Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................

Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Последний.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей  ребенка за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения, вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть ребенку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Поэтому ребенок чувствует себя в сказке защищенным (своим образом), раскованным, говорит о своих проблемах и страхах свободно. Наряду с рациональными страхами, которые не только не мешают, но и в какой-то мере защищают ребенка (страх переходить улицу на красный свет, страх электричества, горячего чайника). Имеются страхи, влияющие на психическое состояние ребенка,  которые являются одним из факторов нервозности, напряжения, агрессивности и нередко заболеваемости детей. Большинство из таких страхов внушены средствами массовой информации,  родителями, либо другими родственниками (страх Бабы Яги, гусей-лебедей, собак, пауков, врачей). Такие страхи снимаются у детей легче, чем глубинные, подсознательные страхи (одиночества, боли, темноты, смерти). Терапевтический эффект данной программы заключается в изменении состояния зависимости от конкретного страха у ребенка, снижении тревожности.

       Любой сценарий сказочного путешествия содержит в себе основные элементы сюжета сказки. Исходя из этого, сценариев может быть множество. Герои, встречающиеся на пути, могут быть как знакомыми, так и нет. Потому что новых неизвестных героев легче наделять «нужными» качествами, характерами и ситуациями. От лица героев сказки дети легко воспринимают правила поведения, с удовольствием выполняют задания на развитие памяти, внимания, речи.

        Кроме этого (в сказочном мире), ребята рисуют, играют, смотрят мультипликационные фильмы, диафильмы, сочиняют новые сказки.

       Занятия построены таким образом,  чтобы задействовать как можно больше потенциальных возможностей детей. Занятия проходят в музыкальном зале. К каждому занятию меняется сказочное декорирование. Организация детей по группам (в зависимости от преобладания того или иного страха) будет проводиться исходя из диагностики, индивидуальных бесед с детьми и родителями,  наблюдений, рисуночных тестов.

        Программа  состоит из девяти  занятий по 30 минут каждое. В эти занятия входят задания на напряжение-расслабление; задания на развитие эмпатии; упражнения на развитие креативного мышления и фантазии; упражнения на развитие умения формулировать речь, выражать свободно свои мысли; упражнения на развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния; проигрывание страхов, рисование пугающих событий, героев. Диагностикой по результатам будет служить качественный и количественный анализ.

Целями  данной программы являются:

1.Устранение, либо снижение наиболее распространенных страхов у детей дошкольного возраста.

2. Полное или частичное  снятие физиологических проявлений страха (мышечного напряжения, тремора, оцепенения) посредством упражнений на расслабление мышц (снятие эмоционального и мышечного напряжения), упражнений на развитие тактильных ощущений и установления положительного эмоционального настроя.

3. Повышение самооценки  ребенка.

  Задачами данной программы являются:

1. Развитие умения управлять мышцами (справляться с мышечными зажимами) лица, рук, ног, упражнения с тактильным взаимодействием.

2.Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях (страх быть потерянным, страх собак).

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения его поля сознания и поведения, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Разработанный автором  курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать  творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Основные приемы работы со сказкой

1. Анализ сказок. Цель  — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной  ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа  выбирается известная сказка. При  этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о  чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок» .

3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание  авторских и народных сказок  имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения. В этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок  с помощью кукол. Работая с  куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой (таблица 3).

Таблица 3

 Практика сказкотерапии

Этап

Назначение

Содержание  этапа

1. Ритуал «входа» в  сказку

Создать настрой

на совместную работу.

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу.

2. Повторение

Вспомнить то, что

делали в прошлый  раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям  вопросы о том, что было в прошлый  раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло жизни то, чему они научились в прошлый раз.

3. Расширение

Расширить представления  ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или  показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4. Закрепление

 

Приобретение нового

опыта, проявление

новых качеств

личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие  детям приобрести новый опыт, совершаются  символические путешествия,

превращения.

5. Интеграция

Связать новый опыт

с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и  анализирует вместе с детьми, в  каких ситуациях они могут  использовать приобретенный опыт

Продолжение табл.3

6. Резюмирование

Обобщить

приобретенный опыт,

связать его с уже

имеющимся

Ведущий подводит итоги  занятий. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость

приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

7.Ритуал «выхода» из  сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуалов «входа» в занятия с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с  собой все важное, чему мы научились». Ребята протягивают руки к груди, как будто что-то берут из круга.


 

В таблице 4 приведены  приемы сказкотерапии, задачи, виды страхов, подлежащих коррекции и сроки  реализации программы.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Перспективное планирование по темам

 

N п/п

Сроки

Вид страхов, на который  направлена терапия

Приемы работы  сказкотерапии

Задачи

1

Сентябрь

Безопасный мир

Упражнение «Представь себя»

«Безопасный мир»

«Контакт»

Знакомство детей друг с другом, создание безопасного, комфортного пространства для последующих занятий

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Преодоление страхов  темноты

 Упражнение «Знакомство с котом Бегемотов»,        &nbs



Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии