Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 231.78 Кб (Скачать файл)

По результатам данного  теста можно сделать следующие  выводы: в экспериментальной группе 11 человек характеризуются высокой  степенью тревожности, и лишь 6 человек  – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая  степень тревожности выявлена у 7 человек, хорошее психическое состояние  у 8 человек.

В экспериментальной группе 7 человек характеризуются высокой  степенью депрессивности, и лишь 5 человек  – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая  степень депрессивности выявлена у 4 человек, хорошее психическое состояние  у 12 человек.

По показателям и тревожности  и депрессивности у экспериментальной  группы показатели больше, чем у  контрольной.

Результаты проведения методики «Почему Вы курите?» (см. Приложение 2)

Рис.3

 

Рис.4

Исходя из результатов  данного теста, можно сделать  следующие выводы:

1.  самый высокий показатель причин курения был выявлен «игра с сигаретой» - 6 человек в экспериментальной группе и 3 человека в контрольной группе.

2.  вторым по значимости мотивом был назван «привычка» - 3 человека в экспериментальной группе и 2 человека - в контрольной.

3.  третьим мотивом был назван «стимуляция» 2 человека в экспериментальной группе и 1 человек в контрольной.

Таким образом, можно сказать, что курение в обеих группах  в большинстве своём имеет  психологический характер, и от него достаточно легко будет избавиться, применив определенные методы психологического воздействия.

Выявление различий между  группами

Для выявления различий между  группами контрольной и экспериментальной, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих  к двум совокупностям данных, и  для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически  достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

где х{ — среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;

mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

где St — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

Л — выборочная дисперсия  второй переменной (по второй выборке);

я, — число частных  значений переменной в первой выборке;

п2 — число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице 32 для заданного  числа степеней свободы, равного  п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1 находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Будем сравнивать полученные результаты по тесту «Тревожность и  депрессия», где у нас есть численной  значение показателей.

Полученные данные (использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)

Таблица 2

Критерий Стьюдента для  выявления различий в тревожности

Группа №

Среднее

Стандартное отклонение

СОС

Экспериментальная

0,653

1,683

0,3763

Контрольная

0,342

1,704

0,3811

РАЗНОСТЬ

0,311

 

0,5355

95% доверительный интервал  для разности : от -3,079 до 0,18912

T = 1,058; число степеней  свободы = 38; вероятность допустимой  ошибки 0,05

Критерий Стьюдента для  выявления различий в депрессии

Группа №

Среднее

Стандартное отклонение

СОС

Экспериментальная

0,6255

1,518

0,3394

Контрольная

0,015

1,825

0,4081

РАЗНОСТЬ

0,6105

 

0,5308

95% доверительный интервал  для разности : от – 0,464 до 1,865

T = 1,150; число степеней  свободы = 38; вероятность допустимой  ошибки 0,05

Сравним полученные критерии с табличными:

* при числе степеней  свободы 30 и вероятности допустимой  ошибки 0,05, критическое значение t = 2,04;

* при числе степеней  свободы 40 и вероятности допустимой  ошибки 0,05, критическое значение t = 2,02.

Наше значение степеней свободы = 38, а полученные показатели по тревожности 1,058 и по депрессии 1,150, что меньше табличных значений 2,04 и 2,02.

Полученные данные говорят  о том, что сравниваемые средние  значения двух выборок, равные в нашем  случае: по тревожности: 0,653 и 0,342 и по депрессии 0,625 и 0,015, статистически достоверно не отличаются друг от друга.

 

2.2 Результаты вторичного  тестирования экспериментальной  группы после проведения тренинга  по психопрофилактике табакокурения.

Данный тренинг психопрофилактики  был проведён в течение 1,5 месяцев  на базе “Центра социальной поддержки  детей и подростков” г. Одинцово Московской области, в феврале –  апреле 2007 года. После проведения тренинга экспериментальная группа была подвергнута вторичному тестированию по методикам «Тревожность и депрессия» и «Агрессивность Басса-Дарки». (См. Приложение 4, 5)

Результаты теста «Тревожность и депрессия» (см.Приложение3)

Таблица 3

№ п/п

До проведения тренинга

После проведения тренинга

Тревожность

Депрессия

Тревожность

депрессия

Степень

Показатель

Степень

Показатель

Степень

Показатель

Степень

Показатель

1

В

-1,34

Н

0,19

В

-1,29

Н

0,19

2

Н

-1,14

В

-1,35

Х

1,29

Н

-1,27

3

Н

0,17

Н

0,97

Х

1,30

Н

1,01

4

Х

1,32

Х

1,33

Х

0,34

Х

1,32

5

В

-2,12

В

-2,38

В

-2,04

В

-1,96

6

В

-1,76

Х

1,59

Н

-1,12

Х

1,54

7

В

-1,83

Н

1,17

В

-1,52

Х

1,29

8

Н

0,97

Н

1,07

Н

0,98

Н

1,07

9

В

-1,97

В

-2,05

В

-1,67

В

-1,98

10

В

-1,29

Н

-1,18

Н

-1,04

Н

-1,05

11

Н

1,04

Х

2,24

Х

0,36

Х

2,31

12

Х

2,14

Х

2,41

Х

2,15

Х

2,4

13

Н

1,19

В

-1,33

Х

0,62

Н

-1,22

14

Н

-0,69

В

-1,47

Н

0,23

В

-1,36

15

В

-2,01

В

-2,94

В

-1,78

В

-1,66

16

В

-2,13

Н

-0,12

В

-2,01

Н

-0,1

17

В

3,01

Х

3,81

Н

1,13

Х

3,42

18

Х

1,88

Н

-0,76

Х

1,89

Н

-0,33

19

В

-2,56

Н

0,89

Н

-1,22

Н

0,62

20

В

-2,18

В

-1,8

В

-1,98

В

-1,82

После повторного проведения тестирования после проведения тренинга существенно улучшились показатели тревожности экспериментальной  группы: снизилось число подростков, обладающих высокой степени тревожности  с 11 человек до 7 человек, неопределенной состояние выраженности тревожности  выявлено у 9 человек , а было у 8 человек. Хорошее психическое состояние  было выявлено у 6 человек, а до тренинга было 5 человек.

После повторного проведения тестирования после проведения тренинга существенно улучшились показатели депрессии экспериментальной группы: снизилось число подростков, обладающих высокой степени депрессии с 7 человек до 5 человек, неопределенной состояние выраженности тревожности  выявлено у 9 человек , а было у 8 человек. Хорошее психическое состояние  было выявлено у 6 человек, а до тренинга было 5 человек.

Результаты повторного тестирования экспериментальной группы после  проведения тренинга по методике Басса-Дарки  на определение составных частей агрессивности.

 

Количество человек

                                                           

16

                                                         

15

                                                         

14

                                                         

13

                                                         

12

                                                         

11

                                                         

10

                                                         

9

                                                         

8

                                                         

7

                                                         

6

                                                         

5

                                                         

4

                                                         

3

                                                         

2

                                                         
 

1

                                                         
 

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Чувство вины

Общая агрессивность

Враждебность

Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению