Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии
Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:
Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.
Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.
Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.
Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.
Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.
Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.
Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)
В социальной психологии общение различают по двум основаниям:
1) Межличностное и массовое.
Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.
Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.
2) Межперсональное и ролевое общение.
Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.
Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.
Функции общения.
1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.
5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.
В межличностном общении выделяют 3 типа:
1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.
3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.
1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).
Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.
Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.
2. Коммуникативный барьер. Это проблема интерпретации сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Дело в том, что интерпретация зависит от того, кто дает информацию и от того, кто принимает. Поэтому и могут возникнуть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Выделяют 3 типа барьеров.
1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:
Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.
3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.
3.1.) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Отнесение человека к авторитетным зависит от:
3.2.) Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
Вообще-то говоря, коммуникативные
барьеры являются формой психологической
защиты от постороннего психического
воздействия, т.к. любая информация
несет в себе элемент воздействия
на поведение или желания
3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).
Практика социального
общения выработала два основных
способа осуществления
Внушение – это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.
4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:
Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.
Выделяют следующие виды невербальных средств общения.
1) Визуальные:
2) Акустические:
3) Тактильные:
такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
4) Ольфакторные:
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Зоны дистанции:
При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.
Эта сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.
Виды социальных мотивов взаимодействия:
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация выигрыша другого (агрессия);
6) минимизация различий в выигрышах (равенство).
Соответственно этим мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии: