Лекция по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:02, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
Лекция 2. Общение как коммуникация
Лекция 3. Общение как взаимодействие
Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга
Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy_Sotsialnaya_psikhologia.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Все виды общения  вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит  указать:

    • деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),
    • личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),
    • инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),
    • целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).

Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее. 

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у  человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать  этим ожиданиям. Есть еще такое понятие  как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).

 

      1. Общение как социально-психологическая проблема

Человеческое общение  напоминает своеобразную пирамиду, состоящую  из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с  другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

Функции общения.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и  феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).

Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей  составляющей коммуникативных способностей.

2. Коммуникативный барьер. Это проблема интерпретации сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Дело в том, что интерпретация зависит от того, кто дает информацию и от того, кто принимает. Поэтому и могут возникнуть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

  • Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.
  • Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.
  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

3.1.) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Отнесение человека к авторитетным зависит от:

  • Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе.
  • Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.
  • Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.
  • Компетентности.
  • Искренности.

3.2.) Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Вообще-то говоря, коммуникативные  барьеры являются формой психологической  защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия  на поведение или желания воспринимающего  – реципиента.

3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

Практика социального  общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью  сообщений: убеждение и внушение. Убеждение – процесс логического обоснования сообщением какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника и сделать его готовым действовать в соответствии с этой точкой зрения.

Внушение – это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

  • создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
  • придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;
  • выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы  и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

1) Визуальные:

  • кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;
  • выражение лица, глаз;
  • позы – осанка, походка человека;
  • направление взгляда, визуальные контакты;
  • кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;
  • проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
  • вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
  • средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

2) Акустические:

  • паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;
  • экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3) Тактильные:

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4) Ольфакторные:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток  каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить  так же, как  словесный.

Проксемика исследует  расположение людей в пространстве при общении.

Зоны дистанции:

  1. Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.
  2. Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.
  3. Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.
  4. Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Лекция 3. Общение как взаимодействие

Эта сторона общения  включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.

Виды социальных мотивов взаимодействия:

1) максимизация общего  выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного  выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша  другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша  другого (агрессия);

6) минимизация различий  в выигрышах (равенство).

Соответственно этим мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

  1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).
  2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).
  3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства (равенство).
  4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).
  5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).

Информация о работе Лекция по "Социальной психологии"