Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................
Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................
Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей ребенка за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения, вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть ребенку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Поэтому ребенок чувствует себя в сказке защищенным (своим образом), раскованным, говорит о своих проблемах и страхах свободно. Наряду с рациональными страхами, которые не только не мешают, но и в какой-то мере защищают ребенка (страх переходить улицу на красный свет, страх электричества, горячего чайника). Имеются страхи, влияющие на психическое состояние ребенка, которые являются одним из факторов нервозности, напряжения, агрессивности и нередко заболеваемости детей. Большинство из таких страхов внушены средствами массовой информации, родителями, либо другими родственниками (страх Бабы Яги, гусей-лебедей, собак, пауков, врачей). Такие страхи снимаются у детей легче, чем глубинные, подсознательные страхи (одиночества, боли, темноты, смерти). Терапевтический эффект данной программы заключается в изменении состояния зависимости от конкретного страха у ребенка, снижении тревожности.
Любой сценарий сказочного путешествия содержит в себе основные элементы сюжета сказки. Исходя из этого, сценариев может быть множество. Герои, встречающиеся на пути, могут быть как знакомыми, так и нет. Потому что новых неизвестных героев легче наделять «нужными» качествами, характерами и ситуациями. От лица героев сказки дети легко воспринимают правила поведения, с удовольствием выполняют задания на развитие памяти, внимания, речи.
Кроме этого (в сказочном мире)
Занятия построены таким
Программа состоит из девяти занятий по 30 минут каждое. В эти занятия входят задания на напряжение-расслабление; задания на развитие эмпатии; упражнения на развитие креативного мышления и фантазии; упражнения на развитие умения формулировать речь, выражать свободно свои мысли; упражнения на развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния; проигрывание страхов, рисование пугающих событий, героев. Диагностикой по результатам будет служить качественный и количественный анализ.
Целями данной программы являются:
1.Устранение, либо снижение наиболее распространенных страхов у детей дошкольного возраста.
2. Полное или частичное
снятие физиологических
3. Повышение самооценки ребенка.
Задачами данной программы являются:
1. Развитие умения управлять мышцами (справляться с мышечными зажимами) лица, рук, ног, упражнения с тактильным взаимодействием.
2.Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях (страх быть потерянным, страх собак).
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения его поля сознания и поведения, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Основные приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок. Цель
— осознание, интерпретация
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок» .
3. Переписывание сказок.
Переписывание и дописывание
авторских и народных сказок
имеет смысл тогда, когда
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой (таблица 3).
Таблица 3
Практика сказкотерапии
Этап |
Назначение |
Содержание этапа |
1. Ритуал «входа» в сказку |
Создать настрой на совместную работу. |
Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу. |
2. Повторение |
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. |
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло жизни то, чему они научились в прошлый раз. |
3. Расширение |
Расширить представления ребенка о чем-либо |
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. |
4. Закрепление
|
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка |
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения. |
5. Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью |
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях они могут использовать приобретенный опыт |
Продолжение табл.3 | ||
6. Резюмирование |
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся |
Ведущий подводит итоги
занятий. Четко проговаривает приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт |
7.Ритуал «выхода» из сказки |
Закрепить новый опыт,
подготовить ребенка к |
Повторение ритуалов
«входа» в занятия с |
В таблице 4 приведены приемы сказкотерапии, задачи, виды страхов, подлежащих коррекции и сроки реализации программы.
Таблица 4
Перспективное планирование по темам
N п/п |
Сроки |
Вид страхов, на который направлена терапия |
Приемы работы сказкотерапии |
Задачи | |
1 |
Сентябрь |
Безопасный мир |
Упражнение «Представь себя» «Безопасный мир» «Контакт» |
Знакомство детей друг с другом, создание безопасного, комфортного пространства для последующих занятий | |
2
|
Сентябрь |
Преодоление страхов темноты |
Упражнение «Знакомство с котом Бегемотов», &nbs |