Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ..................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ИХ ПРИЧИН И СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...................................................................
1.1. Подходы к изучению страхов в психологической литературе……
1.2. Причины и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................
1.3. Сказкотерапия как средство для устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.................................................................
Выводы по первой главе .......................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...............................................................................
2.1. Организация исследования и диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении...................
2.3. Выявление результативности программы по устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………
Выводы по второй главе .......................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Библиография.............................................................................................................
Таня Т. изобразила свой маленький рисунок в левом нижнем углу листа. Анализируя рисунок по данным признакам, можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе. У нее низкая самооценка. Она подавленна, нерешительна, не заинтересована в своем социальном положении, не стремится быть принятой окружением, склонна к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Девочка изобразила человека - инопланетянина.
Таня Ч. изобразила человека - коня. Рисунок находится немного ниже от средней линии листа, что, возможно, связано с отрицательными эмоциями ребенка в этот день. Девочка до рисования целый день капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет “запачканный” вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Она сильно затушевала туловище животного, и неуверенная линия рисунка также говорит о повышенной тревожности. Анализ рисунка говорит о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов и пустые глазницы.
В некоторых рисунках детей присутствует военная тематика. Рисунок Вовы В. тоже посвящен этой теме. Анализируя его, можно отметить, что у мальчика ярко проявлена агрессия. Об этом говорит поза вооруженного человека (в руках держит шпаги). На лице не изображены глаза, а голова нарисована в профиль. Такая поза человека свидетельствует о замкнутости ребенка, его не желании общаться. Отсутствие такой основной детали лица, как глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицании.
Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наиболее яркое проявление тревожности. Это, например, рисунок Андрея К. Прежде всего, надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок рукой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. Андрей нарисовал динозавра. На рисунке заметны признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Признаки повышенной тревожности проявляются в том, что мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал рисунок. Животное расположил в верхней части листа. Такое положение рисунка на листе бумаги говорит о стремлении ребенка соответствовать высокому социальному стандарту, к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Рисунок Леши П. показывает наличие у ребенка тревоги, эмоциональной зависимости, чувство дискомфорта и скованности, недостаток веры в себя, так как все элементы рисунка очень маленькие и изображены в самом низу листа. Ребенок изобразил папу и маму. Линии рисунка неуверенные, выделение некоторых деталей говорит о возможном присутствии тревожности. Изменчивый нажим указывает на эмоциональную нестабильность. Во время работы ребенок просил помощи, переспрашивал, как надо рисовать.
Менее выражен страх в рисунке, выполненном в коричневом цвете, медведя у Дениса М. Медведя мальчик нарисовал с большими лапами, но с добрыми глазами и широкой улыбкой.
В рисунках Жанны З. и Димы П. страх отсутствовал. Работы были выполнены цветными карандашами. Девочка нарисовала яркую красивую бабочку, а мальчик воздушные шарики.
Отдельные
рисунки детей представлены
Данные, полученные при проективном рисовании, соотнесены нами с результатами беседы с ребенком, направленной на выявление дневных страхов. Результаты методики приведены в (протоколе приложения 5). Обнаружено, что 6 % детей имеет наименьшее количество страхов, 24 % – среднее количество страхов, 70% – наибольшее количество страхов (рисунок 2)
Рис. 2. Уровни распространенности страхов у детей (по данным беседы) на констатирующем этапе экспериментальной работы
Анализ полученных результатов выявил детские страхи, которые отразили эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающего мира и предметов, характер отношений с людьми.
Анализируя беседу с некоторыми детьми, я получила следующие результаты. Ответы Ольги У. и Виталия Е. говорят о том, что дети подвержены большому количеству страхов (темноты, сна, стихии, крови, родителей, наказания, болезни, резких звуков, боли). Это говорит о том, что страхи возникли в результате каких-то нервных потрясений в семье и перенесенной тяжелой болезни.
Меньшее количество страхов показали ответы Андрея И., Тани Т., Артема М., Дениса М. У этих детей отсутствует, что очень важно, страх темноты, но выражен страх смерти, стихии, снов, наказания, нападения. Такие страхи свойственны чувствительным, испытывающим эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье.
Во время беседы Андрей К. чувствовал себя неуверенно, отвлекался, испытывал трудности в ответах. Его поведение и ответы говорят о повышенном уровне тревожности.
Во время беседы медлила с ответами Таня Е., что указывает на чувство неуверенности, низкую самооценку, подавленность, нерешительность. Такое поведение ребенка указывает на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Артем М. отвечал быстро, но вел себя неспокойно. Это говорит о нервной возбудимости и повышенной тревожности ребенка.
Денис Н. во время беседы вел себя скованно, медлил с ответами, переспрашивал вопрос. Такое поведение ребенка говорит о недостатке веры в себя, о внутренней эмоциональной тревожности.
