Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии
max
на собственные
цели
min max
Ориентация на цели другого
Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие, описывающих его.
1. Теория обмена Дж.Хоманса. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты, и стараются их уравновесить. Тогда взаимодействие станет устойчивым и приятным. Эта теория опирается на 4 принципа:
2. Символический интеракционизм Дж.Мида. (Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.) Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения, как бы «разгадываем» мысли других. Сущность этой теории заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов.
3. Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана. Она утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других.
4. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Здесь межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Потому, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям развития.
Говоря об условиях эффективного взаимодействия в ситуации общения, выделяют основные – это дистанция и позиция в общении. Так же имеют значение время, место, ситуация, стиль, тон общения и т.д.
Во-первых, если вы хотите, чтобы собеседники чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию.
Во-вторых, взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффективным, когда между ними будут установлены параллельные трансакции. Позиция в общении раскрывается через теорию трансактного анализа, предложенную Э.Берном.
1.Особенности социальной перцепции
2. Механизмы и эффекты социальной перцепции
3. Закономерности
1. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я. Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.
В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Огромное влияние оказывает профессия наблюдателя.
Наиболее существенными свойствами наблюдаемого являются: мимика, экспрессия, т.е. способы выражения чувств, жесты и позы, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.
2. Механизмы и эффекты социальной перцепции
К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.
Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).
Следует отличать от сочувствия и сопереживания.
Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.
Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Рефлексия – механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.
Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.
Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.
Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:
1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.
Разновидность стереотипизации:
2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.
3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.
4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.
Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.
5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).
Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.
6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.
7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.
Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.
3. Закономерности привлекательности при первом впечатлении
Формы восприятия и понимания человека человеком.
1.Аналитическая. Здесь каждый элемент внешности связывается с наличием определенной личностной чертой. Свойственен врачам, художникам, всем тем, кому по роду своей профессии приходится заниматься изучением внешнего облика человека.
2.Эмоциональная. Качества личности приписываются на основе своего эмоционального отношения к нему, базирующегося на эффектах новизны и первичности (ореола). Этот тип встречается у детей, женщин, эмоционально возбудимых лиц с образным типом памяти и мышления.
3.Перцептивно-ассоцитивная. Это восприятие по аналогии с другим, хорошо знакомым человеком или только чем-то внешне напоминающим. Здесь главный механизм – имплицитная теория личности. Этот тип чаще встречается у пожилых людей, у людей с богатым профессиональным и жизненным опытом общения с различными людьми.
4.Социально-ассоциативная. Оценка осуществляется на основе социальных стереотипов. Воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Этот тип восприятия свойственен политикам, философам, руководителям, социологам.
Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей.
1. Неумение различать ситуации общения по следующим признакам:
а) цели и задачи общения людей в данной ситуации, б) их намерения и мотивы, в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей, г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
2. Наличие предварительных установок, оценок, убеждений.
3. Наличие уже сформированных
стереотипов, в соответствии с
которыми формируются
4. Стремление делать преждевременные заключения о личности еще до получения о ней достоверной информации.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
6. Косность восприятия, т.е. существующее мнение не меняется на накопление новой информации.
Специальные психологические исследования выяснили, что первое впечатление формируется под воздействием трех факторов – фактора превосходства, фактора привлекательности и фактора отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной, групповой и др. Суть его в том, что партнеры по общению склонны систематически переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Если же они имеют дело с партнерами, которых, по их мнению, они в чем-то превосходят, то они их и недооценивают. Иначе говоря, происходит либо общая недооценка, либо общая переоценка партнера.