Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................
Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................
Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободится от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания [15, c.46].
В научно-методической литературе
выделяются социально-культурные и
психологические предпосылки
1.3. Сказкотерапия
как средство для устранения
страхов у детей старшего
Сказкотерапия – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия – это лечение сказками, для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни [32, с. 35].
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. «Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности» [10, с. 7]. Другими словами сказкотерапией можно назвать процесс поиска глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки. Сказка, воздействуя на бессознательную сферу человека, является проводником между миром сознательного и бессознательного. Для того, чтобы понять, что же такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.
Принято выделять три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как школы [23, с. 5].
1. Этап спонтанного сложения и передачи историй. С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные и авторские сказки, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки – жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа (Андерсен Г. Х., братья Гримм, Родари Дж., и другие). Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной т духовной посредством увлекательной истории.
2. Этап научного исследования метафорического материала. Начиная с XIX века, в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материала. С оформлением теории психоанализа ученые слали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг одним из первых высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга, современные сказкотерапевты склонны к мысли о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается и в настоящее время. Многие ученые и не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной.
3.Этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы. В некоторых источниках данный этап называют психотехническим. Действительно, психологическое задание, основанное на сказке, помогает смягчить воздействие, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы познания [10].
Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-х годах XX столетия появилась концепция комплексной сказкотерапии. Для сказкотерапевтов сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Поэтому сказкотерапия – это воспитательная система. При этом воспитание понимается как питание оси, жизненного стержня человека, развития его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать учением об общечеловеческих ценностях [23].
Сказку
как средство арттерапии можно
применять, начиная с
Для
мягкого влияния на поведение
и мировоззрение ребенка, для
преодоления его
В психокоррекции
имеется большое разнообразие
форм работы со сказкой. Это
объясняется двумя причинами.
Во-первых, сказки сами по себе
многоцветны и многогранны,
Основными формами работы со сказкой являются:
По мнению
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «в сказкотерапии
используются разнообразные
Нужно отметить
тот факт, что под «сказкой»
в сказкотерапии понимаются
Глубина и точность метафоры определяют результативность сказкотерапевтических приемов. Именно метафора помогает психологу в достижении главной задачи сказкотерапии: помочь ребенку провести верные параллели между событиями, происходящими в сказочной истории и в реальной жизни. Воздействие метафоры на человеческую психику является очень глубоким и стойким, ведь она затрагивает ценностную структуру психики [15, с. 22].
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия – это и поиск глубинных смыслов и верных связей между событиями и поступками посредством сказки. Она является одной из форм познания души и действенного способа формирования и коррекции эмоциональной сферы
Сказкотерапия является самым приемлемым методом арттерапии в отношении к детям дошкольного возраста. Каждый родитель, педагог, психолог знает, что сказки читать и рассказывать ребенку надо. Но не все представляют себе значение таких процедур. В культуре воспитания принято рассказывать истории. И эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Ей не помеха ни социальные катаклизмы, ни появление новых веяний в образовании. Более того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются [6].
Рассказывание
сказок необходимо для жизни
детей, особенно детей