Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.
Рис.5 Показатели высокой степени проявления качеств в группах: серый цвет – до проведения тренинга, тёмный - после проведения тренинга
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. после проведения тренинга снизилась высокая степень выраженности таких составляющих частей агрессивности, как: физическая, косвенная агрессивность, раздражительность, подозрительность и враждебность.
2. проведение тренинга не повлияло на такой показатель, как обида.
3. после проведения тренинга увеличились показатели негативизм и чувство вины.
2.2. Методы математико-статитистической проверки полученных данных
Для проверки значимости полученных
данных, воспользуемся методом
Используем метод
Для сравнения будем брать показатель общей агрессивности – до и после эксперимента.
Полученные данные (использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)
χ2 = 9,72
Если сравнить полученный результат с граничными (критическими) значениями χ2 – критерия, соответствующие разным вероятностям допустимой ошибка и разным степеням свободы..
В нашем случае значение числа степеней свободы 2 выясняем степень значимости образовавшихся различий до и после эксперимента. Полученное значение критерия больше 9,21 (табличное значение) при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,01.
Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли после проведения тренинга, экспериментально подтвердились.
Вывод
На основании полученных данных и анализа теоретических источников по проблеме табачной зависимости у подростков, были сделаны следующие выводы:
1. Социально-психологическими
факторами, влияющими на
2. В контрольной группе
преобладают подростки с
3. В обеих группах отмечаются
высокие уровни агрессивности,
демонстративности,
4. В экспериментальной
группе преобладает косвенная,
вербальная агрессия, обида, чувство
вины, общая агрессивность и
5. Выявление мотивации
употребления сигарет выявило
главный показатель: «игра с сигаретой»,
второй по значимости «
6. После повторного проведения
тестирования в
Рекомендации
Одно из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с подростками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов отказа от употребления табачных изделий и мотивов морального порядка. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.
1. Необходимо вовлечение
изолированного подростка с
2. Научить подростка преодолеть
агрессивность (вспыльчивость,
4. Использовать косвенные
меры, которые будут
5. Целенаправленно включать
курящих подростков, в социально
одобряемую деятельность. Особое
психологическое значение
6. Включение подростков
в систему социально значимой
деятельности приводит к
В коллективной социально
одобряемой деятельности, где реально
накапливается нравственный опыт взаимного
доверия, уважения, взаимной требовательности,
создаются условия для
В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но главное, формируется сознание долга. Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность.
7. Для повышения уровня
адаптированности можно
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432с.
3. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.; Питер, 1997 – 336 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
4. Братусь Б.С., Лимин О.В.
Закономерности развития
5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное, Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное, Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496с.
7. Гонеева А.Д. и др.
Основы коррекционной
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. Мн.: Харвест, М.. АСТ, 2001. – 576с.
9. Забрамная С.Д. Психолого-
Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению