Лекция по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy_Sotsialnaya_psikhologia.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

 

max


Ориентация

на собственные  Противодействие  Сотрудничество

цели

Компромисс

 

                      Избегание    Уступчивость

 

                    min       max

Ориентация на цели другого

 

Существует несколько  теорий, объясняющих межличностное  взаимодействие, описывающих его.

1. Теория обмена Дж.Хоманса. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты, и стараются их уравновесить. Тогда взаимодействие станет устойчивым и приятным. Эта теория опирается на 4 принципа:

  1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
  2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;
  3. если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
  4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

2. Символический  интеракционизм Дж.Мида. (Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.) Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения, как бы «разгадываем» мысли других. Сущность этой теории заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов.

3. Теория управления  впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана. Она утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других.

4. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Здесь межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Потому, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям развития.

Говоря об условиях эффективного взаимодействия в ситуации общения, выделяют основные – это дистанция  и позиция в общении. Так же имеют значение время, место, ситуация, стиль, тон общения и т.д.

Во-первых, если вы хотите, чтобы собеседники чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию.

Во-вторых, взаимодействие между людьми только тогда будет  гармоничным и эффективным, когда  между ними будут установлены  параллельные трансакции. Позиция в  общении раскрывается через теорию трансактного анализа, предложенную Э.Берном.

Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга

1.Особенности социальной  перцепции

2. Механизмы и эффекты  социальной перцепции

3. Закономерности привлекательности  при первом впечатлении

 

1. Социальную  перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:

  • познание себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона  общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я.  Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Огромное влияние оказывает профессия наблюдателя.

Наиболее существенными  свойствами наблюдаемого являются: мимика, экспрессия, т.е. способы выражения  чувств, жесты и позы, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.

 

2. Механизмы  и эффекты социальной перцепции

К механизмам межличностной  перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация - уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным  по своему содержанию. Эмпатия рассматривается  как системное образование, которое  включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и  процесс формирования привлекательности  какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия – механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или  понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция  как механизм настолько важен  и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию  часто называют явлением, в том  случае, если это явление лежит  в основе других механизмов.

Казуальная  атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Разновидность стереотипизации:

 2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный  диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией  человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку.  В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину  успеха люди чаще всего приписывают  себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также  и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

 

3. Закономерности  привлекательности при первом  впечатлении

Формы восприятия и понимания человека человеком.

1.Аналитическая. Здесь каждый элемент внешности связывается с наличием определенной личностной чертой. Свойственен врачам, художникам, всем тем, кому по роду своей профессии приходится заниматься изучением внешнего облика человека.

2.Эмоциональная. Качества личности приписываются на основе своего эмоционального отношения к нему, базирующегося на эффектах новизны и первичности (ореола). Этот тип встречается у детей, женщин, эмоционально возбудимых лиц с образным типом памяти и мышления.

3.Перцептивно-ассоцитивная. Это восприятие по аналогии с другим, хорошо знакомым человеком или только чем-то внешне напоминающим. Здесь главный механизм – имплицитная теория личности. Этот тип чаще встречается у пожилых людей, у людей с богатым профессиональным и жизненным опытом общения с различными людьми.

4.Социально-ассоциативная. Оценка осуществляется на основе социальных стереотипов. Воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Этот тип восприятия свойственен политикам, философам, руководителям, социологам.

Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей.

1. Неумение различать  ситуации общения по следующим  признакам:

а) цели и задачи общения людей  в данной ситуации, б) их намерения  и мотивы, в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей, г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие предварительных  установок, оценок, убеждений. 

3. Наличие уже сформированных  стереотипов, в соответствии с  которыми формируются установки.

4. Стремление делать  преждевременные заключения о  личности еще до получения о ней достоверной информации.

5. Отсутствие желания  и привычки прислушиваться к  мнению других людей.

6. Косность восприятия, т.е. существующее мнение не  меняется на накопление новой  информации.

Специальные психологические  исследования выяснили, что первое впечатление формируется под воздействием трех факторов – фактора превосходства, фактора привлекательности и фактора отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной, групповой и др. Суть его в том, что партнеры по общению склонны систематически переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Если же они имеют дело с партнерами, которых, по их мнению, они в чем-то превосходят, то они их и недооценивают. Иначе говоря, происходит либо общая недооценка, либо общая переоценка партнера.

Информация о работе Лекция по "Социальной психологии"