Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии
Фактор привлекательности. Довольно трудно его избежать. Многое зависит от того, нравится нам партнер по общению внешне или нет. Если человек нравится, то одновременны мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать его психологические характеристики.
Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение восприятия по следующей схеме: положительное отношение к нам вызывает тенденцию к приписыванию партнеру положительных свойств и отбрасыванию, игнорированию отрицательных. (Эффект аттракции). И наоборот, явное недоброжелательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительного и выпячивать отрицательное.
Т.о., при формировании первого впечатления о человеке общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное – к недооценке неизвестного человека.
Для нас важно знать те знаки во внешности другого, которые заставляют работать ту или иную схему формирования первого впечатления. Для действия фактора превосходства важны одежда человека и весь его антураж. В одежде для нас важна ее цена. Под ценой понимается не столько денежное выражение, сколько дефицитность и модность (стильность).
Особенности оформления внешности человека в первое время оказывают воздействие на складывающееся у нас об этом человеке впечатление.
Эксперименты:
Костюм на человеке – это знак. Знак классовой дифференциации, богатства, принадлежности к определенной идеологической группе, знак респектабельности, полового различия, вкуса человека, знак культуры. Неудивительно, что костюм влияет на формирование первого впечатления о человеке.
Серьезное значение имеет силуэт одежды. Высоко статусным считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику, с подчеркнутыми углами, особенно плечевыми. А низко статусным – силуэт, напоминающий шар.
Имеет значение цвет одежды. Причем считается даже, что цвет при восприятии одежды всегда важнее формы. Высоко статусными считаются цвета ахроматической окраски черно-белой гаммы. Иногда некоторые оттенки серого. Низко статусными – яркие, насыщенные и чистые цвета (кроме белого и черного).
На формирование фактора
превосходства оказывает
Действие фактора привлекательности. Привлекательность – понятие социальное уже потому, что оно различалось у разных народов и в разные времена. Отсюда следует, что знаки привлекательности надо искать в социальном значении того или иного признака. Для нас привлекателен тот партнер по общению, который стремится приблизиться к типу внешности, максимально одобряемому социальной группой, к которой мы принадлежим.
Эксперимент с направлением
взгляда преподавателя в
Влияние позы. Эксперимент с наклоном корпуса выступающего.
Влияние особенностей речи и голоса. Низкие голоса воспринимаются лучше. Напряженность в голосе женщины не вела к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчины обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.д. Многословие мужчин воспринималось как серьезный недостаток, а многословие женщин как почти нормальное состояние.
Как формируется фактор отношения к наблюдателю. Знаком отношения к нам является все, что свидетельствует о согласии собеседника с нами. Исследования Карри и Кени показали, что чем ближе мнение другого человека к собственному, тем выше оценка этого человека, и наоборот.
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии
1. Чтобы определить специфику социальной психологии в исследовании личности, следует перечислить задачи, подлежащие решению:
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Пользуясь этим определением, социальная психология выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретно группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.
Необходимо выяснить,
посредством каких групп
Далее важно проанализировать, каков же результат, получившийся в ходе активного освоения личностью всей системы социальных связей. Это 2-ая специфическая проблема социальной психологии, которая на традиционном языке обозначается как проблема социальной установки.
3-я «законная» проблема социальной психологии в изучении личности – анализ так называемых социально-психологических качеств личности.
2. Социализация
Термин «социализация», неоднозначно растолковывается учеными. Иногда в качестве синонимов используются слова «развитие личности» и «воспитание».
Суть понятия «социализация» в том, что это процесс вхождения индивида в социальную среду. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности.
Человек не просто усваивает опыт социальный, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
Выделяют сферы, в которых осуществляется это становление личности:
1. Деятельность.
На протяжении всего процесса социализации индивид осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще 3 чрезвычайно важных процесса:
1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
2) центрирование вокруг
главного, выбранного и соподчинение
ему всех остальных
3) освоение личностью
в ходе реализации
Все эти три процесса объединяются в единый процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
2. Общение.
Оно неразрывно связано с деятельностью и поэтому в контексте социализации его рассматривают со стороны расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, их специфику. Углубление – это переход от монологического общения к диалогическому.
3. Развитие самосознания.
В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.
Осуществляясь в этих сферах, социализация развивается, проходя какие-то стадии своего развития.
1. Дотрудовая.
Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Она разделяется на периоды:
а) Стадия адаптации, или первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
б) Стадия индивидуализации. б.1.) Промежуточная социализация. Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. Характерна подростковому возрасту. б.2.) Устойчиво концептуальная социализация. Характеризуется вырабатыванием устойчивых свойств личности. Юношеский возраст (18-25 лет).
в) Стадия интеграции. Появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
2. Трудовая стадия.
Охватывает весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
3. Послетрудовая стадия.
Рассматривает пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему – это нормы, ценности и знаки.
Те конкретные
группы, в которых личность приобщается
к системам норм и ценностей и
которые выступают
К механизмам социализации относят: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексию.
Импритинг – это специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родители, братья и сестры, будущие половые партнёры, пищевые объекты, характерные признаки обычного места обитания.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
3. Социальная установка
Процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит. А формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.
У Узнадзе установка – это готовность субъекта к определенным действиям, к активности. Она больше касается физиологических потребностей человека.
В социальной психологии пользуются синонимом термина «социальная установка» аттитюдом.
Аттитюд – социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.
После длительного изучения проблемы были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми последователями. Аттитюд понимался как:
а) определенное состояние сознания и нервной системы;
б) выражающее готовность к реакции;
в) организованное на основе предшествующего опыта,
г) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, установлена зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
В дальнейшем были выделены 4 функции аттитюдов:
Все эти функции аттитюд способен выполнить, потому что обладает сложной структурой.
Структура аттитюда (по М.Смиту)