Наименьшее количество
страхов показали ответы Жанны
Я. и Димы С. Во время беседы
они чувствовали себя уверенно,
улыбались, давали четкие
Изучая распространенность
Старший дошкольный возраст -
это возраст наибольшей
Следующий страх, который максимально представлен у детей старшего дошкольного возраста - страх смерти (70 %). Страх смерти появляется как аффективно - заостренное выражение инстинкта самосохранения. Это большей частью внешне не проявляемый страх, как и вообще большинство других страхов, присущ эмоционально-чувствительным и впечатлительным детям.
О том, что ребенок боится смерти можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (55 %), боязни нападения (60 %), огня (35 %), пожара (50 %), боязни заболеть (55 %), боязни стихии (40 %), страх войны (65 %).
Появление страха смерти
Увеличивается, но не
Максимально представлен страх животных (45 %), из сказочных – Змея Горыныча – в старшем дошкольном возрасте боится (65 %) опрошенных детей. Это связано с тем, что угроза для жизни детей старшего дошкольного возраста ассоциируется именно с этим персонажем. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страха огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти.
Из других типичных для
Менее представлены такие
Если все перечисленные страхи распределить на группы и подсчитать количество страхов в каждой группе (по результатам констатирующего эксперимента), то получаем данные, представленные в таблице 1.
Распределение по группам страхов у детей по результатам беседы на констатирующем этапе экспериментальной работы
|
Количество упоминаний о страхе при беседе с детьми |
«Медицинские» страхи |
67 |
Страх смерти себя и родителей |
24 |
Страхи животных и сказочных персонажей |
21 |
Страхи, связанные с причинением физического ущерба |
64 |
Страхи кошмарных снов и темноты |
26 |
Социально-опосредованные страхи |
26 |
Пространственные страхи |
29 |
Общее количество страхов (по ответам детей) – 275, которые примем за 100%.
Исходя
из этих данных, можно подсчитать
процентное соотношение
Таблица 2
Распределение страхов у детей старшего дошкольного возраста (по данным беседы с ребенком) на констатирующем этапе исследования
Вид страха |
Удельный вес, % |
Боли |
65 |
Уколов |
85 |
Крови |
75 |
Врачей |
60 |
Болезней |
55 |
Неожиданных звуков |
50 |
Нападения |
60 |
Транспорта |
30 |
Огня |
35 |
Пожара |
50 |
Стихии |
40 |
Войны |
65 |
Смерти |
70 |
Смерти родителей |
50 |
Животных |
45 |
Сказочных персонажей |
65 |
При засыпании |
25 |
Темноты |
50 |
Страшных снов |
55 |
Людей |
30 |
Продолжение табл.2 | |
Родителей |
10 |
Наказания |
35 |
Опоздания |
25 |
Одиночества |
30 |
Высоты |
20 |
Глубины |
60 |
Воды |
25 |
Замкнутого пространства |
20 |
Площадей |
20 |
Данные, полученные при беседе с детьми, были соотнесены нами с результатами анкетирования родителей. Результаты исследования методики анкетирования родителей на выявление количества страхов детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе представлены в протоколе (приложение 6).
Проведя анализ результатов анкетирования, мы выявили, что родители распределили группы страхов следующим образом:
На первом месте – «медицинские страхи».
На втором месте – страхи кошмарных снов и темноты.
На третьем месте – страхи, связанные с причинением физического ущерба.
На четвертом месте – страхи смерти себя и родителей.
На пятом месте – пространственные страхи.
На шестом месте – социально-опосредованные страхи.
На седьмом месте – страхи животных и сказочных персонажей.
Таким образом, можно сделать вывод, что, по мнению опрошенных родителей, преобладает группа «медицинских» страхов.
Анализируя
анкеты родителей, я получила
следующие результаты. Ответы
родителей Ольги С., Виталия Т.,
Насти К., Тани Л., подтвердили
наличие страхов у детей (
Родители Андрея К., Тани Е., Артема М., Дениса М., в анкетах отметили, что у их детей не только отсутствует страх темноты, но стихии, снов, нападений. Страхи детей в данном случае родителями подтверждены не полностью. Это говорит о том, что между родителями и детьми нет эмоционального контакта, взаимопонимания. Дети испытывают эмоциональные трудности в отношениях с родителями, отчуждение со стороны взрослых.
Родители Тани Ч., Леши П., Димы У., в анкетах подтвердили страхи своих детей (страх темноты, глубины, резких звуков, животных, огня, страшных снов, врачей, уколов). Эти родители знают эмоциональное состояние своих детей.
2.2. Реализация программы коррекции страхов у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
В программе представлены занятия на устранение наиболее распространенных детских страхов дошкольного возраста. Основные страхи выделялись в ходе диагностик по результатам качественного и количественного анализа 25 детей.
Эта программа обеспечивает