Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:22, реферат
Лидер. На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве
главные - не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает
именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и
государством, властью всегда существовало своего рода соглашение
думать так.
качественно разные обстоятельства
могут потребовать
разных лидеров.
Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория
рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э.
Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что,
во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, не
исключено, что он им станет и в другой; во-вторых, в результате
стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются
группой как "лидеры вообще"; в-третьих, став лидером в определенной
ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его
избранию лидером и в следующий раз; в-четвертых, лидером чаще
выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.
Однако такая размытая
формулировка не сняла
теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили
третий, более или менее компромиссный,
теории. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые
было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена
лидерства: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и
мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их
следовать за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) институциональный
контекст, т.е.те официальные
и правовые параметры, в
лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Стогдилл и Шатли
предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия,
восприятия и поведения
Таким образом, лидерство стало рассматриваться как отношения между
людьми, а не как характеристика отдельного индивида.
Следуя этой традиции,
Р. Кеттел предложил
как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями и
потребностями последователей,
достижению групповых целей. В этой же традиции работали и другие
американские психологи, в том числе Э. Холландер и Дж. Джулиан.
Собственно говоря, на современном этапе развития
политико-психологической науки практически все исследования в области
политического лидерства можно отнести к ситуативно-личностным
теориям, поскольку уже
ни у кого не вызывает
учета обоих факторов.
Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в
изучение этой проблемы. Например, теория ожидания - взаимодействия.
Вот наиболее яркие ее представители: Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р.
Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Этой школе принадлежит попытка
создания онерациональной модели лидерства, в частности, Ф. Фидлер
предлагает свой вариант - "вероятностную модель эффективности
лидерства", в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а
точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений
между лидером и последователями, сути задачи, степени власти
лидера).
Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на
задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря,
инструментальное и эмоциональное лидерство, (Можно заметить, что
подобное разделение функций и ролей, разграничение сфер деятельности
инструментального и эмоционального лидера отдаленно напоминает
разделение функций
социальной психологии. На наш взгляд, выделяемые задачи, стоящие
перед лидером, являются атрибутами одного феномена, и введение двух
различных понятий, мало связанных друг с другом, несколько
надуманно.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с
ситуативными переменными
(причем каждая переменная
количественное выражение)
ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями,
хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой
предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер
более эффективен, когда
ситуация либо очень
неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения
лидер более эффективен в
ситуациях только умеренно
умеренно неблагоприятных.
В дальнейшем были сделаны попытки включить в эту модель
дополнительные личностные переменные, например, интеллект или факторы
организации задачи (координацию и сотрудничество членов группы) и
групповую композицию (совместимость членов группы).
Иное понимание Лидерства, дается в теориях так называемого
гуманистического направления, утверждающего, что человеческое
существо по природе своей - сложный мотивированный организм, а
организация в принципе
Поэтому лидер должен
так преобразовать организацию,
была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей,
потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление
целей организации. Эти идеи были развиты в работах Р. Блейка, Дж.
Макгрегора и других американских
психологов.Гуманистические
лидерства скорее применимы к малым социальным группам. Что же
касается политического лидерства,
то вряд ли имеет смысл
личных целях каждого из последователей, хотя, возможно, этот вопрос
все же требует особого рассмотрения (но не входит в задачу этого
обзора).
Довольно широкое
распространение в США
мотивационная теория
Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его
воздействия на мотивацию последователей, на их способность к
продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое
ими в процессе работы.
Эта теория предполагает определенную структуру лидерского
процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее
лидерство, директивное лидерство, лидерство,ориентированное на
достижение качественного результата; установки и поведение
последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение
работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения;
ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты
последователей и, вовторых, фактор "окружающей среды" (поставленная
задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от
которых зависит влияние
лидера на мотивацию
последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию
поведения ведомых,
Мотивационная теория лидерства позволяет не только предполагать
заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной
ситуации, но и объяснить, почему.
Заметное место среди
исследований проблемы
теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г.
Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли,
К. Джерджен рассматривают
чувствующего потребности и желания своих последователей и
предлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается на
эмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован на
решение реальных задач, достижение определенных целей, а может
придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими
последователями. Именно такой
стиль лидерства стал
в этих теориях, когда
межличностные отношения
план.
И наконец, атрибутивные теории рассматривают лидера как своего
рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих
последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу.
Ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет
определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в
процессе развития
это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой - это
процесс целенаправленного
воздействия на массовое
различных политических сил через средства массовой информации. В
американской действительности характеристики телевизионных героев
нередко проецируются на политических "героев".
Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и
действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания
лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях
последователей.
Как видно, многие американские психологи понимают феномен
политического лидерства как взаимодействие лидера и его
последователей. Оно рассматривается либо с акцентом на активности
лидера, либо с акцентом на активности последователей, либо как
результат двустороннего
Примером первого варианта может послужить идея Р. Мичелза о
"технической необходимости" лидеров, всегда существующих вне контроля
последователей'. Концепция лидерства как результата творчества
группы, предложенная А. Бентли, иллюстрируют возможность второго
варианта. Если говорить о третьей схеме анализа, то, например, Дж.
Пейдж считает, что "лидеры части',но являются последователями тех,
кем они руководят, а последователи - лидерами тех, за кем они
Следуют".
Поэтому совершенно очевидно,
что без исследования
политической активности масс анализ проблемы лидерства будет
неполным. Доказательством тому служит политизация всех социальных
слоев и групп современного общества, особенно резко проявляющаяся во
времена политических
Суммируя все изложенное, можно сделать вывод, что все
концептуальные подходы к проблеме лидерства находятся пока на стадии
внешнего описания явления и систематизации наблюдаемых или
предполагаемых его признаков,
накопления эмпирических
этих границах.
Не трудно заметить, что все вышеперечисленные подходы имеют право
на существование, поскольку все они отражают тот или иной аспект
проблемы. Но, повидимому, для комплексного понимания феномена
политического лидерства необходимо учитывать различные типы
переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в
каждый конкретный
Под переменными этой системы, которые необходимо учитывать при
анализе политического лидерства, подразумеваются: рассмотрение
личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа
выдвижения; анализ характеристик последователей; анализ отношений
между лидером и последователями; анализ контекста лидерства;
рассмотрение результата взаимодействия между лидером и
последователями в
При таком подходе на первый план выступают отношения лидера с
последователями. Некоторые авторы считают отношение "лидер -
последователи" доминирующим фактором, определяющим лидерство.
Например, М. Эделман считает, что лидерство определяется
специфической ситуацией и проявляется в ответе последователей на
действия и обращения лидера.
(Если они отвечают
за ним, то это лидерство, если нет, то это лидерством назвать
нельзя.)
Итак, даже краткий анализ существующих теорий лидерства дает
представление об этом феномене (хотя точного в научном смысле
определения нет). Но здесь возникает другой вопрос: какого рода
политические деятели имеются в виду, когда речь заходит о
политическом лидерстве? Пейдж, считает, и его точка зрения кажется
обоснованной, что политическое лидерство означает не только поведение
людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится
на среднем и более низком уровне; не только монархов, президентов и
премьеров, но и губернаторов,
мэров, лидеров партийных
т.д. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство