Лекция по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy_Sotsialnaya_psikhologia.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Социальная  психология

Конспект лекций

Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна

кафедра психологии и педагогики, 420.

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Владос, 1996.
  2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М., 1995.
  3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер.
  4. Майерс, Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2001. – 688 с.
  6. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – 1994.

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии

    1. Место социальной психологии в системе наук
    2. История формирования социально-психологических идей
    3. Методы социальной психологии
    4. Этика психологического исследования

 

1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии – и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений.

Социальная  психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Классификация социально-психологических  явлений.

1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:

1) Социально-психологические  явления, возникающие в организованных общностях:

а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).

б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

2) Социально-психологические  явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д.

3) Социальная психология  изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на:

1) рационально осмысленные  – социальные взгляды, представления,  мнения, убеждения, интересы и  ценностные ориентации, традиции  людей и их групп;

2) эмоционально-упорядоченные  – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера;

3) массовидные (стихийные).

3. По устойчивости социально-психологических явлений:

1) динамичные – например, различные виды общения;

2) динамико-статичные  – например, мнения и настроения;

3) статичные – например, обычаи, традиции.

4. По степени осознанности:

1) осознанные;

2) неосознанные.

 

2. История формирования  социально-психологических идей.

Из всего многообразия первых социально-психологических  теорий обычно выделяют 3, наиболее значительные: 1) психологию народов; 2) психологию масс; 3) теорию инстинктов социального поведения. Различаются они способом анализа взаимоотношения личности и общества.

1. Психология  народов. (Середина XIX в., Германия). Создатели: философ М. Лацирус и языковед Г. Штейнталь. Центральная идея: главная сила истории – народ, или «дух целого», выражающийся в искусстве, религии, языке, мифах и т.д. А индивидуальное сознание – его продукт. Дальнейшее развитие – В. Вундт, А.А. Потебня.

2. Психология  масс. (Франция, 2-я половина XIX в). Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Идея подражания и объясняет социальное поведение. Вторая его идея – роль иррациональных моментов в социальном поведении, т.е. аффектов и прочих нелогичных вещей.

Эти 2 идеи и использовались создателями  психологии масс С.Сигеле и Г.Лебоном. Лебон утверждал: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе: а) обезличивание, что приводит к господству инстинктивных реакций; б) резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям; в) вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики; г) утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

3. Теория инстинктов социального поведения. Создатель В.Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.

Основной тезис В.Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Он перечислил 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

1) инстинкт борьбы и соответствующие  ему гнев, страх;

2) инстинкт бегства и чувство самосохранения;

3) инстинкт воспроизведения рода  и ревность, женская робость;

4) инстинкт приобретения и чувство  собственности;

5) инстинкт строительства и чувство  созидания;

6) стадный инстинкт и чувство  принадлежности.

Слабость этих теорий была в том, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику. Однако социальная психология заявлена как самостоятельная дисциплина.

В начале ХХ века превращается в экспериментальную науку. Основное развитие социальная психология получает в США. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.

Тут произошел новый  перекос – одностороннее развитие социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической  социальной психологии оказалась скомпрометированной. В результате такого развития очень скоро социальная психология стала обрастать целым рядом острых противоречий. Особое значение приобретает ЕАЭСП – Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии. Для нее характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные потребности.

 

3. Методы социальной  психологии.

В современном научном  знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода.

1) Общая методология – это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

2) Частная (или специальная) методология – это совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

3) Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Экспериментатор должен не только составить «батарею» методик  в своем методологическом ключе, но и правильно их применить, учитывая факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования. Важнейшие из факторов:

  • Личности экспериментатора. Здесь нужно иметь в виду и характерологические особенности и внешний вид.
  • Умение исследователя работать с испытуемым, создать непринужденную, доверительную атмосферу.
  • Присутствие наблюдателей, посторонних. Эффект присутствия других может существенно повлиять на действия или ответы участников эксперимента.

Основные методы социально-психологического исследования.

Весь набор методов Г.М. Андреева делит на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Типология методов по Н.И. Шевандрину.

1. Феноменологизации  и концептуализации. Эта группа методов позволяет выделить интересующие нас феномены и проблемы.

2. Исследования и диагностики.

2.1. Исследования

1) Наблюдение:

а) включенное и не включенное; б) открытое и скрытое; в) полевое и лабораторное.

2) Изучение документов (или анализ продуктов деятельности)

3) Опрос:

а) непосредственный (беседа, интервью); б) опосредованный (анкета).

4) Эксперимент:

а) естественный; б) лабораторный.

5) Моделирование.

2.2. Диагностики:

1) тесты;

2) экспертные оценки.

3. Обработки  и интерпретации. 

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Методы интерпретации позволяют придать психологический смысл полученным данным, т.е. перевести данные с языка математики на язык психологии.

4. Коррекции  и терапии.

Эти методы направлены на решение  каждодневных практических проблем  общности людей, руководителей или  участников группы (тренинг-группы).

5. Мотивирования  и управления.

Эти методы позволяют побуждать  субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных  личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

6. Обучения  и развития.

Эти методы обучения и  развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности  усвоения конкретных знаний, умений и  навыков. Это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного  роста и т.д.

7. Конструирования и творчества.

Эти методы позволяют  задействовать потенциал группового взаимодействия для целей порождения чего-либо нового: решение конфликтной  ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

4. Этика экспериментального  исследования

Социальные психологи  используют экспериментальный метод  в ¾ исследований. Ряд экспериментов  показали отрицательный результат  с точки зрения морали и развития личности (закреплялись агрессивные тенденции поведения, например). Поэтому некоторые эксперименты уязвимы с нравственной точки зрения.

Но это порой необходимо для  реального включения человеческих мыслей и эмоций. Эксперимент должен обладать экспериментальным реализмом. Чтобы этого достичь, часто необходим обман. Сейчас пересматривается кодекс социально-психологических исследований, чтобы гарантировать гуманное отношение к испытуемым.

Принципы Американской психологической ассоциации (1992г) и Британского психологического общества (1991г):

1) Достаточно полно информировать  потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

2) Быть правдивым. Использовать  обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

3) Защищать людей от  возможных травм и значительного  дискомфорта.

4) Использовать информацию о  каждом из участников конфиденциально.

5) После завершения эксперимента  полностью рассказать о его  целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки.

 

Лекция 2. Общение как коммуникация

      1. Феноменология общения
      2. Общение как социально-психологическая проблема

3. Общение как обмен  информацией (коммуникация)

 

1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

А) По содержанию:

    • материальное (обмен предметами),
    • когнитивное (обмен знаниями),
    • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
    • мотивационное (обмен побуждениями),
    • деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).

Б) По целям:

    • биологическое,
    • социальное.

В) По средствам:

    • непосредственное,
    • опосредованное,
    • прямое (предполагает личный контакт),
    • косвенное (через посредников).

Д) По присутствию речи:

    • вербальное,
    • невербальное.

Информация о работе Лекция по "Социальной психологии"