Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии
Социальная психология
Конспект лекций
Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна
кафедра психологии и педагогики, 420.
Литература:
1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии – и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений.
Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:
1) Социально-психологические
явления, возникающие в организ
а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).
б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.
2) Социально-психологические
явления, возникающие в неорган
3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.
2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на:
1) рационально осмысленные
– социальные взгляды,
2) эмоционально-упорядоченные
– социальные чувства и
3) массовидные (стихийные).
3. По устойчивости социально-психологических явлений:
1) динамичные – например, различные виды общения;
2) динамико-статичные – например, мнения и настроения;
3) статичные – например, обычаи, традиции.
4. По степени осознанности:
1) осознанные;
2) неосознанные.
2. История формирования
социально-психологических
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют 3, наиболее значительные: 1) психологию народов; 2) психологию масс; 3) теорию инстинктов социального поведения. Различаются они способом анализа взаимоотношения личности и общества.
1. Психология народов. (Середина XIX в., Германия). Создатели: философ М. Лацирус и языковед Г. Штейнталь. Центральная идея: главная сила истории – народ, или «дух целого», выражающийся в искусстве, религии, языке, мифах и т.д. А индивидуальное сознание – его продукт. Дальнейшее развитие – В. Вундт, А.А. Потебня.
2. Психология масс. (Франция, 2-я половина XIX в). Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Идея подражания и объясняет социальное поведение. Вторая его идея – роль иррациональных моментов в социальном поведении, т.е. аффектов и прочих нелогичных вещей.
Эти 2 идеи и использовались создателями психологии масс С.Сигеле и Г.Лебоном. Лебон утверждал: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе: а) обезличивание, что приводит к господству инстинктивных реакций; б) резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям; в) вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики; г) утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.
3. Теория инстинктов социального поведения. Создатель В.Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.
Основной тезис В.Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Он перечислил 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
1) инстинкт борьбы и
2) инстинкт бегства и чувство самосохранения;
3) инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;
4) инстинкт приобретения и
5) инстинкт строительства и
6) стадный инстинкт и чувство принадлежности.
Слабость этих теорий была в том, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику. Однако социальная психология заявлена как самостоятельная дисциплина.
В начале ХХ века превращается в экспериментальную науку. Основное развитие социальная психология получает в США. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.
Тут произошел новый
перекос – одностороннее
3. Методы социальной психологии.
В современном научном знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода.
1) Общая методология – это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.
2) Частная (или специальная) методология – это совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.
3) Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Экспериментатор должен не только составить «батарею» методик в своем методологическом ключе, но и правильно их применить, учитывая факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования. Важнейшие из факторов:
Основные методы социально-психологического исследования.
Весь набор методов Г.М. Андреева делит на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.
Типология методов по Н.И. Шевандрину.
1. Феноменологизации и концептуализации. Эта группа методов позволяет выделить интересующие нас феномены и проблемы.
2. Исследования и диагностики.
2.1. Исследования
1) Наблюдение:
а) включенное и не включенное; б) открытое и скрытое; в) полевое и лабораторное.
2) Изучение документов
(или анализ продуктов
3) Опрос:
а) непосредственный (беседа, интервью); б) опосредованный (анкета).
4) Эксперимент:
а) естественный; б) лабораторный.
5) Моделирование.
2.2. Диагностики:
1) тесты;
2) экспертные оценки.
3. Обработки и интерпретации.
Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Методы интерпретации позволяют придать психологический смысл полученным данным, т.е. перевести данные с языка математики на язык психологии.
4. Коррекции и терапии.
Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей, руководителей или участников группы (тренинг-группы).
5. Мотивирования и управления.
Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.
6. Обучения и развития.
Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и т.д.
7. Конструирования и творчества.
Эти методы позволяют
задействовать потенциал
Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
4. Этика экспериментального исследования
Социальные психологи используют экспериментальный метод в ¾ исследований. Ряд экспериментов показали отрицательный результат с точки зрения морали и развития личности (закреплялись агрессивные тенденции поведения, например). Поэтому некоторые эксперименты уязвимы с нравственной точки зрения.
Но это порой необходимо для
реального включения
Принципы Американской психологической ассоциации (1992г) и Британского психологического общества (1991г):
1) Достаточно полно
2) Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.
3) Защищать людей от
возможных травм и
4) Использовать информацию о
каждом из участников
5) После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки.
Лекция 2. Общение как коммуникация
3. Общение как обмен информацией (коммуникация)
1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.
Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.
В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:
А) По содержанию:
Б) По целям:
В) По средствам:
Д) По присутствию речи: