Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 231.78 Кб (Скачать файл)

Рис.5 Показатели высокой  степени проявления качеств в  группах: серый цвет – до проведения тренинга, тёмный - после проведения тренинга

 

Полученные данные позволяют  сделать следующие выводы:

1.  после проведения тренинга снизилась высокая степень выраженности таких составляющих частей агрессивности, как: физическая, косвенная агрессивность, раздражительность, подозрительность и враждебность.

2.   проведение тренинга не повлияло на такой показатель, как обида.

3.  после проведения тренинга увеличились показатели негативизм и чувство вины.

2.2.  Методы математико-статитистической проверки полученных данных

Для проверки значимости полученных данных, воспользуемся методом статистического  анализа экспериментальных данных, а именно критерием χ2.(Р.С. Немов, том 3., стр. 572)

Используем метод дисперсионного анализа повторных измерений.

Для сравнения будем брать  показатель общей агрессивности  – до и после эксперимента.

Полученные данные (использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)

χ2 = 9,72

Если сравнить полученный результат с граничными (критическими) значениями χ2 – критерия, соответствующие разным вероятностям допустимой ошибка и разным степеням свободы..

В нашем случае значение числа степеней свободы 2 выясняем степень  значимости образовавшихся различий до и после эксперимента. Полученное значение критерия больше 9,21 (табличное  значение) при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,01.

Следовательно, гипотеза о  значимых изменениях, которые произошли  после проведения тренинга, экспериментально подтвердились.

 

Вывод

На основании полученных данных и анализа теоретических  источников по проблеме табачной зависимости  у подростков, были сделаны следующие  выводы:

1. Социально-психологическими  факторами, влияющими на формирование  табачной зависимости, являются: нарушенные отношения между членами  семьи (включая дефицит родительской  эмпатии); отсутствие доверительных  отношений с ребенком; воспитание  по типу гипоопеки или противоречивой  направленности родительских установок;  преобладающий круг общения с  курящими подростками, в сочетании  с различными формами девиантного  или криминального поведения;  невозможность удовлетворить свои  актуальные потребности в сочетании  с отсутствием устойчивых позитивных  увлечений, неспособностью к организации  досуга. Ведущую роль в работе  с зависимыми подростками играют  методы индивидуальной и групповой  психотерапии с обязательным  вовлечением в работу родительской  семьи и ближайшего окружения.  Роль педагогического коллектива  заключается в содействии подростку  в возвращении его в образовательную  среду.

2. В контрольной группе  преобладают подростки с лабильной  акцентуацией характера (6 человек), которая описывается следующим  образом: «Лабильные подростки  весьма чутки ко всякого рода  знакам внимания, благодарности,  похвалам и поощрениям – все  это доставляет им искреннюю  радость, но вовсе не побуждает  к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются  и способны вторгнуть в беспросветное  уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки  переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая  склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам»;  а также по 3 человека с гитпертимным, психостеническим и конформным  типом акцентуации. В экспериментальной  группе преобладает гипертимный  тип акцентуации (5 человек) и  шизоидный (4 человека). Шизоидный  тип акцентуации характеризуется  следующим: «Недоступность внутреннего  мира и сдержанность в проявлении  чувств делают непонятными и  неожиданными для окружения многие  поступки шизоидов, ибо все, что  им предшествовало, – весь ход  переживаний и мотивов – осталось  скрытым, легко становятся на  путь частых и регулярных выпивок,  постоянного табакокурения или  наркотиков».

3. В обеих группах отмечаются  высокие уровни агрессивности,  демонстративности, тревожности,  низкие уровни уверенности в  себе, самооценки, рациональности и  самостоятельности. Курение в  обеих группах в большинстве  своём имеет психологический  характер, и от него достаточно  легко будет избавиться, применив  определенные методы психологического  воздействия.

4. В экспериментальной  группе преобладает косвенная,  вербальная агрессия, обида, чувство  вины, общая агрессивность и враждебность, а в контрольной группе преобладает  физическая агрессия, раздражение,  негативизм и подозрительность.

5. Выявление мотивации  употребления сигарет выявило  главный показатель: «игра с сигаретой», второй по значимости «привычка», третьим мотивом был назван  «стимуляция».

6. После повторного проведения  тестирования в экспериментальной  группе (после проведения тренинга) существенно улучшились показатели  следующих характеристик личности: снизилось число подростков, обладающих  высокой степени тревожности,  депрессии, снизилась высокая  степень выраженности таких составляющих  частей агрессивности, как: физическая, косвенная агрессивность, раздражительность,  подозрительность и враждебность, но не повлияло на такой  показатель, как обида. После применения  статико-математических методов  обработки результатов, мы пришли  к выводу, что гипотеза о значимых  изменениях, которые произошли после  проведения тренинга, экспериментально  подтвердились.

Рекомендации

Одно из важных направлений  коррекционно-воспитательной работы с  подростками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов отказа от употребления табачных изделий и  мотивов морального порядка. Достижение успехов в большей мере зависит  от положительного, эмоционально окрашенного  отношения учащихся к учебной  и трудовой деятельности, к педагогам  и коллективу товарищей.

1. Необходимо вовлечение  изолированного подростка с интересную  деятельность. Оказать помощь в  достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит  употребление табачных изделий  подростком (преодоление неуверенности,  социальной адаптации в коллективе  сверстников и т.д.)

2. Научить подростка преодолеть  агрессивность (вспыльчивость, обидчивость)  которая часто является не  только причиной, но и следствием  употребления табачных изделий.

4. Использовать косвенные  меры, которые будут перемотивировать  подростка на отказ употребления  табачных изделий: например предложить  авторитетным некурящим сверстникам  оказать влияние на курящего  подростка.

5. Целенаправленно включать  курящих подростков, в социально  одобряемую деятельность. Особое  психологическое значение приобретает  методика рубежей-коллективных (например, годовщина школы), лично-коллективных (окончание учебного года) и личных (день рождения). Специальная подготовка  к ним увлекая подростков своим  содержанием и способами организации,  вырабатывает в группе детей  определенный стиль и создает  тон способствующие развитию  отношений взаимозависимости, взаимоответственности,  развивающие новые формы общения  подростков друг с другом и  со взрослыми, общение на более  высоких уровнях.

6. Включение подростков  в систему социально значимой  деятельности приводит к реальному  укреплению контактных коллективов  детей, в которых сокращается  число изолированных, противостоящих  друг другу групп.

В коллективной социально  одобряемой деятельности, где реально  накапливается нравственный опыт взаимного  доверия, уважения, взаимной требовательности, создаются условия для ликвидации товарищества, в котором подростки  коллективно курят. Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутришкольная и внешкольная социально-признаваемая деятельность ребят. Особенно возрастает значение организационного труда подростков. Выступая в его процессе не только как исполнитель, но и как ответственный  организатор, подросток действительно  ощущает свою реальную самостоятельность, активно включаясь в новую  систему взаимоотношений и с  товарищами, и с взрослыми.

В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но главное, формируется сознание долга. Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность.

7. Для повышения уровня  адаптированности можно использовать  следующее: знакомство подростка  с культурой общения, взаимоотношением  между людьми; обеспечение условий  для удовлетворения потребностей  подростка в самоутверждении;  развитие интересов, формирование  познавательной мотивации; обучение  адекватным способам выражения  негативных чувств; расширение репертуара  общения, умение сочетать роль  «командира» и «подчиненного», - всех тех, которые зависят от  личностных качеств подростка,  не от употребления табачной  продукции.

 
Литература

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. Учебник для высших  учебных заведений. – М.: Аспект  Пресс, 2001. – 376с.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во  МГУ, 1988. – 432с.

3. Берон Р., Ричардсон Д.  Агрессия – СПб.; Питер, 1997 – 336 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

4. Братусь Б.С., Лимин О.В.  Закономерности развития деятельности  и проблемы психолого-педагогического  воздействия на личность // Вестник  МГУ. – 1982.

5. Годфруа Ж. Что такое  психология: В 2-х т. Изд. 2-е,  стереотипное, Т. 1: Пер. с франц.  – М.: Мир, 1996. – 496с.

6. Годфруа Ж. Что такое  психология: В 2-х т. Изд. 2-е,  стереотипное, Т.2: Пер. с франц.  – М.: Мир, 1996. – 496с.

7. Гонеева А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. Заведений / А.Д.Гонеева, Н.И.  Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под  ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский  центр «Академия», 1999. – 280с.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович  Л.А. Психологический словарь  – справочник. Мн.: Харвест, М.. АСТ, 2001. – 576с.

9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития  детей. Учеб. Для студентов дефектол. Фак.: педвузов и ун-ов . – 2-е  изд.. перераб. – М.: Просвещение:  Владос, 1995. – 112с.

Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению