Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 231.78 Кб (Скачать файл)

Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: "Просим Вас  ответить на серию вопросов, которые  помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне".

Если состояний, указанных  в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

если встречаются очень  редко – 4 балла;

если бывают временами  – 3 балла;

если они бывают часто  – 2 балла;

если почти постоянно  или всегда – 1 балл.

Если вопрос Вам не понятен  – обратитесь за разъяснением.

Исследование коллективное или индивидуальное.

Тестируемые получают бланк  ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Вопросы

1. Замечаете ли Вы, что  стали более медлительны и  вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает  заснуть, если Вас что-нибудь  тревожит?

3: Чувствуете ли Вы  себя подавленным и угнетенным?

4.Бывает ли у Вас  ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5.Замечаете ли Вы, что  сейчас испытываете меньшую потребность  в дружбе и ласке, чем раньше?

6.Приходит ли Вам мысль,  что в Вашей жизни мало радости  и счастья?

7.Замечаете ли Вы, что  стали каким-то безразличным, нет  прежних интересов и увлечений?

8.У Вас бывают периоды  такого беспокойства, что Вы даже  не можете усидеть на месте?

9.Ожидание Вас тревожит  и нервирует?

10.У Вас бывают кошмарные  сновидения?

11.Вы испытываете тревогу  и беспокойство за кого-нибудь  или за что-нибудь?

12.Бывает ли у Вас  чувство, что к Вам относятся  безразлично, никто не стремится  Вас понять и посочувствовать  Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13.Вы обращали внимание  на то, что руки или ноги  часто находятся у Вас в  беспокойном движении?

14.Чувствуете ли Вы  у себя нетерпеливость, непоседливость  или суетливость?

15.Вам часто хочется  побыть одному?

16. Вы замечаете, что  Ваши близкие относятся к Вам  равнодушны или даже неприязненно?

17.Вы чувствуете себя  скованно и неуверенно в обществе?

18.Приходят ли Вам мысли,  что Ваши подруги (друзья) или  близкие более счастливы, чем  Вы?

19.Прежде, чем принять  решение, Вы долго колеблетесь?

20.У Вас возникает чувство,  что во многих неприятностях  виноваты Вы сами?

Обработка полученных данных

Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным  в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед  за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или  отрицательного знака) диагностических  коэффициентов для каждой шкалы  отдельно.

Алгебраическая сумма  коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует  о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в  пределах от -5,6 до-1,28.

Пограничное состояние тревожности  проявляется в снижении порога возбуждения  по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая  реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется  в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в  невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения  контактов с окружающими, наличии  чувства безрадостности и одиночества.

ТРЕВОЖНОСТЬ

ДЕПРЕССИЯ

номера признаков тревожности

Баллы

1

2

3

4

5

2

-1,38

-0,44

1,18

1,31

0,87

4

-1,08

-1,3

-0,6

0,37

1,44

8

-1,6

-1,34

-0,4

0,6

0,88

9

-1,11

0

0,54

1,22

0,47

10

-0,9

-1,32

-0,41

-0,41

1,2

11

-1,19

-0,2

1,04

1,03

0,4

13

-0,78

-1,48

-1,38

0,11

0,48

14

-1,26

-0,93

-0,4

0,34

1,24

17

-1,23

-0,74

0

0,37

0,63

19

-1,92

-0,36

0,28

0,56

0,1

номера признаков депрессии

Баллы

1

2

3

4

5

1

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

3

-1,51

-1,53

-0,34

0,58

1,4

5

-1,45

- ,26

-1

0

0,83

6

1,38

- ,62

-0,22

0,32

0,75

7

-1,3

- ,5

-0,15

0,8

1,22

12

-1,34

- ,34

-0,5

0,3

0,72

15

-1,2

- ,23

-0,36

0,56

0,2

16

-1,08

- ,08

-1,18

0

0,46

18

-1,2

- ,26

-0,37

0,21

0,42

20

-1,08

0,54

-од

0,25

0,32

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Программа по психопрофилактике  табакокурения в подростковом возрасте, учитывающая личностные характеристики подростков и факторов способствующих развитию зависимости у подростков.

Общие принципы психологической  профилактики

Традиционно профилактика наркологических  заболеваний среди подростков строилась  на системе информации о вреде  алкоголя и наркотиков, которая доносилась до слушателей в виде лекций, проводимых специалистами. В последние годы спектр мероприятий расширился за счет психологической работы, направленной на коррекцию личностных уклонений. Наиболее перспективным считается  проведение групповых тренингов. При  этом некоторые авторы приходят к  убеждению, что объектом направленности этих тренингов должна быть личность, а не собственно аддиктивное поведение (Сирота Н.А. и др., 1998).

Вообще система профилактики аддиктивного поведения должна начинаться гораздо раньше подросткового возраста, когда она заявляет о себе со всей остротой. В широком смысле она  является составной частью воспитания полноценно функционирующей личности. В более узком смысле она должна быть направлена на формирование в  первую очередь таких качеств  личности, как самостоятельность, самодостаточность, креативность, стрессоустойчивость. Групповая  психокоррекционная работа должна начинаться с младших классов школы или  даже с дошкольных учреждений. Здесь  могут применяться методы творческого  самовыражения и игровые. Игровые  методики в настоящее время занимают центральное место в групповой  работе с подростками (Кулаков С.А., 1996; Марасанов Г.И., 1998; Сирота Н.А. и  др., 1998).

Психокоррекционная работа с младшими подростками проводилась  под руководством психолога “Центре  социальной поддержки детей и  подростков” 

г. Одинцово Московской области. Применялся метод тематически ориентированной  групповой арт-терапии.

Тренинг для профилактики табачной зависимости

Цель тренинга: посредством  формирования полноценно функционирующей  личности максимально отсрочить  употребление табачных изделий и (или) добиться отказа от их употребления. Учитывая выявленные клинические, психологические и социальные характеристики несовершеннолетних, склонных к табачной зависимости, определены следующие задачи тренинга.

1. Развитие способностей  несовершеннолетних: общения, осознания  собственных эмоций и их регулирования,  креативности, адекватного использования  посторонней помощи, ответственности,  уверенности в себе, противостояния  постороннему давлению.

2. Получение несовершеннолетними  информации по их запросу из  области следующих основных проблем:  межличностных и семейных отношений,  интимной жизни, злоупотребления  табачной продукцией и её профилактике, выбора профессии и др.

3. Гармонизация отношений  несовершеннолетних с членами  их семей. 

4. Углубление взаимного  знакомства педагогов и учащихся.

5. Сплочение школьного  коллектива.

5.2. Формирование группы  и режим работы 

Содержание тренинга

При работе с подростками  в возрасте до 13 лет основной трудностью начального этапа является двигательная расторможенность и повышенная физическая агрессивность. Для старших же подростков характерна недоверчивость по отношению  к руководителю, боязнь разглашения  тайны происходящего в группе. Вопреки первоначальным ожиданиям, в разновозрастной группе старшие  подростки не только не стремились поддерживать дисциплину, но и сами вовлекались в нарушения правил поведения младшими подростками, проявляя при этом признаки возрастного регресса. Их агрессивность проявлялась провокационным поведением, например, обвинениями  типа: ”Наша классная руководительница призналась, что Вы ей все о нас  рассказываете”, предложением руководителю десять раз отжаться от пола, неэтичными вопросами, касающимися интимных сторон его жизни и др. Такое поведение  являлось пробным камнем: насколько  можно доверять руководителю, а также  испытанием его власти. Если на начальном  этапе руководитель идентифицировался  ими с учителем, то в дальнейшем - со старшим товарищем. Вторая волна  агрессии может проявиться через  некоторое время, но в более мягкой форме, и является проверкой позиции  руководителя. Так, в одной из групп  несколько человек начинали употреблять  ненормативную лексику, чего ранее  не допускали. В связи с этим стиль  руководства колебался между  директивным (у младших подростков) и демократическим, но не эгалитарным (у старших).

Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению