутренним; рекомендации по противостоянию стрессу; типологии людей и способов влияния на них; духовное развитие человека; мужская и женская психология. Все вышесказанное имеет место быть в сказках, но открывается только тем, кто умеет читать между строк. Тем, кто может расшифровать символический образный ряд сказок, мифов, притч, легенд [6].      

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии